«По следам Шакир-паши»: история как пензенский татарин сделал головокружительную карьеру в Османской империи

Во Всемирном конгрессе татар прошла презентация книги краеведа из Пензенской области Фирдаусь Тумеркиной.
Во Всемирном конгрессе татар прошла презентация книги краеведа из Пензенской
области Фирдаусь Тумеркиной.

Фирдаусь Тумеркина написала книгу о своей предке — Шакир-паше, который во второй половине 19 века в Османской империи дослужился до высокого звания генерал. Звание «паша» как раз эквивалентно званию генерал в Российской империи. В целом, её книга выглядит захватывающим чтивом приключений татарина в Османской империи, который достиг там высоких государственных должностей благодаря своим талантам и храбрости.

Краевед Фирдаусь ханум приходится Шакиру-паше праправнучной. Его деревня происхождения — Кутеевка (Качкару), которая считается единственной татарской деревней в Белинском районе Пензенской области. Фирдаусь ханум рассказывала, что на самом деле хранить память о родственнике, который стал в Османской империи генералом, а затем после тамошней революции, с приходом к власти Мустафы Кемаля Ататюрка, сумел сотрудничать и с новой властью… в общем хранить память о таком предке для её семьи (бабушки, прабабушки) было делом опасным. Её семья мало того, что в деревне считалась зажиточной, из её рода происходило много религиозных деятелей (муллы, мугаллимы, имамы мечетей), а значит подверглась суровому раскулачиванию и коллективизации. Её семью также могли обвинить в связях с Турцией, с турецкими родственниками, так как сам Шакир-паша обжился новой семьёй в Турции. В то время как в Российской империи у него оставался сын, братья и другие родственники.

«По следам Шакир-паши»: история как пензенский татарин сделал головокружительную карьеру в Османской империи

Итак, Мухаммад Шакир Яваев, он же Шакир-паша, принадлежал весьма знатному роду Яваевых, который принадлежал сословию «однодворцы». Это такое сословие, которое возникло при расширении юго-восточных границ Русского государства и состоявшее из военизированных землевладельцев, живших на окраинах государства и нёсших охрану пограничья.

Отец турецкого генерала — Мухаммет Шариф — родился в 1809 году, умер в 1891 году, был указным муллой деревни Кутеево (Кутеевщина, Кутеевка). У него было две жены и 12 детей от них.

Яваевы в деревне (если не сказать в округе) были обеспеченным родом, что спокойно могли себе позволить отправить мальчиков за получением религиозного образования в Среднюю Азию, известное самаркандское медресе «Мир Араб». Фирдаусь ханум рассказывает, что для Яваевых начитанность, образованность, просвещённость в религиозных вопросах были важной ценностью, к которой приобщались не только мальчики, но даже и девочки. Из 7 сыновей Мухаммат Шарифа шестеро стали муллами, а одна дочь — абыстайкой.

Как гласит семейная традиция, сам Шакир Яваев начал учиться в медресе с 3-летнего возраста (он родился в 1855 году), учился читать, писать на арабском языке, изучал старый фарси, тюркские языки, учил грамматику, арифметику. В 11 лет он получил 4-летнее образование в медресе и затем отец Мухаммет Шариф отправил его для продолжения учебы в «Мир Араб».

— За шесть лет учебы в Средней Азии у Шакира появилось много друзей. Среди них были русские писатели, дети мулл из разных городов и других стран. Интересовался историей Российской империи, изучал предстоящую в стране военную реформа (после провала Российской империи в Крымской войне в 1853-1856 годах). После окончания учебы в Средней Азии Шакир Яваев решил попросить отца о благословления уехать из деревни и поступить в военную школу. Он хотел построить свою жизнь иначе, чем хотел его отец, мечтал о военной службе, — пишет в книге краеведа Фирдуась ханум.

Однако отец Мухаммет Шариф был против военной карьеры сына. Более того, после крымского поражения в Российской империи изменилась система комплектования армии, вместо рекрутчины пришла всеобщая военная обязанность. В армию с охотой забирали грамотных людей, а такого грамотного полиглота и сына муллы как Шакир Яваева в армию забрали бы с большим желанием.

— Мухаммет Шариф стал подыскивать подмену сыну Шакиру, так как приближался его призывной возраст — 20 лет (1875-й год). В соседнем селе нашёлся человек из бедной семьи, согласившийся служить вместо Шакира и получивший за этой большие деньги. Такие подмены в те годы совершались без проблем, — пишет краевед.

Такой поступок отца сам Шакир Яваев не принял, не одобрил, он выразил готовность сам пойти служить в армию. Вообще, между отцом и сыном и ранее вспыхивали разногласия касательно будущего молодого Яваева. Двумя годами ранее, в 1873 году Мухаммет Шакир прознав, что в Турции начали открываться военно-морские школы и в которых могут учиться все желающий из разных стран, попросил благословления у отца Мухаммеда Шарифа отправиться в Стамбул. Но отец отказал ему в этом.

«По следам Шакир-паши»: история как пензенский татарин сделал головокружительную карьеру в Османской империи

Чтобы как-то отвадить мысли сына от желания служить в армии, Мухаммет Шариф женил Шакира, купил молодожёнам недалеко от своего дом, живность, хозяйство. Но Шакир не изменил своим намерениям, своим мечтам. Он всё равно решил отправиться в Стамбул за своей мечтой. Даже несмотря на то, что его молодая жена сообщила о своей беременности. Он обещал, что как только устроиться в Турции, обязательно возьмёт ей и родившегося ребёнка с собой.

В итоге, Шакира в долгий путь в Стамбул провожали всего братья, жена, и отец, который так и не дал благословления. После проводов в путь, отец Мухаммад Шариф удал указание всей большой семье и даже односельчанам больше не вспоминать его сына Шакира Яваева, считать его умершим. Настолько сильна была его обида на собственного сына.

В январе 1875 года, когда Шакиру Яваеву было 20 лет, у него в Российской империи родился сын. Сам он в Турции устроился хорошо, познакомился с мусульманской семьёй, которая имеет своё медресе, где он помогает мулле. Тем временем на родине Шакира его отец Мухаммад Шариф заставил своего сына Хади, брата Шакира, жениться на Хадиче, которая была женой Шакира, чтобы «ребёнок Шакира Хасян не рос сиротой и не попадал в чужие руки».

В самой Османской империи Шакир тем временем поступает в военно-морскую школу, откуда сразу попадает на службу в флот, который участвует в военной кампании Турции.

Команда корабля, на котором служил Шакир, была сформирована из новобранцев, выпускников турецкой военно-морской школы, в которой учился и Шакир. Таким образом он стал участником Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Шакир на корабле служил рядом с капитаном, так как матросы были разных национальностей, а он переводил им приказы капитана. В первые дни войны во время боя с русской эскадрой в корабль Шакира попала бомба и сорвала мачту с флагом. Другая бомба попала в борт корабля. Капитан от полученных ран умер. Корабль стал тонуть, при этом он остался без флага, команда стала выпрыгивать в море. Оказавшись в воде, Шакира выловили патрульные турецкие шлюпки. Спасённые матросы были арестованы и посажены в тюрьму. Там их на протяжении 3 месяцев допрашивали. Находясь в заключении, Шакир смог договорить о встрече с комендантом тюрьмы и во время беседы растолковал ему приснившийся сон, сказав, что он скоро вернётся домой.

Комендант в целом увидел в Шакире весьма ценный кадр, которые и несколькими языками обладал, и сны умел растолковывать. Поэтому допросы окончились и Шакир стал служить советником Затем Шакир стал служить советском и переводчиком начальника штаба войск Османской империи.

Весть о некоем талантливом татарине-полиглоте, который умеет растолковывать сны, дошла до Османа Нури-паши (1832-1900). Ему приснился сон и он попросил доставить к себе Шакира, чтобы тот растолковал сон. Шакир сообщил османскому генералу, что война с Россией скоро закончится, а будучи тяжело раненным, Осман-паша попадёт в плен к русским, но сможет вернуться обратно. За такое высказывание Шакир мог лишиться головы, однако Осман-паша на его слова только засмеялся и сказал, что его попадание в плен — невозможно. Однако в итоге в ходе войны Осман-паша всё-таки попал в плен к русским раненным в бою под Плевной.

Вернувшись домой, Осман-паша вспомнил о татарине Шакире, возвысил его в благодарность до звания «паши». Дальше Шакир-паша уже поднимался по карьерной лестнице быстрее. Сам Осман-паша становится с 1878 по 1891 год военным министром и доверяет Шакиру-паше самые ответственные государственные поручения.

«По следам Шакир-паши»: история как пензенский татарин сделал головокружительную карьеру в Османской империи

Всё это время Шакир-паша поддерживает активную переписку со своим родственниками, пишет письма своему отцу, в которых эмоционально выговаривается, прощает и просит прощения. В ответ отец Мухаммад Шариф два раз отправляет своего сына Хади в гости к Шакиру-паше. С этих поездок Хади привозит всей яфаевской родне щедрые и денежные подарки от Шакира-паше.

Сам Шакир-паша настолько возвышается, что становится приближенным к османскому султану Абдулхамиду II (1842-1918). А с приходом к власти младотурков, с уходом в небытиһ османской монархии, Шакир-паша умудряется сохранить своё влияние, свой авторитет и начинает уже служить Мустафе Кемалю Ататюрку.

Сама краевед Фирдаусь ханум во время презентации книг (всего две книги) о Шакире-паше представила только их черновой вариант. Чтобы издать тиражом книги о своём дальнем предке Фирдаусь ханум сейчас изыскивает возможности. Так или иначе, история её прапрадеда Шакира-паши демонстрирует многовековые контакты и родство между татарами и турками. Более того, заметила Фирдаусь ханум, Шакир-паша в своей государственной службе общался и помогал другим татарам, которые делали государственную карьеры в Османской империи, помогла татарам, как сегодня модно говорить, релоцироваться в Стамбуле. Сейчас Фирдаусь ханум в контакте с потомками этих татар, которым помогал её прапрадед, она хочет от них получить разрешения на упоминание их предков, чтобы описать в книгах жизнь Шакира-паши на службе османскому султану.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *