Центробанк разогнал спрос на автокредитование в Татарстане

В июле татарстанцы взяли на 17
В июле татарстанцы взяли на 17,8% больше автокредитов, чем месяцем ранее.
Эксперты трактуют эти данные по-разному — одни объясняют оживление интереса
отложенным спросом и снижением ключевой ставки, другие напоминают о дефиците и
снижающихся доходах населения.

По данным 4 000 кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), после падения в марте 2022 года количество выданных автокредитов (на новые автомобили и автомобили с пробегом) растет уже четвертый месяц подряд. 

Татарстан занял 4-е место по количеству выданных кредитов среди регионов России, уступив первенство Москве, Московской области и Санкт-Петербургу.

При этом по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в июле число кредитов в России, наоборот, сократилось на 47,1%(в июне 2021-м в России выдали 88,4 кредита), а по сравнению с «досанкционным» февралем – на 35,3% (в феврале 2022-го было 72,4 тысячи кредитов). 

– После падения в марте в следующие месяцы наметилась тенденция к постепенному восстановлению сегмента автокредитов. При этом существенный рост выдачи в мае-июне объясняется прежде всего снижением ключевой ставки Банка России и последовавшим сокращением рыночных ставок. Стоит отметить, что в последнее время повысился и уровень одобрения заявок на автокредиты. <...> Кроме того, восстановлению как сегмента автокредитов, так и всего авторынка способствует и возобновившаяся в июле государственная программа льготного автокредитования, – прокомментировал директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.

«Потребителям не хватает собственных денег, и они вынуждены обращаться за займами»: татарстанцы начали чаще покупать машины в кредит

Заморозка цен и автомобили без подушек безопасности

Руководитель дилерского направления сети автосалонов Fresh Auto Денис Решетников сообщил, что в августе 2022 года в автосалонах наблюдается положительная динамика продаж в сегменте новых автомобилей. За третью неделю месяца было реализовано на 15% больше авто, чем за вторую. 

— За июль текущего года россияне приобрели 32,4 тысячи новых автомобилей, что на 17% больше, чем месяцем раньше, а в июне – на 19,2% больше, чем в мае. Что касается стоимости, то средняя цена в сегменте новых автомобилей в июне-июле 2022 года сократилась до 2,3 млн рублей, тогда как в мае этот показатель составил 2,43 млн рублей. Средний чек на вторичном рынке снизился с 1,15 млн до 1,1 млн рублей. На сегодняшний день прайсы стабильны, — рассказал Решетников.

Среди новых авто наиболее популярны модели Lada, Kia, Hyundai, Toyota и Mercedes-Benz, и практически аналогичный список среди подержанных моделей — Lada, Toyota, Hyundai, Kia и Volkswagen. Пока ввозимые по схеме параллельного импорта автомобили – премиального класса и в единичных экземплярах — модели Toyota, Land Rover, Mercedes-Benz и Audi. За месяц в страну ввозятся около 2-3 тысяч таких автомобилей.

По данным «Авито Авто», в Казани зафиксировалась средняя стоимость авто с пробегом – в июле она осталась на июньском уровне, остановившись на отметке 850 тысяч рублей. А средняя стоимость новых автомобилей в том же месяце составила 2,74 млн рублей, причем роста по сравнению с июнем в компании не зафиксировали.

В июле образовался топ наиболее востребованных на платформе брендов новых авто – это ВАЗ (LADA), Kia, Hyundai, Toyota и Mercedes-Benz.

Руководитель пресс-службы аналитического агентства «АВТОСТАТ» Азат Тимерханов сообщил, что вместе с рынком автокредитования понемногу восстанавливается и авторынок. 

– В мае было своеобразное «дно» — россияне купили 27,5 тысячи новых легковых автомобилей. В июне — 32,7 тыс. (+19% к маю), а в июле — 35,6 тыс. (+9% к июню). Автокредитование оказывает поддержку авторынку, а с учетом возобновленной в середине июля программы льготного кредитования этот процесс может еще усилиться, – сказал эксперт.

Он подтвердил, что автопроизводители перестали поднимать цены на машины — летом были лишь единичные случаи (MINI, JAC, две модели LADA), а некоторые их даже снизили (BMW). 

«Потребителям не хватает собственных денег, и они вынуждены обращаться за займами»: татарстанцы начали чаще покупать машины в кредит

– Многое тут будет зависеть от дальнейшего поведения рубля – если его курс останется таким же, то и цены на машины вряд ли поползут вверх. Что касается их снижения, то можно надеяться на то, что отдельные бренды могут пересмотреть ценники до уровня февраля. Но лично я не верю, что производители начнут массово снижать цены, поэтому более реальным вижу вариант, когда они станут объявлять о различных акциях и скидках, – сказал эксперт. 

В мае завод «АвтоВАЗ» анонсировал выпуск упрощенной модели Lada Granta без АБС, подушек безопасности и кондиционеров. Тимерханов добавил, что в конце июля «АвтоВАЗ» вернул кондиционер, в августе – систему «Эра-Глонасс», а совсем недавно – подушки безопасности. Теперь осталось установить АБС – в планах такое есть, но будет несколько позже. Причем если смотреть на статистику продаж, то Lada Granta остается лидером российского рынка, а значит, и такие упрощенные версии автомобилей пользуются спросом.

Тимерханов прогнозирует, что в 2021 году объем рынка новых легковых автомобилей сократится до 1 млн проданных единиц. Он напомнил, что в 2021 году было продано 1,5 млн единиц. 

Увеличение числа кредитов говорит об ухудшающихся доходах населения

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов пояснил, что увеличение количества выданных кредитов на покупку автомобилей не является признаком восстановления рынка. Таким признаком можно считать увеличение объема продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей, чего пока не происходит – напротив, продажи сокращаются. 

– Увеличение числа кредитов говорит о том, что ситуация с доходами потребителей остается сложной, собственных денег не хватает, в итоге люди вынуждены обращаться за займами. Вероятно, цены на автомобили продолжат расти в первую очередь из-за непростой ситуации в экономике, увеличения стоимости товаров и услуг, которые используют производители автомобилей. Кроме того, уход многих иностранных компаний и введение ограничений привели к тому, что производители автомобилей вынуждены искать новых поставщиков комплектующих, организовывать их доставку в страну, что ведет к увеличению расходов. Не лучше обстоит ситуация и с производством чипов для автомобильной промышленности в мире — перебои с их поставками будут влиять на объемы производства и отразятся на цене готовых автомобилей, – сказал Баранов.  

«Потребителям не хватает собственных денег, и они вынуждены обращаться за займами»: татарстанцы начали чаще покупать машины в кредит

Параллельный импорт, по словам эксперта, пока не набрал достаточно оборотов. Это так же отразится на автомобильном рынке и скажется на стоимости автомобилей. Баранов не исключил, что цены на некоторые автомобили могут снижать, но лишь на отдельные модели, чтобы поддержать спрос на них, и такие акции будут кратковременными.

Баранов напомнил о существующих мерах поддержки автомобильного рынка, реализуемых Минпромторгом России. С июля действуют программы льготных автокредитов – «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Ряд категорий граждан по этим программам могут получить скидку от 10 до 25% на первый взнос при покупке нового автомобиля российского производства стоимостью до 1,5 млн рублей. 

Также запущены следующие программы льготного лизинга: «Доступная аренда»; «Российский тягач»; «Свое дело»; «Российский фермер». 

– Поддерживает государство и производителей, например, в середине августа Минпромторг РФ подготовил законопроект о внесении изменений в Федеральный закон о промышленной политике в Российской Федерации в части регулирования специальных инвестиционных контрактов. Документом предлагается продлить действие специальных инвестиционных проектов в автомобильной промышленности на период до 31 декабря 2033 года. Но необходимо время, чтобы был эффект от всех этих мер, а пока ситуация на автомобильном рынке остается сложной. Объем продаж новых автомобилей в 2022 году будет меньше, чем в прошлом году, а уменьшение, по разным оценкам, может составить от 30 до 60%, – предположил Баранов.

«Объем производства далек от того, что было до февраля»

Председатель правления Машиностроительного кластера Татарстана, сопредседатель реготделения «Партии Роста»  Сергей Майоров напомнил, что весной 2022 года снизились не только продажи, но и объемы производимой продукции. Практически все иностранные производители, которые строили автомобили на территории Российской Федерации, ушли с рынка, а отечественные заводы оказались не готовы к удару санкций. 

– Остался «АвтоВАЗ», который сегодня также испытывает проблемы импортозамещения. Производство столкнулось с длительными приостановками в этот период, но сейчас корпорация снова начала работать, перейдя на старые модели и производство упрощенных версий без подушек безопасности, АБС и кондиционера. Но объем производства, безусловно, далек от того, что был до февраля, – заметил Майоров.

«Потребителям не хватает собственных денег, и они вынуждены обращаться за займами»: татарстанцы начали чаще покупать машины в кредит

После некоторого затишья начала проявлять активность китайская компания Chery. Рекламу автомобилей этого производителя можно увидеть по федеральным каналам. Также Майоров сообщил о переговорах российского правительства с Ираном. Автомобили, произведенные в этой стране, ранее уже экспортировали в страны Африки и Азии. По словам Майорова, за основу взяты французские автомобили, которые раньше производились на территории Ирана. Вероятно, в ближайшее время эти автомобили начнут продаваться на территории нашей страны, тем самым ликвидировав дефицит, который есть сегодня на рынке.

– Что касается локализации импортных комплектующих. Этим сегодня занимаются много компаний, в том числе компании машиностроительного кластера Татарстана – например, для грузового автопрома производятся запчасти для «КАМАЗа», – рассказал эксперт.

По словам Майорова, в сфере автопрома прилагаются значительные усилия, чтобы убрать дефицит на рынке. 

– Мы прилагаем значительные усилия, чтобы дефицита на рынке не было и чтобы достойные автомобили заняли прилавки автосалонов, а наши потребители не откатывались назад для удовлетворения своих потребностей, – резюмировал он.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *