«Года через полтора система коммуникации кардинально изменится, и мы даже представить не можем как»

Эксперты медиаиндустрии обсудили новую реальность
Эксперты медиаиндустрии обсудили новую реальность, то, почему органам власти,
особенно муниципальным, необходимо работать в соцсетях, а также поговорили о
том, как в этом новом мире государственным ведомствам остаться
конкурентоспособными в сети.

Развитие информационных технологий, всеобщая цифровизация и тотальное распространение интернета радикально изменили жизнь общества в целом, причем скорость этих изменений увеличивается по экспоненте. В этих условиях привычные всем формы взаимодействия власти и населения стремительно устаревают. В чем это выражается и что можно с этим сделать — обсуждали эксперты медиарынка в ходе форума «Госдиджитал Татарстан», который организовала в Казани АНО «Диалог» при поддержке правительства республики и агентства «Татмедиа».

«Года через полтора система коммуникации кардинально изменится, и мы даже представить не можем, как»

«Письма – это атавизм»

Глава Альметьевского района Тимур Нагуманов рассказал об изменившихся задачах муниципальной власти в современных реалиях.

– Первое – это ежедневное, ежечасное, ежесекундное реагирование на все проблемы и возникающие вопросы. Что бы ни происходило «на земле», в любом случае вопрос прилетает к местной власти. Мы хотим выстраивать эффективную коммуникацию с людьми, чтобы мы узнавали о проблеме одними из первых, исходя из мониторинга того, что нам пишут, – заявил спикер, рассказывая о работе муниципалитетов в соцсетях.

Нагуманов подчеркнул, что мир поменялся. Раньше для решения проблем людям говорили, что нужно написать письмо, на которое ответят в соответствии с установленными федеральным законом сроки. И ответ может содержать стандартную отписку.

«Года через полтора система коммуникации кардинально изменится, и мы даже представить не можем, как»

– И раньше боялись, что на митинге подбегут какие-то бабушки со своими вопросами. Сейчас ситуация совсем другая. Письма хоть и пишут, но это уже атавизм, который особо никого не волнует. У нас есть жители, которые привыкли общаться с властью так же, как со своими друзьями, – рассказал Нагуманов.

По его словам, сегодня жители, когда пишут мэру или в какой-то госорган, ждут, чтобы им ответили очень быстро и, самое главное, по существу. И в этой новой парадигме важнейшим инструментом коммуникации становятся социальные сети.

Спикер рассказал, что на уровне небольших городов и муниципалитетов соцсети гораздо важнее, чем на уровне регионов. Местных телевизионных каналов или СМИ меньше, но количество местных пабликов или каналов в соцсетях «на земле» гораздо больше, да и важность их для населения выше. Поэтому, по мнению Нагуманова, муниципалитетам и их пресс-службам критически важно налаживать коммуникацию именно в этих каналах.

– Это самая нестандартная и быстро меняющаяся история, – предупредил Нагуманов.

«Чуда не произойдет»

Медиатехнолог, CEO коммуникационного агентства «К9», соучредитель Ассоциации интернет-технологов России Ярослав Муравьев в свою очередь заявил, что система работы аппарата президента Татарстана и других органов власти в соцсетях очень эффективна.

– Опыт Татарстана является тем, на чем можно базироваться, потому что стандартизация контента и подходов – это хорошо, но все-таки специфика регионов и специфика проблем разная, – отметил Муравьев. – Что касается контента, если 3-4 года назад та система коммуникации, в которой мы сейчас живем, была эффективна, то сегодня она с каждым шагом снижается. Количество контента и количество инструментов огромны. С другой стороны, количество ограничений очень сильно растет. Поэтому я думаю, что года через полтора система коммуникации кардинально изменится, и мы пока даже представить не можем, как и с чем мы будем работать.

«Года через полтора система коммуникации кардинально изменится, и мы даже представить не можем, как»

Муравьев посочувствовал госорганам, которых сейчас обязали хотя бы формально создать аккаунты в соцсетях. В то же время он уверен, что через некоторое время появится некая система индикации и конкуренции.

– И непонятно, как они будут во всем этом жить, при том, что даже на коммерческом рынке хороших специалистов не хватает. И конкурировать госорганам с давно устоявшейся и сформированной системой, со своими командами и проектами – не знаю, как они смогут это сделать, – поделился эксперт.

По мнению Муравьева, никаких конкурентных преимуществ у государственных структур нет.

– С одной стороны, есть ресурс для обратной связи, с другой — нельзя превращать это в жалобную книгу, потому что это не только инструмент для решения проблем, но и для формирования какой-то повестки. За каждым крупным ведомством стоит какая-то отрасль. И здесь важна экспертная составляющая, потому что конкурировать с развлекательным или легким контентом вряд ли получится, да и смысла нет. А такая экспертность как у госструктур вряд ли у кого-то еще есть, – уверен спикер.

Ярослав Муравьев считает, что госструктуры также должны расширять свое взаимодействие с работающими в смежных областях предпринимателями, врачами, учителями и т.д.

– Когда мы говорим о госпабликах, то это деятельность конкретного ведомства. Но за ведомством стоит огромное количество событий, которые с ним напрямую не связаны. И экспертность во взаимодействии с этими событиями нужно использовать, – убежден Муравьев.

Успеть за 10 минут

Модератор дискуссии, политтехнолог, управляющий партнер агентства «Теория Дарвина» Владимир Кутилов отметил, что сейчас потребитель избалован качественным, хорошо сделанным контентом, поэтому начинает плохо воспринимать тот контент, который может себе позволить делать отдельный орган власти, – в плане качества роликов или текстов.

– Такое ощущение, что в последнее время все, наоборот, очень упрощается, – не согласился Муравьев. – Если раньше мы заморачивались над суперсъемкой, драматургией, то сейчас все становится проще. Коротко, понятно и смешно. Или грустно. Или жестко.

Спикер отметил, что в текущей деятельности эффективность проявляется в кризис – он показывает, насколько команда может организовать все процессы.

– Что такое соцсети? Суть в том, что нет разницы, когда событие произошло и когда оно попало в паблики, – оно попадает сразу. Сразу появляется огромное количество мнений, огромное количество рисков. Если что-то появилось, то нужно это купировать, ответить или распространить, условно говоря, через 10 минут, – обратил внимание Муравьев.

Кутилов рассказал подтверждающий эту мысль кейс.

«Года через полтора система коммуникации кардинально изменится, и мы даже представить не можем, как»

– На днях большой вертикально интегрированный федеральный холдинг шесть часов согласовывал комментарий. Когда они его согласовали, он был не то что не нужен, а даже вреден, потому что он второй раз поднимал волну. Так что нужно понимать, что история про экспертность и оперативность для соцсетей наиболее важна, – подчеркнул Кутилов.

Минниханов – президент всех татар

Пресс-секретарь президента Татарстана Лилия Галимова подробнее рассказала о роли соцсетей в работе администрации президента республики Рустама Минниханова.

– Соцсети – это неотъемлемая часть нашей жизни, инструмент для передачи информации. У человека есть привязанность к соцсетям вне зависимости от его статуса – будь то местный глава, руководитель региона или простой пользователь. Этот ресурс очень востребован, а значит, надо с ним работать, – подчеркнула она.

Галимова рассказала, что в команде Минниханова не определяют, что важнее – соцсети или СМИ.

– Мы просто распределяем потоки информации, анализируем, в каких источниках она будет иметь больший охват, – отметила Галимова.

В качестве примера она рассказала про то, как в администрации распространяли информацию о старте работы комплекса «Айсылу» – машине для прокладки тоннеля метро, который соединит улицы Ломжинская и 10-й микрорайон в Казани. По словам Галимовой, новости про транспорт, в частности про строительство метро, всегда хорошо расходятся именно в соцсетях. Поэтому информацию дали в аккаунтах президента Татарстана. И она действительно показала большой охват, а уже после этого новость подхватили СМИ.

«Года через полтора система коммуникации кардинально изменится, и мы даже представить не можем, как»

– Социальные сети – это не просто дань моде или желание одного человека. Там сидит большое количество аудитории, у нее есть большие ожидания, и они используют эти площадки как своего рода книгу жалоб и предложений. С этим нужно работать и оправдывать эти ожидания, – поделилась она.

Кроме того, руководитель пресс-службы президента рассказала, как в администрации региона работают с соцсетями. По ее словам, есть специальные люди, которые мониторят соцсети, анализируют то, что пишут люди, систематизируют данные. Выжимка каждое утро ложится на стол Рустама Минниханова, он раздает собственные поручения, а потом отдает все это в работу премьер-министру Алексею Песошину.

Лилия Галимова сообщила, что после запрета одной из соцсети власти республики потеряли большую аудиторию, причем внушительную долю из них составляли татароязычные пользователи. В том числе и из-за рубежа. При этом сама аудитория по большей части там и осталась, и люди все еще отмечают аккаунт президента Татарстана и пишут в директ. Пресс-служба продолжает все это отслеживать, но полноценно пользоваться этой соцсетью возможности нет.

Владимир Кутилов обратил внимание на тезис Галимовой касательно татароязычной аудитории.

– В этом сезоне мне посчастливилось работать еще в двух, кроме Татарстана, национальных республиках. Ни там, ни там не используется коммуникация на национальном языке этой республики – ни в процессе предвыборной агитации, ни в процессе регулярной коммуникации государства с людьми. Этим Татарстан очень сильно отличается, – отметил модератор.

«Года через полтора система коммуникации кардинально изменится, и мы даже представить не можем, как»

Галимова в свою очередь указала на то, что татары – это вторая титульная нация в стране.

– Президент республики позиционируется не просто как президент Татарстана, но и, так сказать, президент всех татар, в том числе тех, кто проживает за рубежом, – отметила она. – Как мы видим своего руководителя? Мы можем включить телевизор, можем увидеть его на мероприятии. А эти люди живут за тысячи километров. Они видят Рустама Нургалиевича в интернете, в соцсетях. Для них это и есть доступ к нему. Поэтому есть необходимость разговаривать с этими людьми на близком им языке и эти ожидания должны быть оправданны.

Эпоха постправды и кадровый коллапс

Генеральный директор АНО «Диалог» и АНО «Диалог Регионы» Владимир Табак рассказал об особенностях новой медиареальности, которые меняют принципы работы в сети.

– Мы сейчас живем в эпоху постправды, то есть тогда, когда мы вообще не понимаем, какая новость реальна, а какая нет. У нас огромное количество фейков, которые возникают каждый день. Причем это связано не только с СВО, до этого было с коронавирусом. Все в принципе теперь так устроено, что каналы информации не верифицированы. Развитие соцсетей приводит к тому, что ответственности сегодня все меньше и меньше за распространение информации. Просто невозможно найти человека, который ее распространяет, – заявил Владимир Табак.

Эксперт обратил внимание, что на сегодняшний день любую цитату можно приписать любому человеку – и ему придется ее опровергать.

«Года через полтора система коммуникации кардинально изменится, и мы даже представить не можем, как»

– Он не может сказать: «Это говорил не я, мне это очевидно. Но комментировать это я не хочу». Так не работает, – подчеркнул спикер.

Как считает Табак, внедрять какие-то новые подходы невозможно без соответствующих знаний. И при этом существует острый дефицит компетентных специалистов в медиасфере, потому что студентам в университетах дают устаревшую информацию. И в итоге среди вчерашних выпускников он не смог обнаружить ни одного релевантного специалиста.

Табак рассказал, что в университетах зачастую десятилетиями преподают одни и те же специалисты, рассказывая одно и то же разным поколениям. Он вспомнил, как сам в свое время закончил журфак МГУ.

– Там были такие странные предметы, как «Теория журналистики», которые очень помогают потом на практике, – иронично сказал Табак под общие смешки в зале и продолжил иронизировать. – Я помню, что у нас были определения, что такое «журналистский стол» или «журналистский стул». Безусловно, без этого ты не сможешь сеть в кабинете за стол и положить на него бумагу, если ты не знаешь, как его правильно описать.

По его словам, тот формат образования, который дают в университетах, – это не та журналистика.

– Сейчас разрыв колоссальный. Появились такие профессии, как СММщик, медиапродюсер или таргетолог – но не найти практически ни одного вуза, кроме разве что Высшей школы экономики, где бы на них учили. То есть тот, кого мы готовим, вообще не соответствует тому, кто нам нужен, – посетовал эксперт.

«Года через полтора система коммуникации кардинально изменится, и мы даже представить не можем, как»

Владимир Табак тоже упомянул последствия запрета известной соцсети, поскольку все российские губернаторы использовали эту площадку и их аккаунты являлись фактически крупнейшими СМИ в регионе. Через эту же площадку шли обращения граждан.

– Мы действительно понимаем, что очень трудно это компенсировать. Переток на другие площадки большой, но когда мы смотрим на уровень вовлеченности и количество комментариев, то понимаем, что он вообще другой. Касательно «Телеграма» мы давно говорили – учитесь там работать. Мы не знали, что будет с площадкой, поскольку она развивалась. И сейчас туда пришло еще 40 млн человек, и теперь все бегают и спрашивают, как работать в «Телеграме». Надо учиться и подстраиваться под тренды, – подчеркнул спикер.

Владимир Табак рассказал, что «Диалог» стремится выстроить цельную экосистему для взаимодействия власти всех уровней с населением. Причем эта работа касается не только обучения чиновников – сами граждане тоже должны быть в курсе, куда по каким вопросам обращаться. Помимо всего прочего это поможет вывести негатив с публичного пространства во внутренние коммуникации, чтобы он аккумулировался именно внутри этой экосистемы.

При этом он обратил внимание, что чуть ли не треть запросов граждан по факту уже выполнена, но власть просто об этом не рассказала. По его мнению, сейчас у представителей власти попросту нет никакой мотивации вести соцсети. И их надо убедить в необходимости такой работы и помочь наладить каналы коммуникации с людьми.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *