«Буллинг был всегда»: как справиться со школьной травлей

Более 50 процентов учеников подвергались издевательствам со стороны своих сверстников. Для того
Более 50 процентов учеников подвергались издевательствам со стороны своих
сверстников. Для того, чтобы хоть как-то исправить ситуацию, в Татарстане
предложили закрепить понятие буллинга на законодательном уровне.

Уполномоченный по правам ребенка в Татарстане Ирина Волынец предложила закрепить понятие буллинга на законодательном уровне. По словам детского омбудсмена, на данный момент в Кодексе отсутствуют какие-либо правовые нормы, позволяющие предупреждать, пресекать и профилактировать случаи травли в образовательных организациях, а без четкого определения буллинга с ним невозможно бороться. 

— Буллинг был всегда. Так устроена природа человека — находят кого-то послабее, кто не может дать отпор, и самоутверждаются за его счет. Поэтому если пускать процесс на самотек, то он может зайти очень далеко, — комментирует Волынец. 

Она напоминает, что число обращений детей на телефон доверия в республике растет. Вместе с тем увеличилось и количество обращений по поводу буллинга в школе. Рост, по данным Ирины Волынец, начался в 2020 году, число звонков тогда превысило 32 тысячи. В последующих годах тенденция продолжилась. Так, в 2021 году на телефон поступило 35 тысяч обращений, а за первое полугодие текущего года — 20,5 тысячи звонков. 

52% детей сталкивались с буллингом в школе   

Прежде чем понять, необходимо ли закреплять понятия буллинга на законодательном уровне или можно обойтись без этого, надо разобраться, что это за явление. Под термином «буллинг» кроется понятие травля. Эта тема весьма сложная и тяжелая. Как отмечают эксперты, конфликты между детьми были всегда и во все времена. Однако буллинг — не просто конфликт, а именно неоднократная травля, издевательство. Начать обижать одного или нескольких своих сверстников дети могут по разным причинам: из-за внешнего вида, национальности, особенности речи, работы родителей. 

Каждый третий ребенок в России сталкивается с буллингом в школе, каждый десятый никому не рассказывал, что подвергся травле. Около 10% детей являлись буллерами или свидетелями. Такие данные в конце 2021 года приводили в Общероссийском народном фронте. 

Похожее исследование провело агентство «Михайлов и Партнеры. Аналитика». Результаты агентства еще более удручающие. Жертвами буллинга становились 52% ребят в возрасте от 10 до 18 лет, при этом 32% страдали от психологической травли, а 26,6% – от физической. Из этих 52% не станут говорить о происходящем ни родственникам, ни учителям, ни друзьям 15,2%, и только 0,5% детей готовы идти в полицию.

«Буллинг был всегда»: как справиться со школьной травлей

Теперь взглянем на ситуацию в Татарстане. Доцент Института психологии и образования КФУ, кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин провел исследование психологического климата в казанских школах, опросив 620 учеников и 635 родителей. Результаты показали, что от травли страдает каждый десятый казанский школьник. 82% учащихся каждый день находятся в ожидании травли, 11-16% детей хотели бы перейти на домашнее обучение из-за травли. При этом 26% родителей не знают, что у их ребенка проблемы, а 96% не в курсе, что их ребенок – организатор травли.  

— Буллинг существовал всегда, но количество случаев варьировалось. Буллинг как явление очень сильно зависит от социальной, экономической обстановки в стране. Нельзя говорить, что все время растет или падает, – какие-то циклы есть. Сегодня трудно предположить, как ситуация будет развиваться в будущем. Но я думаю, что проблема будет усугубляться в силу того, что каких-то основательных трансформаций в школах не происходит, — поделился своим мнением Гарифуллин. 

При этом в буллинге участвуют не только ученики, но и учителя. Согласно данным, полученным в ходе опроса Высшей школы экономики (ВШЭ), как минимум 70% российских учителей сами сталкивались с каким-либо видом травли: их дразнили, придумывали им клички, игнорировали, обсуждали их личную жизнь, демонстрировали презрение взглядами или жестами, а также дети специально и систематически на уроках нарушали дисциплину и отказывались выполнять требования преподавателей. Каждый второй учитель получал угрозы от учеников. Треть — слышали или получали в свой адрес высказывания интимного характера.

Кроме того, учителя сами становятся так называемыми буллерами. В интернете можно найти много историй от школьников и их родителей, как педагог различными способами унижал ребенка.   

«Качество воспитания школьников снизилось»

В первую очередь, как известно, буллингу подвергаются те дети, которые не способны дать отпор или которые по каким-то причинам «не вписываются» в общую систему. Другими словами, это могут быть дети из более бедных семей, закрытые и необщительные школьники, слишком умные или наоборот — с более низким интеллектом. При этом травля может начаться с психологической агрессии, после чего — перерасти в физическую. А может вовсе перейти в виртуальное пространство и преобразоваться в «кибербуллинг». 

Почему дети травят своих сверстников? Ответ весьма очевиден  — желание самоутвердиться, завоевать авторитет среди других учеников. При этом, как отмечает Рамиль Гарифуллин, травлю одного из членов коллектива зачастую поддерживают другие его участники, «чтобы их самих не трогали». В свою очередь Ирина Волынец добавила, что буллерами ученики становятся не просто так. Зачастую дети, устраивающие травлю, сами подвергаются агрессии со стороны кого-нибудь из родственников или более старших ребят. 

— Скорее всего у ребенка сильная агрессия потому, что у него проблемы психологические, напряженная обстановка в семье, он сам является жертвой агрессии, — пояснила Волынец.

«Буллинг был всегда»: поможет ли законодательство справиться со школьной травлей

Причина возникновения буллинга кроется не только в школьниках, но и в самой школе, уверены эксперты. Депутат Госсовета РТ от КПРФ Николай Атласов считает, что проблема буллинга – это во многом результат постсоветского изменения статуса образовательных организаций и отношения к учителям. По словам народного избранника, современные школы, в отличие от советского времени, перестали быть воспитательными учреждениями, теперь они оказывают только образовательные услуги. 

— Это привело к тому, что качество воспитания школьников снизилось, хотя здравая логика предполагает, что образование должно сопровождаться активным воспитательным процессом. Потому от абстрактных знаний пользы мало — знания должны соприкасаться с мировоззрением и культурой. Параллельно в постсоветские годы резко понизился авторитет учителей, статус которых упал в 1990-е годы вместе с зарплатой. И со временем многие ученики стали хамить уже учителям. Кстати, учителя в некоторых случаях тоже становятся жертвами буллинга со стороны наглых учеников. Поэтому бороться с этим явлением следует прежде всего через возврат воспитательных функций школам, — высказался Николай Атласов. 

«Буллинг был всегда»: поможет ли законодательство справиться со школьной травлей

Похожее мнение высказал и доцент КФУ. По словам Гарифуллина, школа должна не только образовывать, но и воспитывать. В качестве еще одного негативного фактора собеседник назвал приход в школу экономических отношений между родителями, учителями и администрацией заведения, а значит, они могут задавать «определенный тренд».

— Бывают случаи, когда педагог желает вмешаться, но оказывается, что организатор буллинга является ребенком спонсора этой школы. И все упирается в руководство. Поэтому педагога, который хочет защищать, решать проблему, могут изолировать и даже уволить – такие случаи тоже бывали, — сказал Гарифуллин.

Нужен ли закон? 

На этот вопрос депутат Госсовета РТ от ЛДПР Эдуард Шарафиев отвечает, что законодательно оформить понятие «буллинг», может, и можно, но насколько оно будет действовать в реальной практике — вопрос. 

— В реальной жизни большинство школьников хоть однажды сталкивались с ситуацией конфликта, а некоторые становились жертвами травли. Более-менее четкое основание для наказания за проявления буллинга будет возможно, если они будут зафиксированы, например, на камеру. И в этом случае, вероятно, есть повод проработать вопрос с наказанием. Сложнее, если эти проявления не будут никак задокументированы, — тогда возникнет проблема определения границы между обычными конфликтными ситуациями и травлей, — говорит член фракции ЛДПР. — Вместе с тем очевидно, что законодательное оформление буллинга позволит пресечь наиболее вопиющие случаи подобных проявлений. Так что инициатива Ирины Волынец с учетом этого требует поддержки. Но я бы всё-таки параллельно старался как-то вовлечь в разрешение данного вопроса и администрации школ, чтобы они были сопричастны к данной проблеме.

«Буллинг был всегда»: поможет ли законодательство справиться со школьной травлей

Николай Атласов добавляет, что законодательство будет регулировать прежде всего функцию наказания. По мнению парламентария, акцент необходимо делать именно на воспитании. 

— Я понимаю инициативу Волынец. Проблема сейчас также и в том, что директора многих школ, не желая попадать в негативную хронику, намеренно скрывают факты буллинга, ошибочно считая, что тем самым их школам будет нанесен репутационный ущерб. В таких условиях родителям школьников, подвергшихся буллингу, действительно ничего не остается, как только апеллировать к закону. Так что инициатива в целом полезная, — поделился своим мнением Атласов.

«От родителей тоже многое зависит» 

На данный момент никакого закона, который бы как-то контролировал травлю в школах, нет. Поэтому борьба с буллингом как в Татарстане, так и по всей России ведется лишь по инициативе отдельных учителей, школ и организаций. Так, например, в школах проводят специальные беседы, встречи с психологами. На уровне республики также проводятся различные мероприятия, которые зачастую проводит министерство молодежи РТ. 

— Но нужно помнить, что от родителей тоже многое зависит. Не стоит все перекладывать на школу, — подчеркивает Рамиль Гарифуллин. 

Так как же помочь? Как было сказано выше, далеко не все дети спешат рассказать своим родителям о том, что они стали жертвами травли. В таком случае маме и папе приходится самим вычислять факт буллинга. Обычно ребенок-жертва, по словам экспертов, никогда не говорит о школе, избегает вопросов об одноклассниках. При травле у ребенка можно также заметить резкие перепады настроения — от радостного состояния до истерик и возбуждения. Психолог добавил, что встречаться могут несколько видов буллинга. При физическом у ребенка появляются травмы. Либо пропадают вещи. Такие «маркеры» должны обеспокоить родителя.

«Буллинг был всегда»: поможет ли законодательство справиться со школьной травлей

После того как ребенок рассказал, что он подвергается буллингу, эксперты рекомендуют родителям не паниковать и не бежать к обидчику на разборки. 

— Родителям, как бы они ни любили своих детей, каким бы ни было желание наказать обидчика, установить справедливость, ни при каких обстоятельствах нельзя пытаться самостоятельно разобраться с обидчиком. Это может усугубить ситуацию. Ребенка могут затравить еще сильнее, — предупредила Волынец. 

В первую очередь специалисты рекомендуют поговорить с ребенком, узнать у него более подробную информацию, спросить, чем вы можете помочь ему в данной ситуации. Важно дать понять, что ребенок может вам доверять. Следующий шаг — предложить помощь психолога или напомнить о горячей детской линии: 8 (800)-200-01-22.

Также поговорить стоит и с директором школы. Однако, как было отмечено экспертами выше, бывает такое, что образовательное учреждение не готово помочь из-за страха перед высшими инстанциями. В таких случаях следует звонить на горячую линию министерства образования и науки.  


Читайте также: «Если ребенок не доверяет родителю, учителю, о буллинге мы просто не узнаем»


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *