«Поправки к закону о рекламе вредны и несвоевременны»: агентства «наружки» протестуют против единого оператора

Поговорили с представителями рекламного бизнеса
Поговорили с представителями рекламного бизнеса, чтобы узнать их мнение о новом
законопроекте.

Депутаты Казанской городской Думы обсудили рекламную деятельность в столице Татарстана. Одной из тем, поднятой на встрече, стали поправки к федеральному закону «О рекламе», который предусматривает появление единой организации, которая будет управлять всеми экранами, билбордами и досками объявлений. В ходе обсуждения депутаты решили обратиться в профильный комитет Госсовета РТ с инициативой не принимать поправки.

Напомним, что законопроект «О рекламе» внес заместитель председателя комитета по экономполитике Артем Кирьянов. Депутаты Госдумы приняли его в первом чтении. Согласно замыслу автора единый оператор сам определит схему размещения рекламы, то есть установит, какой вид рекламы и где конкретно можно разместить. Схему будут утверждать после согласования с регионами. Согласование с муниципалитетами не предусмотрено. Решение обратиться к Госсовету с предложением не принимать поправки вполне обосновано. В 2021 году столица Татарстана заработала 335 млн рублей на размещении рекламы. В этом году город планирует собрать 435 миллионов. С появлением единого рекламного оператора все эти деньги будут уходить в федеральный центр.

Причина, по которой законопроект так резво приняли в первом чтении, проста – государство рискует потерять «контроль за размещением информации», а на билборды могут совершаться хакерские атаки для отображения фейков. В то же время единый оператор сможет устанавливать правила для других игроков и получать места под рекламные конструкции без торгов на 30 лет, определять места их размещения и обходить некоторые нормы законодательства, в том числе об охране культурного наследия. 

Представители рекламного бизнеса отреагировали на законопроект неоднозначно. Одни обеспокоились рисками монополизации рынка наружной рекламы. Не обошлось и без сравнений со знаменитой мусорной реформой, когда в 2019 году появились региональные операторы, которые не смогли наладить полноценную работу, но многократно подняли тарифы на свои услуги. Монополия, как известно, душит бизнес – это уже произошло на мусорном рынке, и эксперты опасаются, что на рекламном рынке нас ждет то же самое. 

Предприниматели Татарстана ищут защиты у бизнес-омбудсмена

Бизнес Татарстана выступил против единого цифрового оператора наружной рекламы. Предприниматели направили свои обращения в адрес президента республики Рустама Минниханова и Уполномоченного по защите прав предпринимателей РТ Фарида Абдулганиева. 

Бизнес-омбудсмен провел несколько встреч с представителями отрасли, на которых обсуждались предложения по поправкам в законопроект ко второму чтению в Госдуме. Суть предложенных бизнесом предложений сводится к следующему: рекламщики попросили исключить из законопроекта положения о едином операторе цифровых рекламных конструкций и объявлений, к программному обеспечению для размещения рекламы должны предъявляться конкретные требования, а иностранное участие в организациях, осуществляющих деятельность оператора наружной рекламы, должно быть ограничено.

«Поправки к закону о рекламе вредны и несвоевременны»: агентства «наружки» протестуют против единого рекламного оператора

Как сообщил журналисту KazanFirst пресс-секретарь бизнес-омбудсмена РТ Александр Андреев, данные предложения были направлены в адрес заместителя премьер-министра РТ – министра экономики РТ Мидхата Шагиахметова. 

– Кроме того, для выработки согласованной позиции мы находимся в тесном взаимодействии с бизнес-омбудсменом России Борисом Титовым и бизнес-омбудсменами из других регионов страны, которые получают аналогичные обращения от предпринимателей. В ближайшее время Госдума должна назначить дату рассмотрения законопроекта во втором чтении, – сообщил Андреев.

У клиентов появится единое инфополе

Директор рекламно-производственной компании Медиа Light Александр Соколов напомнил, что данный закон касается только рекламных агентств, которые занимаются размещением рекламы на цифровых носителях. 

Предприниматель видит плюсы законопроекта в том, что единый оператор позволит клиентам обрести единое инфополе, в котором будут указаны все конструкции, на которых размещается реклама. Соколов предположил, что цены на услуги будут примерно одинаковые, в то время как сейчас каждый оператор выставляет ту цену, которую считает уместной, в зависимости от места конструкции, стороны и стоимости аренды для него. 

Среди минусов Соколов, опять же, указывает цену.

– Так как будет монополия, цену будут устанавливать ту, которую захочет оператор. Но, скорее всего, через какое-то время государство начнет регулировать цены, если будут жалобы, – спрогнозировал директор рекламной компании. 

«Поправки к закону о рекламе вредны и несвоевременны»: агентства «наружки» протестуют против единого рекламного оператора

В целом Соколов поддерживает решение правительства, если оно поможет препятствовать использованию рекламных конструкций Западом для ведения информационной войны на территории России. 

По данным Ассоциации коммуникационных рекламных агентств России, объем рынка наружной рекламы в нашей стране составляет 38 млрд рублей. Это 6,5% от всего рекламного рынка России (578 млрд рублей). 

Дополнительная контролирующая структура — еще одна статья для штрафов

Генеральный директор рекламной группы «Август» Игорь Сидоренко поправки к закону «О рекламе», предусматривающему появление единого рекламного оператора, считает вредными или несвоевременными, так как это отвлечет и без того скудные ресурсы малого бизнеса. Возможна миграция рекламы в мессенджеры, соцсети или другие изменения ландшафта рекламного рынка. 

– Это может привести к появлению еще одного элемента коррупционной составляющей. Это дополнительная контролирующая структура, требующая бюджета, еще одна статья для штрафов, – сказал Сидоренко.

Кроме того, предприниматель считает, что появление единого рекламного оператора будет сдерживать развитие рекламы в интернете. Он напомнил, что модераторы ресейл-платформ уже и так отслеживают соблюдение закона и любой пользователь может пожаловаться на рекламу, после чего ее заблокируют.

– Для реализации механизма исполнения закона потребуются значительные временные ресурсы IТ-специалистов. Их работа, возможно, была бы более полезна для решения других важных задач. Например, для реализации цифрового производства. В общем, бизнес сообщество пока против этого законопроекта. И главное, не ясны конечные цели этого проекта, – поделился мнением Сидоренко.

Председатель регионального отделения партии «Справедливая Россия» Альмир Михеев категорически против закона и против всех законов, ограничивающих конкуренцию не только в этой сфере.

— Руководитель нашей фракции в Госдуме Сергей Михайлович Миронов так же высказался против закона, поскольку он создает опасную монополию. Кроме того, фракция нашей партии в Казгордуме также готовит обращение на имя Сергея Михайловича с дополнительными аргументами против принятия этого законопроекта, — рассказал политик.

«Нападения» на билборды Михеев считает бредом и голословными утверждениями, чтобы хоть каким-то образом протащить безобразный законопроект. По словам парламентария, принятие законопроекта ударит не только по всем компаниям рекламного рынка, но и по их клиентам. Любая монополия неизбежно приводит к снижению качества услуг и повышению цены. Весь мир давно испытал и понял, что лучшая среда для развития – это здоровая конкуренция.

— В России создана Федеральная антимонопольная служба с рядом региональных подразделений, которая контролирует всех экономических субъектов на предмет соблюдения антимонопольного законодательства. В стране год назад даже принят отдельный национальный план развития конкуренции! Предлагаемый законопроект никак не вписывается в логику развития конкуренции. Да и вообще в логику развития не вписывается, — убежден Михеев.

«Поправки к закону о рекламе вредны и несвоевременны»: агентства «наружки» протестуют против единого рекламного оператора

«Обосновать смерть рынка наружной рекламы из-за появления единого цифрового оператора сложно»

Аналитик ФГ «Финам» Леонид Делицын напомнил, что самый большой сегмент российского рекламного рынка сегодня – это интернет-реклама, на долю которой приходится 313 млрд рублей. Получается, что весь рынок наружной рекламы в России приблизительно равен выручке от рекламы одного только VK (Вконтакте) и намного меньше выручки «Яндекса». 

– Конечно, за рынком отечественной «наружки» стоит героическая история, на нем работает много выдающихся людей, но рынок эволюционирует. На него приходят новые технологии. Рынок интернет-рекламы, надо отметить, не умер от того, что на нем львиную долю выручки зарабатывают «Яндекс» и VK. Поэтому обосновать смерть рынка наружной рекламы из-за появления единого цифрового оператора сложно. Конечно, он может оказаться неэффективен в одних аспектах, но при этом весьма эффективен в других. В любом случае он стал маленьким относительно интернет-рекламы, поэтому смена технологий и состава игроков неизбежна, – сказал эксперт. 

На наш вопрос, не задушит ли рекламный бизнес появление единого оператора, Делицын ответил отрицательно. Маркетинг начал быстро развиваться в середине 1950-х годов XX века, когда капиталистическая экономика стала производить столько товаров, сколько было необходимо, чтобы исчез дефицит. У потребителя появился выбор, но оборотной стороной изобилия стало накопление невостребованных запасов у производителя. Марксисты прогнозировали, что кризис перепроизводства похоронит капитализм, но этого не произошло.

«Поправки к закону о рекламе вредны и несвоевременны»: агентства «наружки» протестуют против единого рекламного оператора

– Одним из спасительных средств стал маркетинг, важность которого продолжает расти. Достаточно сказать, что поисковая и баннерная реклама кормили интернет-бизнес все первые двадцать лет его существования. Да и по сей день реклама приносит половину выручки крупнейших поисковых машин, таких как Yandex, Baidu и Google. Маркетинговые бюджеты таких компаний, как AirBnB и Booking.Com, – это миллиарды долларов в год, основная часть их расходов. Если бы не было рекламы, нам не было бы так легко искать информацию, как мы теперь привыкли. И наоборот, без рекламы не было бы такой конкуренции в электронной торговле, поскольку о большинстве магазинов мы бы не знали, – резюмировал спикер.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *