«Будущее видеоигр в России под вопросом»: как художники-фрилансеры Татарстана выживают под гнетом санкций

Потери доходов и клиентов
Потери доходов и клиентов, отсутствие возможности работать над интересными
проектами и постоянные трудности с выводом денег. Что происходит сейчас с
художниками, работавшими с зарубежными рынками и как они справляются с
трудностями — в материале KazanFirst.

Художники-фрилансеры в современном понимании — это свободные специалисты, работающие на себя через «удаленку». При таком типе занятости не требуется постоянное трудоустройство, отсутствуют навязанные начальством графики, а человек имеет возможность рисовать для любого заказчика в любой точке мира. Именно это и было самой лакомой частью работы «свободных» художников: европейские и американские потребители готовы были им платить многократно больше россиян или жителей СНГ. 

С началом СВО и вводом санкций против нашей страны, жизнь художников разделилась на ДО и ПОСЛЕ.  Огромное количество зарубежных компаний отказались от работы с российскими пользователями, среди которых были и столь фундаментальные для фриланса, как PayPal и Payoneer — главные инструменты для получения и перевода иностранных денег на российские банковские карты.

Не все художники смогли адаптироваться к новым условиям: многие вынуждены были полностью уйти с зарубежных площадок, а оставшиеся терпеть трудности с выводом денежных средств и упадком дохода. KazanFirst пообщался с художниками из Татарстана о том, как на них повлияли все эти события.

«Будущее пугает»

Алина — жительница Набережных Челнов, дизайнер по профессии, специализируется на создании иконок и предметов окружения. Войти в мир фриланса сподвигли два фактора — желание наработать опыт для будущего вхождения в видеоигровую индустрию и случайное знакомство с онлайн-биржей, где художники могли продавать свои работы зарубежным заказчикам. В отличие от российской аудитории, иностранцы готовы были платить значительно больше за работу, 10-20 долларов для них — небольшая сумма.

– Первый мой заказ был летом 2020 года, последний — в марте 2022-го. На протяжении этого времени с разной периодичностью приходили заказы, всего около 30, все от зарубежных заказчиков. Полноценным заработком это назвать нельзя, но был полезный опыт, — рассказывает Алина.

«Будущее видеоигр в России под вопросом»: как художники-фрилансеры Татарстана выживают под навесом санкций

Экономические санкции, введенные против нашей страны и последующие за ними последствия, полностью порушили все планы Алины на сотрудничество с западными клиентами, лишив ее основного дохода с ремесла. Попытки найти выход из ситуации не увенчались успехом — большинство российских платформ-аналогов крайне не удобны для работы и вывода денежных средств, а российская аудитория практически не заинтересована в ее работах. Будущее кажется неопределенным.

–  Сейчас будущее видеоигр в России под вопросом, конкуренция среди российских художников становится больше, потому что зарубежные компании уходят с рынка. Страна будет становится беднее, так что услуги художников будут менее актуальными. Будущее пугает, если раньше я вообще не думала о переезде в другую страну, то сейчас такие мысли появляются все чаще. 

«Мне больше нравится работать с русскими заказчиками»

Александра (имя изменено — Ред.) живет Казани. Стаж в профессии большой — рисует она практически всю свою сознательную жизнь. На текущий момент девушка активный художник-фрилансер, занимается цифровой живописью, специализируется на концепте персонажей. Имеет высшее образование в сфере дизайна. От работы в крупных студиях отказывается по личным убеждениям, хотя щедрые предложения ей поступают достаточно часто. 

– Я не люблю работу в офисах и больших коллективах, — поведала нам Александра. – Мне гораздо комфортнее работать дома и не тратить время на дорогу, а также не приходится сталкиваться с неприятными для меня людьми. Я сама решаю, с кем мне работать и какие задания выполнять. Я не берусь за заказы, которые мне не интересны.

До санкций Александра активно работала и с иностранными, и с российскими покупателями — для нее не особо важно географическое положение заказчика, значение имело лишь знание языка. Тем не менее, на текущий момент основными ее покупателями являются российские компании, так как попытки обойти ограничения при работе с иностранцами неизбежно ведут к крупным финансовым потерям. В среднем же она берет с заказчиков по 1000 рублей за час своей работы. 

– Несколько раз мне предлагали работать через «обходные» платформы, но там очень высокая комиссия, с экономической точки зрения такая работа нецелесообразна, выгоднее работать только в России, — отметила Александра. – Мне больше нравится работать с русскими заказчиками. Хотя я буду рада, если торговля с другими странами будет более открытой, возможно я смогу поучаствовать в каком-то интересном проекте. У меня в данный момент хорошие доходы с заказов, все устраивает.

«Пришлось искать аналоги»

Евгений и Екатерина, возможно, самые необычные гости в нашем материале. Это чета художников, в которой каждый имеет почти десятилетний стаж во фрилансе. Оба уроженцы Дальнего Востока, проживающие на данный момент в Набережных Челнах. 

Евгений по образованию дизайнер, Екатерина — географ. Рисование было их спутником на протяжении всей жизни, а приход во фриланс — вполне логичным желанием монетизировать своё увлечение. Не меньшую роль в их выборе сыграла возможность работать из дома по свободному графику, без рамок и ограничений. А в случае Евгения сказалось еще и отсутствие в городе профильных студий, где его услуги бы были востребованы. А вот приход именно к зарубежным заказчикам не был изначально в планах.

«Будущее видеоигр в России под вопросом»: как художники-фрилансеры Татарстана выживают под навесом санкций

– Шли мы не целенаправленно, однажды просто рассказали про иностранный рынок, туда постепенно и влились, – рассказывает пара. – В этом есть и плюсы: работа с иностранцами пассивно помогает в изучении английского языка: общение с носителями всегда было интереснее простой школьной зубрежки курса. Ну и плюсом это более комфортное и обширное сообщество, где намного проще найти себе работу, чем в российском сегменте. 

– В России и странах СНГ среди обычных людей мало ценится труд художника, тогда как заграницей понимающих, что это такая же работа, которой я обучался годы, намного больше. С такими людьми элементарно приятнее работать, – продолжает уже Евгений.

В среднем, каждый из них получал за одну свою работу от 10 до 20 тысяч рублей. Но с началом кризиса и исходом ключевых компаний с российского рынка для всех художников наступили темные времена. Евгений и Екатерина не стали исключением, оказавшись поначалу в полной растерянности и непонимании того, что будет дальше. Впрочем, свято место не бывает и вскоре сообщество нашло, пусть и не идеальный, но все-таки выход из этой ситуации.

«Будущее видеоигр в России под вопросом»: как художники-фрилансеры Татарстана выживают под навесом санкций

– Главной сложностью, несомненно, оказалась изолированность России от всех привычных платежных средств: Paypal, переводы SWIFT и межбанковские переводы, разумеется, «встали», так что пришлось искать аналоги. Они есть, но куда хуже по функционалу, зато хотя бы работают. Нестабильный курс валюты так же не облегчает задачу, из-за его падения сократилась и прибыль, – поведала Екатерина. 

Поддержка друг друга помогла им адаптироваться к новым условиям и пройти все невзгоды с минимальными потерями. На данный момент оба все так же работают фрилансерами, продают свои труды иностранным заказчикам, пусть теперь это стало несколько сложнее и менее прибыльно по сравнению с тем, что было раньше, но они не отчаиваются и надеются на лучшее.

«Оказалось, все не так уж и страшно»

Судьба Анастасии Бочаровой (ник: nnomnia — Ред.) из Казани всегда была тесно переплетена с искусством и рисованием, в частности. Как и многие, рисовала с раннего детства, училась в художественной школе, проходила курсы в художественном колледже, окончила творческий ВУЗ. Она успела поработать в студии и разочароваться в этом. Поэтому со временем Анастасия пришла к мнению, что фриланс — это возможность заниматься тем, что ее волнует и что делает счастливой. По этой причине она отказывается от предложений поработать в крупных российских и иностранных компаниях. На текущий момент за ее плечами лежит многолетний опыт в ремесле.

По словам художницы, она не разделяет заказчиков на «своих» и «чужих» — у всех есть свои плюсы и свои минусы.

– У российского рынка свои плюсы — проще понять, чего от нас ждут, проще договориться, используя родной язык, это люди со схожим менталитетом. Зато на зарубежном гораздо более платежеспособные заказчики, да и фидбэка они часто не жалеют. Как бы, знаете, будто одно дополняет другое, – поясняет Анастатия.

Начало экономической блокады России и следующие за ней отказы зарубежных компаний работать с нашими пользователями Анастасия встретила с испугом. Но, по ее словам, художники, будучи личностями креативными и находчивыми, сумели достаточно быстро акклиматизироваться. Спустя всего сутки после блокировки ключевых платформ, народные умельцы нашли аналогичные сайты, начали создавать инструкции по обходу на английском языке для заказчиков, дабы те могли и дальше продолжать вести дела с любимыми авторами.

«Будущее видеоигр в России под вопросом»: как художники-фрилансеры Татарстана выживают под навесом санкций

– Оказалось, все не так уж и страшно, – рассказывает Анастасия. – Да, сначала было сложно и непривычно, но не только мы, исполнители, подстроились под ситуацию, но и заказчики вошли в положение.

Со временем большинство художников адаптировались к новым реалиям фриланса, вновь начав торговлю с клиентами в привычном режиме. Анастасия активно ведет работу с иностранными заказчиками, рисует работы (концепты и промо-иллюстрации) для их игровых проектов. Впрочем, на данный момент она заметила интересную тенденцию: пусть клиенты и готовы платить те же суммы, что и раньше, но число заказов тем не менее начало падать.

– Возможно, сказывается экономическая ситуация в мире. Возможно, сказывается и другое — летом заказчиков всегда меньше, чем зимой, у многих отпуска и некоторые больше времени проводят с друзьями/на улицах, чем в социальных сетях, – отмечает девушка.

На данный момент Анастасия продолжает рисовать на заказ, параллельно работая над своим собственным проектом — комиксом Event Horizon, в котором она рассуждает о жизни и судьбе природы, рода людского и нашей планеты. 

Также, по ее мнению, дальнейшая судьба художников-фрилансеров зависит только от них самих. До тех пор, пока на рынке есть те, кто обесценивает свой труд и готов продавать его за копейки, будут и заказчики, которые готовы их эксплуатировать.

– Пока фрилансеры сами не начнут ценить свой труд и действительно не поймут, что искусство — это индивидуальная работа, за которой стоят годы практики, теории и насмотренности, ничего не изменится. И это не проблема 2022 года, этот вопрос давно уже существует в профессиональных кругах, – заявила напоследок наша гостья.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *