«Решение уйти»: нежный сюрреализм от создателя жесткого «Олдбоя»

В российский прокат вышла картина корейского режиссера Пан Чхан-ук
В российский прокат вышла картина корейского режиссера Пан Чхан-ук, получившего
за нее награду Каннского фестиваля.

Наверное, самые известные для россиян работы Пан Чхан-ук — это «Олдбой» и «Служанка». Если не знать, что эти фильмы снял один человек, то поверить в это сложно. Лично мне кажется интересным, что Чхан-ук не претендует на собственный почерк и создает абсолютно разные по настроению, подаче, атмосфере и стилю произведения. Его новая работа «Решение уйти» поражает абсолютной автономностью от предыдущих режиссерских высказываний, а сам Чхан-ук уже успел получить за нее приз Каннского фестиваля 2022-го.

«Решение уйти»: нежный сюрреализм от создателя жесткого «Олдбоя»

Сюжет фильма не замысловат: в одном корейском городе альпинист в полном расцвете сил падает со скалы и полиция начинает расследовать это дело. Молодой и до тошноты порядочный детектив Хэчун возглавляет расследование и отказывается замечать улики, указывающие на причастность к убийству молодой вдовы погибшего китаянки Сорэ — в которую, будучи женатым, безнадежно влюбляется.

«Решение уйти»: нежный сюрреализм от создателя жесткого «Олдбоя»

Кстати, актриса Тан Вэй, исполнившая роль Сорэ, действительно китаянка: девушка прославилась на весь мир после ролей в фильмах «Вожделение» и «Поздняя осень», где играла достаточно похожих персонажей. Для съемки в «Решении уйти» Тан Вэй пришлось брать уроки корейского: некоторые сцены она просто зазубривала, иногда даже не понимая смысл фраз. В фильме Сорэ часто пользуется аудио-переводчиком с китайского и весь ее «китайский» образ очень органично и намеренно не вписывается в корейский вайб – судя по всему, именно поэтому режиссер настоял на утверждении этой актрисы.

«Решение уйти»: нежный сюрреализм от создателя жесткого «Олдбоя»

В видеообращении Чхан-ук к российским зрителям, режиссер обмолвился, что высоко ценит творчество Достоевского и Тарковского. Иронично, но в сюжете «Решении уйти» действительно прослеживается какой-то творческий код, какой-то «привкус» Достоевского – точно так же, как и «тарковщина» в самой режиссуре. Чего только стоит этот вечно страдающий Хэчун, возложивший на себя бремя ответственности за справедливость или неоднозначный женский образ, в котором сочетаются сила, нежность и безумие.

С первого взгляда, «Решение уйти» — это ироничный детектив, по-доброму высмеивающий каноны романтических фильмов. С другой стороны, из-за затянутости некоторых сцен, иногда теряется нить повествования и, несмотря на свою простоту, сюжет может показаться сюрреалистичным. При всем этом все два с половиной часа на экране туман, и даже павильонные сцены как будто окутаны дымкой. Ощущение, что кадры обработали в специальном фильтре: в них могут присутствовать насыщенные цвета, четкие линии, интересные геометрические и визуальные решения, но они все равно остаются «мягкими». В итоге все это создает такой эффект, как будто ты наблюдаешь за самой нежностью, если за ней вообще можно было бы наблюдать.

«Решение уйти»: нежный сюрреализм от создателя жесткого «Олдбоя»

В эту нежность порой интегрируются неожиданные для подобной атмосферы ракурсы: например, как муравей ползет по глазному яблоку трупа или как в ранах на мертвом теле собираются плотоядные мухи. Может показаться, что подобное совершенно не сочетается с избранным стилем повествования, но это не так. Режиссер таким образом работает на «обнажение»: не только душ и помыслов персонажей, но и физиологии, как будто выворачивая всё наизнанку.

После просмотра финальной сцены, которую мы не будем спойлерить, зритель либо поймет все, либо не поймет ничего. Я не могу сказать, что фильм оставил в моей душе невероятные впечатления: скорее, это как стакан воды в очень жаркий день, который ты выпиваешь с большим наслаждением, но забываешь о нем, как только выходишь из комнаты.

«Решение уйти»: нежный сюрреализм от создателя жесткого «Олдбоя»

«Решение уйти» — очень пасмурная и вялотекущая картина, не похожая на громкие корейские проекты последний лет. Многие сцены и вовсе лишены всяких диалогов, потому что в этот момент со зрителем говорят кадры: обстановка квартиры, облик природы, смена сцен. Примерно на середине у меня появилось ощущение, что я говорю с очень умным и глубоким, но невероятно скучным собеседником. Можно ли сделать его другим? Нельзя. Но это не отменяет того факта, что есть люди, для которых этот человек станет родным.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *