«За маркетплейсами — будущее»: Татарстан столкнулся с острым дефицитом кадров в сфере интернет-торговли

Самой востребованной оказалась специальность менеджера по работе с онлайн-площадками.
Самой востребованной оказалась специальность менеджера по работе с
онлайн-площадками.

Регулярно в России совершают покупки в интернете порядка 65 млн человек. В современных непростых условиях для многих предпринимателей интернет-торговля является фактически единственным шагом не только для того, чтобы спасти свой бизнес, но и в какой-то степени увеличить свой капитал. Однако даже в такой стремительно развивающейся сфере есть ощутимые проблемы.

Камнем преткновения в Татарстане явился довольно серьезный дефицит кадров – специалистов, которые могут работать как на маркетплейсах, так и в отделе продаж. Как никогда востребованное направление, своеобразная новелла, которую многие предприниматели республики все еще оставляют в стороне. Каковы перспективы развития цифровой торговли, как изменилась жизнь «неиспугавшихся» и как ныне безработные могут стать предпринимателями?

«Татарстан – лидер развития интернет-торговли в ПФО»

По данным агентства Data Insight, объем электронной торговли в России приблизился к 2,2 трлн рублей только за первые 6 месяцев 2022 года. По сравнению с предыдущим годом наблюдается явный рост в 1,5 раза. Более того, эксперты прогнозируют, что в общем годовой оборот интернет-торговли составит 5,8 трлн рублей. Стоит отметить, что в связи с количеством заказов на маркетплейсах в размере 2,8 млрд рублей в текущем году, что свидетельствует о 63-процентном приросте, план вполне выполним.

«За маркетплейсами – будущее»: Татарстан настиг острый дефицит кадров в сфере интернет-торговли

Количество татарстанских продавцов на маркетплейсах всего за первую половину года увеличилось в 100 раз. Так, по состоянию на 1 января 2021 года на специализированных сервисах был представлен 321 предприниматель, в то время как сегодня уже 32 тысячи. Выручка с электронной торговли республики составила 25 млрд рублей, которая к концу года может увеличиться вдвое, сообщил бизнес-омбудсмен РТ Фарид Абдулганиев.

— Татарстан стал лидером по развитию интернет-торговли в Приволжском федеральном округе. А вообще, хочу напомнить, что ПФО занимает здесь второе место после Центрального федерального округа, — пояснил помощник президента республики.

Четверть от количества всех селлеров в ПФО – это предприниматели, малый и средний бизнес Татарстана. По итогам первого полугодия их рост произошел на 37%. Немаловажную роль на рынке электронной торговли в республике играет Авито. По зафиксированной в августе 2022 года статистике на сайте представлено порядка 609 тысяч татарстанских продавцов, из них 110 тысяч представителей малого и среднего бизнеса.

Актуальная сфера активно привлекает инвестиции в экономику республики – 13,5 млрд рублей отправились на строительство региональных распределительных центров на территории Татарстана: 37 тысяч квадратных метров на распределительный центр Ozon, 100 — на логистический центр Wildberries, а также 225 тысяч квадратных метров на фулфилмент-центр KazanExpress.

Большой толчок интернет-торговля дает и транспортной логистике Татарстана. На пике экономики Советского Союза уровень контейнеризации был достаточно высоким для того, чтобы опередить Европу. Сейчас, к сожалению, республика столкнулась с тем, что ускоренная логистика «хромает». Это еще не использованный резерв роста экономики республики. Переход к регулярным контейнерным отправкам позволит оптимизировать логистику предприятий Татарстана на 15-25%, а также снизить время доставки более чем в два раза.

«За маркетплейсами – будущее»: Татарстан настиг острый дефицит кадров в сфере интернет-торговли

По состоянию на 2021 год в Татарстане было всего 4 885 пунктов выдачи заказов. Сейчас это число увеличилось до 6 341, рост составил 30%. За полгода ряд населенных пунктов превратился из красной зоны, где почти или абсолютно не было пунктов выдачи заказов, в зеленую. К слову, 6 месяцев назад достаточным количеством ПВЗ была обеспечена лишь Казань.

Большие зарплаты и бесплатное обучение на специалиста в области маркетплейсов теперь доступно большему числу татарстанцев

Развитие интернет-торговли уже сейчас является значимым фактором обеспечения занятости татарстанцев. Каждый новоиспеченный предприниматель создает несколько рабочих мест с учетом объема своего бизнеса. Так, субъект малого предпринимательства в среднем предоставляет 2 рабочих места, среднего — 5, а крупный создаст порядка 30 мест. В 2021 году таким образом было организовано около 55 тысяч занятых вакансий. В ощутимую армию специалистов вошли 19 тысяч продавцов, 20 тысяч курьеров, 15 тысяч складских работников и тысяча специалистов по маркетингу. Последних как раз таки катастрофически не хватает. По данным на конец прошлого года, средняя заработная плата в компаниях, вышедших на маркетплейсы, составила 63 тысячи рублей.

— Мы стихийно подобрали 100 компаний, которые в прошлом году вышли на рынок электронной торговли, и в служебном порядке уточнили информацию у Федеральной налоговой службы об объеме поступивших налогов от них. В среднем произошел рост платежей в 3-3,5 раза. Цифры говорят сами за себя, — отметил Абдулганиев.

«За маркетплейсами – будущее»: Татарстан настиг острый дефицит кадров в сфере интернет-торговли

Благодаря национальному проекту «Демография» в Татарстане предусмотрено бюджетное обучение отдельных категорий граждан. Для этого необходимо подать заявку на прохождение курса на ЕЦП «Работа в России», а также направить заявление в органы службы занятости о предоставлении государственной услуги по профессиональной ориентации. Это нужно для определения перспектив трудоустройства или иной формы занятости после обучения. Так, самой востребованной специальностью в этом году стал «Менеджер по работе с маркетплейсами», обучение по ней продлится и в следующем году.

Принять участие в программе могут безработные граждане, женщины в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, а также не состоящие в трудовых отношениях и имеющие детей до 7 лет, граждане 50 лет и старше, молодежь до 35 лет включительно, а также граждане Украины, ДНР, ЛНР или без гражданства, постоянно проживающие на данных территориях и имеющие удостоверение беженца. В будущем возможно расширение квот для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Желающим начать жизнь «с чистого листа» в Татарстане помогает Центр электронной торговли «Маркетплейс.Легко». Обучающемуся предлагается подробная консультация и инструкция по выходу на цифровые платформы по продажам, начиная от регистрации в личном кабинете выбранного маркетплейса, подбора карточек товара, создания качественных фотографий продукции, выбора подходящей логистической схемы и заканчивая помощью в продвижении. К слову, последняя услуга является единственно платной.

— К нам обращался предприниматель, имеющий бренд мебели, с просьбой продвинуть товар, поскольку продажи шли очень плохо. Проанализировав карточку товара, мы поняли, что у него было не совсем корректное описание и плохого качества снимки. Мы сделали новые фотографии, подобрали нужные слова, помогающие в поиске товара на площадке, перевели на новую схему, а также создали инфографику. По итогу конверсия просмотров выросла в 10 раз, а конверсия «в корзину» — в три раза, — сказала исполнительный директор АНО «Центр электронной торговли «Маркетплейс.Легко» Инесса Яруллина.

«За маркетплейсами – будущее»: Татарстан настиг острый дефицит кадров в сфере интернет-торговли

Недавно благодаря деятельности Центра осуществила свою мечту 34-летняя Оксана Барскова. Еще в процессе обучения на менеджера по работе с маркетплейсами, которое длилось около двух с половиной месяцев, девушка смогла удачно выйти на площадку Wildberries.

— После успешной сдачи экзамена и получения диплома сейчас я являюсь действующим индивидуальным предпринимателем. До этого я работала с недвижимостью и страхованием. У меня также есть ребенок, с которым нужно было проводить больше времени. Плюсом ко всему я осталась на тот момент без работы. Я зашла на маркетплейс с небольшим бюджетом, но сейчас продажи хорошие, что меня очень радует. Планирую размещать свою продукцию ещё на одном сервисе, — поделилась собеседница KazanFirst.

По мнению молодого предпринимателя, самыми востребованными товарами для выхода на маркетплейсы новичкам служат детские вещи, канцелярские принадлежности и продукты питания. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: