«Экологическая бомба замедленного действия в Казани прекратила свое существование»

Завод по термической обработке илового осадка начал поставлять биотопливо на цементные заводы России. Проектной мощности предприятия хватит на то
Завод по термической обработке илового осадка начал поставлять биотопливо на
цементные заводы России. Проектной мощности предприятия хватит на то, чтобы
перерабатывать все канализационные воды столицы Татарстана, в том числе учитывая
перспективную застройку.

Завод по термической обработке илового осадка казанского «Водоканала» начал поставлять производящееся из ила биотопливо на несколько цементных заводов России. Об этом стало известно в ходе инспекции работы завода мэром Казани Ильсуром Метшиным.

Как рассказал глава «Водоканала» Андрей Егоров, ежедневно на первой линии из 450 тысяч кубометров канализационных стоков производится 70 тонн биотоплива при проектной мощности 100 тонн. Благодаря этому город откажется от использования иловых полей, которые уже несколько десятков лет представляют серьезную экологическую проблему.

«Экологическая бомба замедленного действия в Казани прекратила свое существование»

– Для нас, для города это коммунальная и экологическая революция. Это первый в России завод по термомеханической обработке илового осадка, – отметил Метшин. – Вообще, стоков мы получаем 450 тысяч кубометров ежесуточно. До того, как мы ввели этот завод в эксплуатацию, 250 тонн илового осадка мы вывозили на иловые поля ежедневно, начиная с 70-х годов. Огромное, на 110 га «наследие» от наших жителей образовалось. Экологическая бомба замедленного действия прекратила свое существование. Мы получаем 70 тонн биотоплива, которое с удовольствием берут цементные заводы, и во вчерашний день ушла та проблема, которую мы с вами долгие годы наблюдали.

Строительство первой линии стоимостью 1,7 млрд рублей началось в декабре 2018 года на собственные средства «Водоканала» и завершилось в 2021 году. Технология заключается в том, что иловый осадок, полученный после очистки сточных вод, поступающих со всего города на БОСК, сначала обезвоживается на центрифугах до влажности 75%, а затем высушивается в сушильных барабанах. Полученная вода проходит дополнительную очистку, а высушенный осадок приобретает форму обеззараженного гранулята влажностью 10%. После сушки гранулы от 3 до 8 мм поступают на промежуточное хранение в силосы.

«Экологическая бомба замедленного действия в Казани прекратила свое существование»

В июне этого года цех получил сертификат «Биотопливо твердое», что позволило вывозить продукт переработки на цементные заводы России – в Ульяновск, Подмосковье, на предприятие «Мордовцемент», продолжается налаживание логистики с Рязанью.

По словам Егорова, на сегодня производство полностью автоматизировано, а сотрудники присутствуют в цехе для контроля оборудования. Он сообщил, завод сможет обеспечить переработку всех канализационных вод Казани, в том числе учитывая перспективную застройку.

«Экологическая бомба замедленного действия в Казани прекратила свое существование»

– Я в России таких заводов не видел, даже похожих. Дело в том, что здесь нет выхлопа газа в атмосферу, нет прямого контакта газа с продуктом, здесь нет сжигания. Здесь термическая обработка осадка, – подчеркнул Егоров.

Руководитель предприятия рассказал, что в Санкт-Петербурге тоже есть завод по переработке илового осадка, работающий по принципу сжигания. Этот принцип хуже не только из-за выбросов в атмосферу, он еще и дороже. Около половины стоимости завода составляют фильтры, а менять их нужно раз в квартал. Кроме того, в результате сжигания получается не биотопливо, а зола, причем она имеет повышенный класс опасности и требует перезахоронения по особым условиям.

– Там отходы, а у нас продукт, который мы можем дальше использовать. Сейчас мы ведем с научно-исследовательским центром исследования, где еще можно эти гранулы использовать, но на это нужно время, – поделился спикер.

«Экологическая бомба замедленного действия в Казани прекратила свое существование»

Производящиеся на заводе гранулы цементные заводы используют в качестве альтернативного топлива вместе с газом, доли одного и второго меняются в зависимости от технологий и типа цемента.

К слову, проект разработан российской компанией.

– Компонентная база на 70% отечественная, на 30% – зарубежная, это инженерные и электронные системы. Сейчас подбираются их аналоги, – рассказал директор «Водоканала».

Ежедневно готовым продуктом заполняют 5-7 КАМАЗов. Причем он весьма востребован – на заводе для хранения не остается ничего, за исключением минимума, который требуется для продолжения исследований. Исследования же проводятся для того, чтобы выявить новые способы применения этих гранул. К примеру, кроме биотоплива гранулят можно использовать в качестве присадки в чернозем для рекультивации земель и в дорожном строительстве.

«Экологическая бомба замедленного действия в Казани прекратила свое существование»

– Сейчас совместно с научно-исследовательским центром мы проводим эксперименты по использованию гранул в других сферах. Процесс сертифицирования может занять до полутора лет, – рассказал Егоров.

Что касается иловых полей, они находятся в водоохранной зоне вблизи Куйбышевского водохранилища и представляют собой систему карт, огражденных земляными дамбами и объединенных в каскады. За 50 лет эксплуатации очистных сооружений территория иловых полей превысила лимит своих возможностей. Сейчас иловые поля полностью выведены из эксплуатации и переданы на рекультивацию по федеральному проекту «Оздоровление Волги» национального проекта «Экология». Завершить рекультивацию планируется к 2024 году.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *