«Штрафы за оскорбление учителей — это обдирание и без того уже нищего населения»

В России предлагают принять закон о статусе учителя
В России предлагают принять закон о статусе учителя, по которому педагоги могли
бы получать защиту от моральных унижений и физического насилия со стороны
учеников, родителей и администрации школы. Обсуждаем с экспертами, что не так с
этим предложением и какие у инициативы могут быть проблемы.

В России могут начать штрафовать или даже сажать в тюрьму за оскорбительное высказывание или насилие по отношению к учителю. Такая информация стала распространяться в татарстанских социальных сетях. Мол, с инициативой создания закона о статусе учителя выступил Общественный совет при министерстве просвещения России. Разбираемся, где тут правда, где фантазия.

«Вопрос этот старый»

За пояснительными комментариями KazanFirst обратился к председателю того самого Общественного совета Виталию Сурвилло. В первую очередь он отметил, что сам общественный совет не выступал с инициативой принятия подобного закона просто потому, что он не имеет права законодательной инициативы.

— Мы можем только рекомендовать или даже просить депутатов Госдумы рассмотреть возможность вернуться к этому вопросу. А вопрос этот старый, 2020 года, и направлен он на решение давно известной проблемы, связанной не столько с падением авторитета учителя, сколько с защитой учителя от хамского, неадекватного, а иногда и угрожающего безопасности поведения со стороны детей и их родителей, — объяснил он.

«Штрафы за оскорбление учителей – это обдирание и без того уже нищего населения»

Действительно, идея ввода наказания за пренебрежительное обращение с учителями широко обсуждалась два года назад. Тогда Общероссийский профсоюз педагогов подготовил законодательные поправки в закон «Об образовании» и КоАП РФ, позволяющие штрафовать родителей и их детей. В соответствии с ними предполагалось ввести:

— штраф в размере до трех тысяч рублей за неисполнение родителями обязанностей по воспитанию, повлекшее оскорбление учениками учителей;

— штраф до пяти тысяч рублей при нападении ученика на учителя;

— уголовную ответственность за насилие в отношении работников образовательных учреждений вплоть до лишения свободы на срок до трех лет;

— штраф от 100 до 150 тысяч рублей за унижение чести и достоинства учителя со стороны должностного или юридического лица.

Вот только тогда идея так и осталась идеей — комиссия правительства России по законопроектной деятельности поправки от Профсоюза не поддержала.

Почему закон о защите педагогов получил новую волну обсуждений в эти дни, остается не очень понятным. По крайней мере, каких-либо ярких намеков на его утверждение пока нет. Возможно, причина тому лишь то, что тема вновь обсуждалась на одном из последних заседаний Общественного совета.

— Я неоднократно слышал со стороны наших депутатов, что они озабочены проблемой, но каких-либо конкретных шагов, сделанных в этом направлении, я пока не знаю, — сказал Сурвилло. — Возможно, это связано с появлением других проблем, ковидом, дистанционным образованием, но мне кажется, вопрос не потерял своей актуальности и рано или поздно наши депутаты к нему вернутся.

«Вернется уважение, и штрафы не будут нужны»

И пока в кабинетах чиновников время от времени вспоминают о необходимости механизмов защиты учителей в теории, педагоги продолжают терпеть нападки и унижения в реальной жизни.

С травлей, согласно исследованию НИУ ВШЭ, со стороны родителей, учеников или коллег сталкивались около 70 процентов российских учителей (по данным 2018 года). При этом чаще всего опрошенные называли причиной травли желание школьников самоутвердиться перед одноклассниками. Исследователи связали травлю педагогов с низким уровнем оплаты труда, как следствие — падением авторитета профессии.

«Штрафы за оскорбление учителей – это обдирание и без того уже нищего населения»

— Закон, предложенный в 2020 году, был не таким уж и плохим. Он предполагал, что за те или иные проступки детей, родителей и администрацию школы можно штрафовать. А делать вид, что проблемы не существует, – это неправильно. Подавляющая часть учителей вам скажет, что в своей жизни они сталкивались с угрозами или насилием. Если мы полагаем, что нужно защищать представителей силовых ведомств от неадекватного поведения при исполнении служебных обязанностей, мне кажется, не менее важно защитить учителя, потому что достаточно одного инцидента с насилием со стороны ученика по отношению к учителю, чтобы разрушить годы воспитательной работы, — рассуждает Сурвилло.

О том, что закон нам необходим, подтверждают и сами учителя. Призер регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России-2021» Алина Альменеева, преподающая английский язык в Набережночелнинской школе № 42, — одна из поддерживающих инициативу. По ее словам, к сожалению, бывают случаи, когда учителя становятся объектом нападок со стороны родителей, поэтому нужен инструмент, который сможет защитить учителя.

— Такой закон нужен, так как для большинства родителей ничего не изменится — нет никаких проблем в общении с ними или их детьми. Но для тех, кто готов «спустить всех собак» на того, кто точно ничего не сможет сказать в ответ, возможно, это станет стоп-фактором, — отмечает она.

Вместе с тем Альменеева подчеркивает, что в данном контексте нужно также говорить не только про наказание, но и про уважение. Нужно популяризировать образ учителя: молодой – не значит глупый, мало опыта –  не значит плохой.

— В конце концов, это профессия, которой учишься не один год, но еще и в течение всей педагогической деятельности продолжаешь учиться. Возможно, когда вернется уважение к профессии педагога, штрафы и наказания не будут нужны вовсе. Но пока что они нужны, — говорит собеседница.

Победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России-2021» в Татарстане, так же преподающая английский в казанской гимназии №122 им. Ж.А. Зайцевой Мария Голованова признается, что, к счастью, в своей педагогической практике ей не приходилось сталкиваться ни с оскорблениями со стороны учеников или родителей, ни с физическим воздействием. Тем не менее она уверена, что любые отношения должны быть регламентированы, чтобы гарантировать соблюдение прав каждого участника образовательного процесса.

«Штрафы за оскорбление учителей – это обдирание и без того уже нищего населения»

— Если нововведения будут, это лишь укрепит возможность вести процесс обучения надлежащим образом и защитит от перехода отношений «учитель-ученик» за грани, — пояснила она.

«Это все обдирание и без того уже нищего населения»

Новость об обсуждении возможного закона о защите педагогов вызвала немало резонанса в родительском сообществе. Осмелившиеся высказать свою точку зрения мамы в большинстве своем выражают свое несогласие с идеей наказывать малолетних хамов.

Одной из первых от имени родителей, еще в 2020 году, публично свои мысли об этом высказала председатель Национального родительского комитета, а ныне еще и детский омбудсмен Татарстана Ирина Волынец.

— Я очень рассчитываю на здравомыслие наших депутатов, которые, в идеале, даже до голосования не допустят этот законопроект, потому что он предусматривает в себе борьбу со следствием – с детской агрессией, жестокостью и будет работать на еще большее разобщение школы и родителей. Этот проект вполне может превратить наших учителей в стукачей, которые будут виновниками штрафов, которые являются значительными для небогатых семей, семей из регионов, уже не говоря о тюремном заключении родителей, которые в ситуации с агрессивными детьми тоже являются пострадавшими, – говорила она о законопроекте, который в 2020 году инициировал Общероссийский профсоюз педагогов.

Сегодня позиция Волынец нашла новую поддержку в лице других мам.

— А когда учителя оскорбляют учеников перед всем классом, говоря: «Ты тупой», штраф будет накладываться? К сожалению, неуважение к самим педагогам диктуется непрофессионализмом самих педагогов. Если это учитель с большой буквы, дети будут всегда уважать такого педагога. И с Ириной Владимировной [Волынец] я согласна! Наказание — это не лучшая форма воспитания! Любить детей надо! — написала под одним из постов с новостью Ольга Т.

Некоторые из наших собеседников выразили мнение, что штрафы родителей за оскорбления учителей – это лишь пополнение бюджета за счет обдирания и без того уже нищего населения. И вообще, регулировать напряженные отношения между педагогами, учениками и их родителями и думать бы не пришлось, если бы не дикая нагрузка учителей на  работе, состоящей в большинстве своем из решений бесконечных бюрократических вопросов и лишь на малость из прямых обязанностей – преподавания.

Многие из педагогов работают на 1,5 ставки без должного отдыха, быстро выгорают, что, конечно, сказывается на отношениях с детьми. Чиновники вместо того, чтобы наказывать родителей и детей, должны задуматься о том, как снизить нагрузку учителей. 

«Штрафы за оскорбление учителей – это обдирание и без того уже нищего населения»

Штрафы поднять статус учителя не помогут

Решить проблему низкого статуса учителей не получится одними лишь штрафами за неподобающее отношение учеников к педагогам, считает кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии Института психологии и образования КФУ Резеда Хусаинова. Подобное решение возникших проблем, по ее мнению, может лишь усугубить ситуацию и привести к новым конфликтам. Во-первых, в возникающей напряженной  ситуации участвуют две стороны — у нас это ученик и учитель, которые взаимодействуют друг с другом в течение всего процесса обучения. А во-вторых, далеко не все способны выдержать каких-либо разбирательств уже после самого инцидента, поэтому многим учителям будет проще избежать напряженности, нежели доказывать свою позицию.

— Только опираясь на один закон, указывая, кто прав, а кто виноват, мы можем спровоцировать дополнительное недовольство конфликтующих сторон. Как это скажется на образовательном процессе, не знаю. Я также не могу представить, как будет исполняться этот закон. Учителя просто будут уходить из школы и не включаться в это разбирательство, — пояснила она свою мысль.

«Штрафы за оскорбление учителей – это обдирание и без того уже нищего населения»

К решению данного вопроса, по мнению эксперта, нужно подходить куда более масштабно, комплексно.

— Если мы говорим о статусе учителя, то он должен включать в себя четкие границы рабочего времени, должностных обязанностей, ответственности, и уже в том числе — возможность апеллировать к закону, способному защитить от прецедентов оскорблений, унижений неважно от кого – от ученика, родителя или администрации школы, — отметила Резеда Хусаинова.

Кроме четко выраженного должностного статуса педагоги должны быть обеспечены и постоянной психологической поддержкой. Особенно остро в этом нуждаются две группы, наиболее подверженные риску возникновения профессионального стресса, выгорания. Это  учителя со стажем  работы до 5 лет и стажем более 16 лет работы в школе.

— Наши ученики защищены психологически, поэтому иногда ведут себя чересчур раскованно. То, что ученики нуждаются  в  психологической поддержке и сопровождении, указано в профессиональном стандарте педагога. При этом нет документа, призывающего администрацию школы заботиться о психологическом благополучии учителя, осуществлять психологическое сопровождение педагогов. Я бы поддержала инициативу осуществления психологической помощи и сопровождения учителя на законодательном уровне. К сожалению, сейчас педагог-психолог, в чьи обязанности входит осуществление  психологического сопровождения субъектов образовательного процесса (а значит, и учителя) в школе, не имеет временной возможности осуществлять такую работу, потому что штат психологов в школе рассчитывается исходя из количества учеников. Именно психологическая работа с педагогами помогает   осознавать причины возникающих трудностей на рабочем месте, возможности и пути решения существующих проблем, — добавляет собеседница KazanFirst.

«Закон может работать в обратную сторону»

Закон о статусе учителя, способный защищать педагогов, необходимо принять для охраны труда и здоровья учителей, ведь законодательно закрепив положения об их статусе, мы тем самым закрепляем их ценность в нашем обществе, считает юрист Айгуль Валеева. Однако, по мнению эксперта, в этом деле могут быть свои сложности.

«Штрафы за оскорбление учителей – это обдирание и без того уже нищего населения»

— Будет сложно разграничивать ситуации, где действительно было нарушение со стороны родителей и детей во взаимоотношениях с учителями. Данный закон также может работать в обратную сторону, где учителя будут пользоваться своим статусом, — считает эксперт.

Что касается мер наказаний, если закон все-таки однажды примут, то наиболее уместным будет выделить:

— административную ответственность, в частности штраф от 100 до 150 тысяч рублей за унижение чести и достоинства учителя со стороны должностного или юридического лица;

— штраф в размере от 15 до 100 тысяч рублей за неисполнение родителями обязанностей по воспитанию, повлекшее оскорбление учениками учителей, так как данное правонарушение носит больше моральный характер.

— Остальные меры я рассмотрела бы более детально, проанализировав судебные споры за период 2020 и 2021 года, относительно данной статистики можно было бы сделать вывод. Внесение норм, касающихся статуса учителей в Уголовный кодекс, я думаю,  носит необязательный характер, так как за причинение вреда для нарушителей и так последует уголовная ответственность, — резюмировала юрист.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *