«Психика и проблемы с ней зачастую обесцениваются самим человеком»: как частичная мобилизация меняет общество

Граждане становятся тревожнее
Граждане становятся тревожнее, возрастают депрессивные настроения, а вернувшиеся
с СВО бойцы окажутся один на один с ПТСР. Спасение от душевных недугов
мобилизованные стараются найти в семье, ценность к которой так же поменялась.

В Набережных Челнах -городе суровом, с людьми советской закалки, где мужчины часто пренебрежительно относятся к свадьбе, внезапно возросло количество заключенных срочных браков среди призывников. Разумеется, в процессе изучения темы было желание свалить все на хитрость и смекалку нашего народа, ведь семьям мобилизованных для участия в СВО в случае гибели кормильца обещают щедрые преференции в виде миллионных начислений. Но чем дальше мы шли в лес, тем неоднозначнее выглядели возможные выводы. 


Согласно Семейному кодексу Российской Федерации брак может быть заключен спустя месяц после подачи заявления. Но срок можно сократить при наличии особых обстоятельств, в числе которых беременность, рождение ребенка или в случае призыва на военную службу одного из супругов. При последнем раскладе необходимо предъявить в ЗАГСе повестку.

С 23 сентября по 5 октября в Челнах зарегистрировали 69 срочных браков, связанных с частичной мобилизацией. 


Многие из молодоженов были ведомы не столько правовыми, культурными и, упаси боже, материальными мотивами, сколько часто идеями высокими и… несколько романтичными. Неиллюзорная возможность погибнуть на полях сражения и перспектива больше никогда не увидеть свою супругу и своих детей заставляли мужчин пересмотреть свои взгляды на заключение официального брака, на саму концепцию супружества. 

«Психика и проблемы с ней, зачастую обесцениваются самим человеком»: как частичная мобилизация меняет общество

За экспертным мнением мы обратились к начальнику Управления ЗАГС Набережных Челнов Равиле Зариповой. По ее словам, новоиспеченные мужья движимы не обязаловкой, как это часто бывает, а именно что осознанным желанием. У некоторых в сожительстве родились дети, другие были разведены, но жили при этом вместе.

— Они уже вместе жили. Это ведь не просто вместе жили и решили пожениться — у них это осознанный выбор. Вот на днях у нас была очень красивая пара, они с 13 лет вместе. С 18 лет сожительствуют. Но брак не регистрировали — жили себе и жили. Сейчас муж мобилизован, он приехал из Казани для регистрации, — рассказывает руководитель ЗАГСа автограда. 

Через знакомых журналисту KazanFirst даже удалось связаться с родственниками некоторых «срочных» молодоженов. Все как на подбор заявляли: деньги тут ни при чем, просто молодняк перед лицом возможной гибели от пуль и снарядов был вынужден пересмотреть и поменять свои жизненные догмы, начав ценить дорогих сердцу людей и желая закрепить отношения с ними на более серьезном уровне.

И вот вопрос: если уж среди некоторых людей прослеживаются серьезные метаморфозы в отношении к таким понятиям, как брак, то что нас ждет дальше в других сферах жизни? «Времена перемен» — это зверь, который рвет своими длинными и острыми когтями все, до чего дотянется. Легализация института брака в глазах молодой части (пусть пока и среди в основном только мобилизованных) населения — лишь часть крупных изменений, которые нас могут ждать. 

«Татарстанцы более спокойные и законопослушные»

Сама ситуация с браками напоминает некоторым специалистам и психологам массовые разводы в Китае и многих других странах, когда был объявлен локдаун и людей заперли в их квартирах как в клетках. Огромное количество пар не выдержало такого испытания, и в ЗАГСы посыпались массовые заявления о разводе. А затем, спустя некоторое время, люди начали сходиться вновь. Психолог Елена Ольхович считает, что тяжелые времена помогают людям лучше понять, чего они хотят от жизни, и близких.

«Психика и проблемы с ней, зачастую обесцениваются самим человеком»: как частичная мобилизация меняет общество

— Это позволило людям оценить, насколько они готовы жить с другим человеком на одной жилплощади, находиться рядом с ним. А сейчас происходит страх — люди боятся умереть. Я работаю в реабилитационном центре, поспрашивала мужчин об этом. Нередки случаи, когда заключают брак с теми женщинами, с которыми они уже живут вместе, с которыми есть дети, — отметила эксперт.

Помимо страха в людях начинает прорастать еще и опустошающая души апатия. Люди ходят угнетенными, подавленными. Незнание того, что случится с ними и их близкими в ближайшем будущем, — пугает. Жителей республики отличает то, что они более стабильны и законопослушны. Это также уменьшает шанс возникновения народных волнений.

— Недавно проводили опросы и мониторинги — спрашивали людей о том, насколько высока вероятность народных волнений. Я думаю, что у нас такого не будет. У народа такой менталитет: редко выходит на демонстрации, татарстанцы более спокойные и законопослушные, они не жители Петербурга. Это одна из причин, почему Татарстан быстро выполняет план по мобилизации, — заявила Елена Ольхович. 

«Душевные проблемы населением игнорируются»

Специальная военная операция, мобилизация, бушующий еще со времен пандемии коронавируса экономический кризис привели к тому, что сердца и души наших граждан медленно пожирают страх и тревога. Таким мнением поделилась психолог Лейсан Насырова. С ее слов, накладывает свой отпечаток и опыт войны прошлого поколения, пережившего Великую Отечественную. Пролитая кровь наших предков, наших дедов и бабушек оставила свой отпечаток в обществе, который усиливает общую тревожность из-за украинских событий.

В целом в ближайшем будущем психологическое состояние общества начнет ухудшаться, что во многом связано и с нежеланием наших граждан обращаться к психологам, с пренебрежительным, часто мракобесным взглядом на душевные проблемы. А с учетом нынешних событий проблема может только усугубиться. 

— Нужно брать ответственность за свое здоровье. А душевные проблемы населением игнорируются. Если заболел зуб, идут к стоматологу, чтобы пролечиться. А психика и проблемы с ней, личные переживания зачастую обесцениваются самим человеком, его родственниками. Грустит, допустим, подросток, а его обвиняют за это: тебе не надо это испытывать, не надо грустить. Люди не вникают в суть, а многим в этой ситуации нужна помощь специалиста, — считает Насырова.

«Психика и проблемы с ней, зачастую обесцениваются самим человеком»: как частичная мобилизация меняет общество

Но самым недооцененным врагом для общества и для вернувшихся с СВО бойцов может стать посттравматическое стрессовое расстройство — частый спутник тех, кто пережил травмирующие события, связанные с войной. Недуг проявляется в постоянном переживании человеком психологической травмы, что оказывает сильное негативное влияние на рассудок. Думаю, немалое число наших читателей сталкивалось лично или хотя бы слышало о подавленных и агрессивных, топящих свои проблемы в алкоголе и запрещенных веществах ветеранах Афганистана и Чечни. Их тела вернулись домой, но разум остался там, в горниле войны. Все это может ждать и героев СВО.

— Это раскол психики на три части: на здоровую, травмирующую и выживающую. Травмирующая часть вынуждает людей уходить из реальности — в алкоголь, наркотики. Это явный признак того, что человек пытается спастись, справиться с травмой, — рассказывает психолог. — Такие люди находятся между жизнью и смертью, им сложно уйти от зависимостей. 

Они лишены радости и любви к жизни. Человек может справиться со всеми трудностями, считает Насырова, но для этого им нужно обратиться к специалистам, дабы процесс проходил быстрее. Неплохим вариантом для таких людей было бы посещение групп самопомощи — это помогло бы им выговориться и найти товарищей по проблеме, что дало бы им какую-никакую отдушину.


Читайте также:«Когда началась мобилизация, захотелось помочь резервистам. Люди откликнулись — принесли много вещей, прислали деньги» 


Новости СМИ2

Comment section

Добавить комментарий

Войти: