Ракетные корабли, бомбардировщики и беспилотники: что предлагает на форуме «Армия-2022» военно-промышленный комплекс Татарстана

В Подмосковье проходит Международный военно-технический форум
В Подмосковье проходит Международный военно-технический форум, на котором около
1 500 предприятий представили свыше 1 000 новых образцов военной техники. Среди
них и продукция из Татарстана.

Форум «Армия-2022» посетил президент Татарстана Рустам Минниханов. До начала мероприятия руководитель региона ознакомился с экспозицией, а также посетил стенды татарстанских промышленных компаний. 

АО «Судостроительная Корпорация «Ак Барс»» представило свои основные проекты – строящиеся предприятиями-корпорациями серийные корабли и суда, а также инновационные разработки, в частности, малый ракетный корабль проекта 21632 «Торнадо», малый ракетный корабль проекта 21635 «Сарсар» и многоцелевой патрульный корабль проекта 22160.

АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького», которое так же был представлен на стенде АО «Судостроительная Корпорация «Ак Барс»», продемонстрировало новые разработки и перспективные проекты – патрульный корабль проекта 22160, малый ракетный корабль проекта 21632, фрегаты «Гепард 3.9» и другие перспективные разработки.

Ракетные корабли, бомбардировщики и беспилотники: чем знаменит военно-промышленный комплекс Татарстана

Знаменитый Ту-160 прошел модернизацию

На Казанском авиастроительном заводе КАЗ им. Горбунова (филиал ПАО «Туполев») возобновилось производство Ту-160 – такое решение принял президент России Владимир Путин еще в 2015 году. Спустя семь лет, в конце 2021 года, в воздух поднялся первый Ту-160М – абсолютно новый бомбардировщик-ракетоносец, построенный «с нуля». По словам министра обороны России Сергея Шойгу, ведомство планирует закупить 50 ракетоносцев. Контракт стоимостью 150 млрд рублей был подписан в 2018 году. По нему российская армия получит первые десять машин.

– Серийное производство новых Ту-160 уже развернуто на заводе в Казани. Ожидаем, что первая такая машина выйдет на испытания в следующем году. Эти машины уже проходят испытания и в скором времени будут переданы для следующего этапа испытаний специалистами Минобороны, в том числе в условиях, максимально отвечающих реальной обстановке. После этого модернизированные самолеты будут переданы в строевые части Дальней авиации, — говорил в декабре министр промышленности и торговли России Денис Мантуров.

Ту-160 был венцом инженерной мысли в 80-х годах прошлого столетия. Советские ученые смогли создать самый мощный, быстрой и грузоподъемный бомбардировщик в мире, который летчики прозвали «Белый лебедь», поскольку ее фюзеляж чем-то напоминал грациозную птицу.

Ракетные корабли, бомбардировщики и беспилотники: что предлагает на форуме «Армия-2022» военно-промышленный комплекс Татарстана

После распада Советского Союза дорогостоящее производство пришлось свернуть вплоть до 2015 года, когда Владимир Путин принял судьбоносное решение о возобновлении строительства ракетоносцев.

Хотя за основу для новой модификации были взяты старые наработки, российские инженеры полностью обновили бомбардировщик. Так на свет появился Ту-160М, который похож на легендарный самолет из 80-х лишь фюзеляжем. Эксперты уверены, что его боевые возможности существенно вырастут. 

Доцент кафедры политологии и социологии РЭУ им. Плеханова Александр Перенджиев уверен, что создание самолета подобной классификации говорит о потенциале российского военно-промышленного комплекса. 

– Это показывает мощности ВПК России, а не наследие Советского Союза, о чем говорили до этого. Раньше делали оговорки «на базе советского производства или технологий». Сейчас мы настолько продвинулись вперед, что рассматриваем технологии советского периода как устаревшие. Применяются те, что разработаны в России, — сказал эксперт.

Ракетные корабли, бомбардировщики и беспилотники: чем знаменит военно-промышленный комплекс Татарстана

После осмотра выставки Рустам Минниханов принял участие в совещании по вопросу строительства объектов в рамках реконструкции и технического перевооружения Казанского авиационного завода. Проводил совещание вице-премьер Денис Мантуров.

В ходе переговоров президент Татарстана заявил, что якорным резидентом авиационного кластера, который планируется создать в Казани в целях повышения импортозависимости, может выступить проект механообрабатывающего центра Объединенной авиастроительной корпорации.

– Мы рассматриваем вопрос создания авиационного кластера в городе Казань в рамках реализации планов импортозамещения. Якорным резидентом может выступить проект механообрабатывающего центра «Объединенная авиастроительная корпорация» мощностью 1 млн изделий в год, — заметил Минниханов.

В Казани импортозаместят Boeing и Airbus

Кроме военных бомбардировщиков на Казанском авиастроительном заводе им. Горбунова планируют выпустить первые самолеты Ту-214 для гражданской авиации. В производство планируют запустить партию из 20 машин, первые из которых могут подняться в воздух уже в 2023 году. 

Генеральный директор ОАК Юрий Слюсарь сообщил, что Ту-214 будет комфортным для пассажиров. В них будут использовать новое светотехническое оборудование, кресла, багажные полки, отвечающие международным требованиям.

Исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев напомнил, что самолет Ту-214 включен в комплексную программу развития авиатранспортной отрасли до 2030 года. С 2025 года в рамках программы планируется производить по 10 самолетов ежегодно. Собеседник заметил, что это гораздо меньше, чем планируется выпустить самолетов МС-21-310, имеющих сопоставимую размерность (их планируется произвести 270 штук).

Ракетные корабли, бомбардировщики и беспилотники: чем знаменит военно-промышленный комплекс Татарстана

– Ту-214 – нишевое решение. Самолет имеет увеличенную максимальную взлетную массу и увеличенную дальность полета в сравнении с базовым вариантом Ту-204, что позволяло выполнять на Ту-214 полеты из Москвы в Хабаровск без промежуточных посадок. В то же время на коротких линиях, таких, как, например, Москва – Санкт-Петербург, Ту-214 будет неэффективен в сравнении с другими 200-местными самолетами, – пояснил Пантелеев.

В ситуации, когда российским авиакомпаниям нужно будет поддерживать численность парка на фоне выхода из эксплуатации самолетов западного производства, ставку на Ту-214 эксперт считает целесообразной.

– Но, увы, надо признать, что это тупиковая ветвь. Самолет, созданный с использованием технологий 1980-х годов, по определению не может быть конкурентоспособным спустя несколько десятилетий. Он решит свою локальную задачу, после чего, на мой взгляд, наиболее рациональным сценарием будет переоборудование парка пассажирских Ту-214 в грузовые самолеты, – считает Пантелеев.

Аналитик ФГ «Финам» Наталия Пырьева признала, что кризисная ситуация в авиации России подтолкнула к развитию авиастроения. Как следствие — строительство новых самолетов Ту-214 уже началось – в стапелях агрегатной сборки находится первый самолет этой партии.

– Учитывая тот факт, что производство данных ВС осуществлялось в небольших объемах для различных госструктур России до недавних пор, то сейчас вопрос стоит лишь в увеличении объемов. При этом Ту-214 состоит в основном из отечественных компонентов, а минимальное использование зарубежных возможно заменить, тогда как с производством SSJ New и MC-21 дела обстоят гораздо сложнее как раз из-за импортных комплектующих, поэтому серийный выпуск данных ВС начнется не раньше 2024 года. Таким образом, наиболее оптимальное решение сейчас – активное развитие программы по Ту-214. Мы полагаем, что заявление относительно выпуска первых самолетов к 2023 году может быть выполнимым, – рассуждала Пырьева. 

Собеседница напомнила, что по техническим характеристикам самолеты Ту-214 по сравнению с американскими и европейскими аналогами более конкурентоспособны. Максимальная пассажировместимость российского самолета – 210 человек, практическая дальность – 6 500 км. Для сравнения: у Boeing 737-800 максимальная пассажировместимость – 189 человек, дальность – 5 800 км. У Airbus-А320 максимальная пассажировместимость – 179 человек, дальность – 4 900 км. Поэтому именно расширение выпуска ТУ-214 может стать альтернативой (не в полной мере и не в ближайшие годы, поскольку число зарубежных авиалайнеров в парках российских авиакомпаний сильно преобладает) Boeing и Airbus.

Ракетные корабли, бомбардировщики и беспилотники: чем знаменит военно-промышленный комплекс Татарстана

– И стоит еще освятить нюанс с двигателем ПС-90А, которыми оснащены самолеты Ту-214. Эти двигатели потребляют больше топлива в сравнении с зарубежными, но в то же время ПС-90А сертифицирован Межгосударственным авиационным комитетом и полностью отвечает международным требованиям по шуму на местности и эмиссии вредных веществ в атмосферу. И в этом отношении есть возможности для улучшения — уже освоено производство современных экономичных и экологичных двигателей ПД-14, которыми теоретически можно заменить ПС-90А, что повысит технические характеристики Ту-214, – заметила Пырьева.

На выставке также был представлен стенд АО «Эникс». Основное направление деятельности предприятия – серийные поставки, разработка и производство беспилотных авиационных комплексов различного назначения. 

Согласно информации на сайте компании, программное обеспечение и математические модели всех беспилотных и мишенных комплексов полностью разработаны специалистами АО «Эникс». Предприятие работает с госзаказами, а также осуществляет гарантийное и постгарантийное обслуживание комплексов и обучение операторов комплексов беспилотных летательных аппаратов. 

Задачи выполняются в плановом режиме, не хватает только кадров

Заместитель Премьер-министра РТ — министр промышленности и торговли Татарстана Олег Коробченко напомнил, что оборонная промышленность — одна из самых импортонезависимых отраслей экономики. Татарстан обладает серьезными ресурсами для дальнейшего импортозамещения и наращивания технологического суверенитета страны, например, в области композитных материалов, электрокомпонентной базы. Определенные трудности в ОПК сегодня связаны с нарушением международной кооперации, экспортных поставок. 

Ракетные корабли, бомбардировщики и беспилотники: что предлагает на форуме «Армия-2022» военно-промышленный комплекс Татарстана

— Но при этом у республики есть огромный потенциал в промышленности, в том числе в части диверсификации предприятий оборонного сектора по выпуску продукции гражданского назначения на российский рынок и рынок Азии. Татарстан активно занимается импортозамещением автомобильной, авиационной техники, — рассказал собеседник. 

Не стоит забывать, что республика играет большую роль в оборонной промышленности России, – на территории Татарстана сосредоточены такие высокотехнологичные и перспективные предприятия, как Казанский пороховой завод, «ПОЗИС», Казанский авиационный завод, Казанский завод точного машиностроения, Судостроительная корпорация «Ак Барс», Казанский вертолетный завод, АО «Ремдизель», АО «Эникс», «Элекон», продукция многих из них представлена в эти дни на международном военно-техническом форуме «Армия-2022».

— Правительство России, Министерство промышленности и торговли России, Правительство Татарстана оказывают предприятиям оборонного комплекса всестороннюю поддержку и содействие в их текущей деятельности. Так, на форуме был подписан ряд соглашений, направленных на финансирование, развитие и запуск высокотехнологичных производств по линии «АКБ НОВИКОМБАНК», в частности, с КАМАЗом, — сообщил Коробченко.

Председатель правления Машиностроительного кластера Татарстана, сопредседатель реготделения «Партии Роста»  Сергей Майоров напомнил, что в республике действует 428 оборонных предприятий промышленного производства, которые выпускают различную продукцию, в том числе для авиации, судостроения и военной техники. Майоров считает, что проблем с производством техники военного назначения нет и все задачи, поставленные руководством республики, выполняются. Есть только проблема с кадрами.

– Во всей республике ощущается сильный дефицит кадров. В основном это касается рабочих специальностей: не хватает токарей, фрезеровщиков, сварщиков. Требуются наладчики станков ЧПУ, требуются инженеры-конструкторы, которые могли бы разрабатывать новые модели изделий. В целом предприятия ни в чем не нуждаются. Мы знаем об этом, потому что к нам обращаются по критическим вопросам, которые возникают. Кроме кадровых вопросов и вопросов изготовления некоторых комплектующих – все в штатном порядке, – подытожил собеседник.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: