«Маркетплейсы и торговые центры концептуально разные»: обороты онлайн-магазинов растут, пока моллы чахнут

На маркетплейсах стали продавать товары ушедших брендов
На маркетплейсах стали продавать товары ушедших брендов, а те, кто не хочет
переплачивать, ищет аналоги по более привлекательной цене. В то же время уход
значимых арендаторов заставляет торговые центры менять концепцию или искать
партнеров из дружественных стран. Получится у них адаптироваться в новых реалиях
— покажет время, а пока ясно одно — полностью в онлайн торговля уйти не сможет.

С 2020 года количество продавцов из Татарстана на различных маркетплейсах выросло более чем в 100 раз. Так, в январе 2020 года их было 321, а в конце июня 2022 года – 31 547. Достичь таких результатов удалось во многом благодаря программе развития интернет-торговли, инициированной президентом республики Рустамом Миннихановым. В рамках этой программы в марте 2021 года в Татарстане появился Центр электронной торговли «Маркетплейс.Легко», где предпринимателям помогают выйти на маркетплейсы и консультируют их.

В июне 2022 года «Маркетплейс.Легко» запустил бесплатные двухмесячные курсы по профессиональной переподготовке отдельных категорий граждан по специальности «Менеджер по работе с маркетплейсами». Записаться на курсы татарстанцы могли на портале «Работа России». С 22 августа по 5 сентября в республике пройдет двухнедельный бесплатный форум-марафон из серии «От идеи до продажи». Там предпринимателей и физлиц, зарегистрированных в Татарстане, обучат торговле на маркетплейсе Ozon. В предыдущем марафоне татарстанцев учили выходу на маркетплейс Wildberries, в нем приняли участие около 500 человек. 

– Образовательные марафоны направлены на повышение информированности татарстанцев о предоставляемых маркетплейсами уникальных возможностях для ведения бизнеса, который можно начать с небольшой стартовой суммы, – рассказала исполнительный директор ЦЭТ «Маркетплейс.Легко» Инесса Яруллина. 

«Маркетплейсы и торговые центры концептуально разные»: обороты онлайн-магазинов растут, пока торговые центры чахнут

Представители малого бизнеса из Татарстана стали лидерами по количеству регистраций на маркетплейсе Wildberries – с конца июня 2021 года по конец июня 2022 года интернет-площадку освоили почти 10 тысяч предпринимателей. Их оборот в первом полугодии вырос на 211% и составил 8,8 млрд рублей.

Росту спроса на маркетплейсах способствовал уход и приостановка деятельности ряда зарубежных компаний. В крупных интернет-магазинах сейчас действительно можно купить большую часть товаров, чьи производители закрыли физические магазины и прекратили поставки в Россию. Так, например, на основных маркетплейсах можно купить спортивную одежду от Adidas, Puma и Reebok, а на Wildberries представлен ассортимент магазинов семейства Inditex (Pull&Bear, Zara, Oysho, Bershka, Massimo Dutti). Торгуют этими товарами на маркетплейсах, вероятно, перекупщики, которые закупают одежду за рубежом и завозят небольшими партиями либо пользуются остатками российских складов. Недавно на маркетплейсе Яндекс.Маркет появились товары ИКЕА, производившиеся на российских фабриках (правда, ценник у этих товаров в два, а то и в три раза превышает ценник, по которому эти же товары продавались в самой ИКЕА).

Эксперты подчеркивают – спросом пользуются не только зарубежные бренды. Покупатели обращают внимание и на локальные бренды – ищут замену подорожавшим товарам, которыми привыкли пользоваться.

И если уход или приостановка деятельности зарубежных компаний на территории России способствовали взрывному росту интернет-торговли, то по торговым центрам это ударило особенно сильно. Российские торговые центры в последние два года действительно переживают не лучшие времена – почти полгода простоя в пандемийный 2020 год, затем противоковидные ограничения, и вот теперь – уход самых крупных арендаторов и практически вымершие кинотеатры. И если в небольших региональных торговых центрах зарубежные бренды занимают небольшую часть площадей, то в крупных торговых огромные пустующие площади вызывают удручающее зрелище. Особенно печально стало ходить по полупустой «Меге», в которой раньше независимо от дня недели и времени суток кипела жизнь. 

«Маркетплейсы и торговые центры концептуально разные»: обороты онлайн-магазинов растут, пока торговые центры чахнут

Ответы от пресс-служб торговых центров приходят довольно уклончивые. Например, в пресс-службе Ingka Centres («Мега») KazanFirst сообщили, что руководство центра находится в постоянном диалоге с партнерами, следит за развитием событий и старается находить совместные решения. Комментарии о переговорах с партнерами в пресс-службе комментировать отказались, мотивировав это тем, что главная задача сейчас – обеспечить функционирование торговых центров, чтобы у посетителей был доступ к необходимым товарам. 

Также в пресс-службе нам сообщили, что в настоящее время процент свободных площадей в МЕГЕ Казань не превышает 17%. В марте 2022 открылось 4 новых магазина: Marco Polo, Sela, Royal Rabbit, Perspective и кафе Not only poke. В ближайшее время планируется открытие магазинов MEXX и Elena Furs. В планах МЕГИ Казань переформатирование некоторых площадей, сейчас идет процесс планирования и переговоров, ведется разработка новых форматов развлечений, в частности, на Вкусном бульваре. 

В противоположном крыле от ИКЕА открылась выставка. Она расположена на стене, отгораживающей зону редевелопмента, и, по словам специалистов пресс-службы, пользуется спросом у посетителей в течение 4 месяцев с момента открытия.

В относительно новом торговом центре KazanMall в тяжелом 2022 году даже состоялось открытие новых магазинов – ювелирных украшений Poison Drop и нижнего белья Deseo. В ближайшее время здесь планируется открытие семейного кафе AZU на крыше торгового центра.  

Эксперты напоминают, что кризисные явления в деятельности торговых центров наблюдались в мире с середины 2010-х, в первую очередь по причине успешного развития онлайн-торговли. Торговые центры уже тогда начали трансформироваться и создавать новые форматы, чтобы ответить на этот вызов. В России ситуация долгое время была более благоприятной за счет ненасыщенности рынка, хотя, по данным специалистов, показатели операционной деятельности многих ТЦ ухудшились задолго до пандемии. Основными проблемами морально устаревших торговых центров аналитики называли: слабый и неустойчивый состав арендаторов, некачественная эксплуатация и неэффективный маркетинг. 

«Маркетплейсы и торговые центры концептуально разные»: обороты онлайн-магазинов растут, пока торговые центры чахнут

Фиксируемые изменения в торговых центрах, из которых уходят значимые арендаторы, по мнению экспертов, говорят о том, что вынужденное изменение формата поможет создавать новые оригинальные концепции и в долгосрочной перспективе выйти на новый уровень развития. Торговые центры долгое время были местом притяжения для жителей городов. Однако уход крупных западных компаний – якорных арендаторов и проблемы с киноиндустрией приводят одних к необходимости вырабатывать новые форматы, а других — продавать бизнес (как это произошло со зданиями «Бахетле»). 

Руководитель центра разработки бизнес-планов «Позитив Консалтинг» Ирек Галямов напомнил, что маркетплейсы – это не то же самое, что торговый центр, они концептуально разные. У них разная целевая аудитория. Одни покупатели привыкли выбирать вещи онлайн, а кому-то больше нравится прийти в магазин, померить и посмотреть, как они комбинируются с другими предметами одежды. Это психологический фактор, кому-то просто удобнее и привычнее шопиться в офлайн магазинах. 

– Молодое поколение быстрее адаптируется к покупкам в интернет-магазинах, а поколение 45+ более консервативно, им важно осязать вещи, которые они покупают, потрогать материал, – рассуждал Галямов.

Он считает, что интернет-магазины не заменят торговые центры. Экономист напомнил, что до сих пор работают вещевые рынки, такие как «Муравейник», «Порт», рынок на проспекте Победы.

– Спад посещаемости торговых центров был еще до пандемии. Но для кого-то это было своеобразным времяпрепровождением, культурно-досуговым отдыхом, когда человек приходил в торговый центр, мог не только сходить за покупками, но и посетить ресторан или кинотеатр. Все будет зависеть от адаптационного периода к рыночным реалиям – смогут ли владельцы найти выход на товары и услуги, которые будут пользоваться спросом у населения, – сказал экономист.

«Маркетплейсы и торговые центры концептуально разные»: обороты онлайн-магазинов растут, пока торговые центры чахнут

Он также предположил, что маркетологи и финансисты уже работают над вопросом переформатирования торговых центров. Каков будет конечный результат – покажет только время. 

Депутат Госсовета от ЛДПР Эдуард Шарафиев не согласился с утверждением, что время торговых центров уходит и вся торговля перейдет в онлайн. 

– Есть известный советский фильм «Москва слезам не верит», в котором один из героев – работник телевидения – утверждал, что скоро будет только одно телевидение (как источник информации и развлечения) и ничего больше. Этот эпизод в фильме относится к 1960 годам, когда телевидение только начинало шагать по стране и казалось, что будущее за телевидением. Однако время прошло, телевидение получило свою долю внимания публики, но не осталось единственным источником информации. То же самое можно сказать и в отношении интернет-торговли. На данный момент это самая современная и динамично развивающаяся отрасль торговли, которая на фоне пандемии очень быстро завоевала рынок. Но это не означает, что вся торговля непременно перейдет только в онлайн-формат, что исчезнут торговые центры или магазины у дома. Изменится лишь доля рынка, которую будут контролировать те или иные форматы торговли, так как даже у самых консервативных форматов торговли останутся свои покупатели, – сказал Шарафиев.

По этой причине политик не спешит списывать со счетов и такой формат, как торговые центры. Он согласен, что развитие крупных торговых центров типа моллов обеспечивают якорные арендаторы. Сейчас ввиду санкций и ухода с российского рынка многих брендов этот формат переживает кризис. Но со временем ситуация устаканится и торговые центры адаптируются к новым условиям, уверен Шарафиев. Он допустил, что какие-то из них закроются, но многие останутся, изменив подход в привлечении покупателей и наращивании трафика. 

– В связи с этим я не исключаю, что торговые центры превратятся в некое подобие многофункциональных центров, совмещающих в себе не только функции торговых площадок, общепита, кино и фитнес-центров, но и другие форматы развлечений. Например, обратите внимание на ИКЕА, где разместилась выставка современного искусства. Она пока не сильно привлекает внимание, но это начало. Кто знает, может, часть торговых центров отдадут свои площади под выставочный формат. Есть примеры, когда в торговых центрах размещаются аквариумы (Дубай, Стамбул). Может, еще что-то. Кроме того, я не исключаю, что часть помещений может быть перестроена под офисный формат, – резюмировал парламентарий.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *