«Открывать татарские классы в русских школах — это же как хвататься за соломинку»

Лишь четверть детей Татарстана получают знания на родном языке. Да и те не сдают ЕГЭ по татарскому потому
Лишь четверть детей Татарстана получают знания на родном языке. Да и те не сдают
ЕГЭ по татарскому потому, что с ним никуда не поступишь, вузы просто не
считаются с этим предметом. Лоббистов на федеральном уровне, способных решать
эти вопросы, нет, а сами педагоги, как показал форум педработников о развитии
национального образования, предпочитают отмалчиваться. Что делать? Идеи
предлагают лишь политики.

В Казани провели форум педагогических работников, посвященный развитию национального образования в Татарстане. На мероприятии собрались более 500 учителей, воспитателей и руководителей образовательных учреждений. Но высказываться о реальных проблемах, пока на то была возможность, решались далеко не все.

Главы районов с татарской душой помогут?

Почти треть всех средств из бюджета Татарстана каждый год тратится на развитие сферы образования. По словам заместителя председателя Госсовета республики Марата Ахметова, в текущем году это 128 млрд рублей из 340.

— Это говорит о том, какая значимость у нас придается этой отрасли, — отметил он.

Несмотря на солидные суммы, политик не стал скрывать своей обеспокоенности за развитие национального образования. И пусть милли мәгариф – үги бала түгел (тат.яз.), то есть система не обделена вниманием, но взрастить в соотечественниках тесную духовную потребность в национальном пока не получается.

— Даже только из тех бумаг, которые мы получаем, видно, что только ¼ татарских детей получают знания на родном языке. Это то, что приходит к нам от вас, а к вам – от министерства образования. А на самом деле эти цифры могут быть еще тревожнее, — размышлял Ахметов.

«Открывать татарские классы  в русских школах –  это же как хвататься за соломинку!»

Глава комиссии по сохранению и развитию родных языков привел своим догадкам и в некотором смысле явные подтверждения: в семи районах Татарстана не было ни одного выпускника 9-х классов, кто сдавал ОГЭ по татарскому языку.

Причиной множества проблем Ахметов считает и очень сложные, натянутые отношения между школой и родителями. Мамы и папы часто перекладывают ответственность на учителей, требуя высоких результатов, сами при этом не принимая участия в образовательных процессах.

— Если родители будут искать во всем практическую выгоду и думать, для чего его ребенку татарский, да и руководитель школы не татарской души, этот учитель татарского языка что должен делать? Его можно понять. Нам нужно решать эти вопросы, — призывал выступающий.

Спикер озвучил еще одну свою идею насчет того, как можно улучшить ситуацию. Из своих наблюдений за тем, как каждую субботу на совещании у президента республики Рустама Минниханова отчитываются главы районов, в докладах которых так или иначе затрагивается тема татарского языка, политик предложил выдвигать на посты руководителей муниципалитетов людей, от души болеющих за свою нацию.

— И руководители отделов образования должны быть с татарской душой, чтобы они назначали таких же руководителей школ. Только так, если мы будем большой дружной семьей, мы сможем сохранить наш язык и нацию, — убежден спикер.

«Совмещенные группы в детских садах – пыль в глаза»

О проблемах, основанных на чистой статистике и цифрах, говорила и заместитель министра образования и науки республики Минзалия Закирова. Она начала свой доклад с анализа детских садов. По ее словам, в Татарстане более 100 тысяч детей посещают детсады, из них более 56% процентов получают знания и воспитание на родном языке.

— Динамика последних трех лет положительная. Но увеличение цифр еще не говорит о повышении качества, — отметила она. – Халатное отношение к национальному воспитанию наблюдается в Верхнем Услоне, Менделеевске. Большая активность требуется в Аксубаево, Зеленодольске, Мензелинске, Чистополе, Ютазинском районе. В качестве ведущих я бы назвала Актанышский, Апастовский, Балтасинский, Высокогорский, Кайбицкий, Муслюмовский районы.

«Открывать татарские классы  в русских школах –  это же как хвататься за соломинку!»

За те же три года в республике было построено еще 75 новых дошкольных учреждений. Но были ли в них созданы условия для обучения на родном языке, набрались ли в них татарские группы, нашлись ли нужные кадры? Вопросы остаются открытыми.

— Уважаемые коллеги, в детских садах нет никаких преград для того, чтобы давать знания детям на родных языках. Сохранение статуса татарских групп зависит только от нас. Совмещенные группы – лишь пыль в глаза! Очевидно, в первую очередь нужно работать с родителями, особенно это касается городов и районных центров, — поделилась своими размышлениями замминистра. 

Что касается татарских школ, то на сегодня их в республике насчитывается 629. Из них 118 – филиалы. Всего в них получают знания около 80 тысяч детей, то есть 17 процентов от числа всех учащихся в Татарстане.

И снова Закирова обозначила лидеров и аутсайдеров в плане развития национальных школ. На первых строчках Азнакаевский, Актанышский, Арский, Балтасинский, Муслюмовский, Сабинский, Тюлячинский районы. Больше активности требуют проявить от Альметьевского, Заинского, Нижнекамского, Чистопольского районов и Набережных Челнов. Внимание к обучению на родных языках падает в Нурлатском и Пестречинском районах, а в Лениногорском, Менделеевском и Верхнеуслонском районах ситуация вызывает серьезную тревогу.

«Открывать татарские классы  в русских школах –  это же как хвататься за соломинку!»

— В последние годы появилась тенденция открывать татарские классы в русских школах. Но это же как хвататься за соломинку! Обманывать себя и родителей — это разве не то же самое, что поливать корни своей нации горячей водой? Нельзя быть равнодушным к этим вопросам, — на эмоциях возглашала выступающая.

Обратилась Закирова и к теме того, как школьники сдают итоговые экзамены на родных языках. В этом году 1367 выпускников 9-х классов сдавали ОГЭ по родным языкам, из них 1262 – по татарскому.

— В 11-м классе ребенок сдает ЕГЭ для поступления в вуз. Но экзамен по родному языку не считается вступительным ни в одном из них. Мы обратились в министерство науки и высшего образования России с просьбой включить «Родной язык» в этот список. В ответе было указано, что учебные заведения могут вводить его в качестве внутреннего вступительного. Конечно, это не решение вопроса, поэтому мы и дальше будем работать в этом направлении, — заверила Закирова.

«А куда ребенок поступит с ЕГЭ по татарскому?»

Стоит отметить: за почти три часа пленарного заседания форума, несмотря на возможности открыто обозначать болевые точки в системе национального образования, сделать это во время своих выступлений так и не осмелился ни один из выступающих педагогов или руководителей учреждений.

Зато с высокой трибуны не стеснялся открыто говорить о проблемах национального образования депутат Госдумы России Ильдар Гильмутдинов. Правда, не как учитель, а как политик, но все же.

— В последнее время язык стал восприниматься как вопрос политический. Решение даже самых мелких вопросов в федеральном центре стало очень сложным, приходится преодолевать множество преград. К сожалению, людей, понимающих и ведущих за собой вопросы национального образования, в системе федеральной практически нет, — посетовал парламентарий.

«Открывать татарские классы  в русских школах –  это же как хвататься за соломинку!»

Поэтому депутат призвал присутствующих в зале держаться вместе и не перекладывать ответственность за судьбу родных языков «на Москву и Нью-Йорк». Многое зависит и от руководителей образовательных учреждений.

Самое тонкое место в системе татарского национального образования, по мнению Гильмутдинова, это детские сады. Если на этом этапе педагоги сумеют без особого принуждения, путем инноваций и современных технологий привить в детях любовь к родному языку, то работать с ними в школах будет уже гораздо проще.  

— У евреев вся образовательная программа ориентирована на маленьких детей, потому что дети до пяти лет могут без труда освоить два-три языка, и на их родителей. Если нам не перенять этот опыт, работать в школе будет очень сложно, — рассуждал он.

Кроме детских садов и школ свою лепту в развитие национального образования могут внести и ссузы, уверен депутат, которые на сегодня почему-то остаются совершенно не привлеченными в это дело.

— Как в техникумах и училищах учат татарскому языку и учат ли вообще? Ведется ли системная работа в этом плане? Никто не знает! А кто нам мешает в этих техникумах и ресурсных центрах обучать предметам на татарском языке? Никто не мешает! Все зависит только от нас самих, — эмоционально высказывался Гильмутдинов.

Далее, по иерархии образовательных учреждений, спикер перешел к вузам. В них так же можно было вести занятия на родных языках, «но никто этим не занимается в системном порядке».

Последнее, на что обратил внимание заседающих Гильмутдинов, была тема ЕГЭ.  

«Открывать татарские классы  в русских школах –  это же как хвататься за соломинку!»

— Здесь рассуждали о том, почему ребенок не сдает татарский язык как ЕГЭ в 11-м классе. А куда он с ним поступит? — вдруг спросил он и получил в поддержку шквал аплодисментов из зала. – Поэтому и не сдают татарский.

В Татарстане, по словам депутата, есть всего три вуза, где ЕГЭ по татарскому имеет хоть какое-то значение: институт филологии КФУ, педагогический в Набережночелнинском КФУ и еще одно направление в Казанском институте культуры — какое именно, спикер уточнить не смог. Да и в тех нет конкурса.

— Все сдают обществознание, чтобы подать заявление на поступление сразу в пять вузов. Если вдруг не возьмут в один, то есть вариант пойти в другой. Нам нужно подумать, как решить эту проблему, — призвал Гильмутдинов и снова был завален аплодисментами.

Парламентарий резюмировал, что еще предстоит решить много серьезных вопросов, но пообещал, что все они получат свое развитие. Конечно, не без поддержки президента Татарстана Рустама Минниханова, а также министерства образования и науки республики.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *