«Если ребенок не доверяет родителю, учителю, о буллинге мы просто не узнаем»

На базе ЦУР в Казани прошла первая сессия онлайн-проекта «Родительское собрание». Эксперты обсудили проблему травли детей в школе.
На базе ЦУР в Казани прошла первая сессия онлайн-проекта «Родительское
собрание». Эксперты обсудили проблему травли детей в школе.

Первое «Родительское собрание» в формате общественного обсуждения прошло в Казани на площадке ЦУР Республики Татарстан в День защиты детей. На протяжении часа педагоги, родители и эксперты дискутировали на тему «Культура безопасности». 

— Мы должны защищать и беречь детей. Поэтому в главный праздник детства мы запускаем проект «Родительское собрание», чтобы у нас была возможность поговорить и получить ответы на вопросы о детях и их безопасности, — открыла собрание заместитель премьер-министра Татарстана Лейла Фазлеева

Тема дискуссии «Культура безопасности» была выбрана не случайно. Современные дети сталкиваются с опасностью не только на улице и в школах, но и в виртуальном пространстве. Здесь учеников поджидает буллинг, кража персональных данных и финансовая безопасность. 

— Интернет – не единственное место, где школьники могут столкнуться с травлей. В школах она тоже не исключена. Здесь важно воспитание. К сожалению, тенденция здесь не очень хорошая, но методика все-таки есть, — сказал первый заместитель министра образования и науки республики Андрей Поминов.

Он подчеркнул, что в рамках Года цифровизации, объявленного в Татарстане, в школах проходят «Уроки цифры», где в том числе затрагивается и вопрос безопасности детей и школьников в интернете, а также буллинга, безопасности персональных данных, взаимоотношения в различных чатах, сообществах и финансовой грамотности.

Кто виноват? 

Конфликты между детьми были всегда и во все времена. Однако буллинг — это не разовая стычка, а травля, запугивание, издевательство продолжительное и систематическое одного человека или группы над взрослым или ребенком. Важно понимать, что речь идет об умышленном причинении психологического и физического вреда.

Последствия травли всегда очень печальные. Одни теряют самооценку и уверенность в собственных силах, другие становятся социофобами и отвечают на любые действия окружающих неумеренной агрессией и насилием, словно бы мстя за прошлые обиды.

«Если ребенок не доверяет родителю, не доверяет учителю о буллинге мы просто не узнаем»

По данным статистики ОНФ, каждый третий ребёнок в стране сталкивался с буллингом в школе. Однако есть и другие участники буллинга — агрессоры.

— Очень часто мы говорим про жертву травли, но есть еще одна сторона, которая нуждается в помощи. Наш агрессор. Мне кажется, это наш пробел. Мы не пытаемся понять причину его поведения. Он хочет утвердиться: то ли он хочет заявить о себе, то ли он пытается компенсировать какие-то свои проблемы. Поэтому когда мы говорим про профилактику или уже непосредственно о самой помощи, мы должны рассматривать две стороны, — отметила общественный помощник Уполномоченного по правам ребенка в РТ Эльвира Башлай.

Также эксперты обращают внимание на то, что многие дети копируют поведение своих родителей. Например, маме не нравится мама одноклассника. Ребенок слушает, запоминает и приносит в школу мнение своих родителей. В результате чего появляются конфликты между учениками. Поэтому специалисты призывают взрослых начинать воспитывать детей с самих себя. 

Как понять, что ребенок вовлечен в буллинг?

Обычно ребенок-жертва, по словам экспертов, никогда не говорит о школе, избегает вопросов об одноклассниках. При травле у ребенка можно также заметить резкие перепады настроения. От радостного состояния до истерик и возбуждения. Психолог добавила, что встречаться могут несколько видов буллинга. При физическом у ребенка появляются травмы. Либо пропадают вещи. Такие «маркеры» должны обеспокоить родителя.

«Если ребенок не доверяет родителю, учителю о буллинге мы просто не узнаем»

А вот вычислить ребенка-агрессора куда труднее. Такой ребенок так же избегает разговоров о школе, он нервничает. Еще тревожные звоночки — конфликт с родителями, закрытые двери и нежелание проводить время с семьей. 

— Ребенок даже если не хочет, все равно так или иначе демонстрирует свое эмоциональное состояние. Он реактивен, импульсивен, демонстративен. Родителям очень важно быть в контакте с родителями и школой, — подчеркивает Эльвира Башлай.

Как помочь? 

Каждый десятый ребенок никому не сообщает об актах буллинга. Эксперты считают причиной такого поведение незнание ребенком мест, куда он может обратиться. И даже если он знает, где находится кабинет школьного психолога, то вряд ли туда пойдет. Проблему буллинга многие взрослые воспринимают скептически. Одни считают, что это очередная «болезнь богатых», которая выгодна только психологам. Другие уверены, что травля – это не страшно, «мы же выросли нормальными». Поэтому ребенку бывает стыдно идти на прием к специалисту. 

— Мы на разных площадках много раз заявляли, что здорово, когда ребенок знает, где в школе находится кабинет психолога или номер телефона доверия. Специалист не только позволит ребенку выговориться, но и предложит варианты, как решить его проблему или конфликт, — заявила замминистра молодежи РТ Алла Кондратьева. 

Она добавила, что ребенок также может позвонить на детский телефон доверия по номеру: 8(800)-200-01-22.

Если ребенок все же сообщил вам о буллинге, то в первую очередь надо обращаться в школу. Но, к сожалению, бывает такое, что образовательное учреждение не готово помочь из-за страха перед высшими инстанциями. 

— Если завуч отказывает, то лучше обратиться к директору. Тут не стоит забывать и о горячей линии образования. Если родители видят, что школа не реагирует, то обязательно надо звонить. Я, как руководитель, считаю, что школа все-таки должна разбираться с этим, — подчеркнула директор гимназии №102 им. М.С. Устиновой Эльмира Тахавиева

«Если ребенок не доверяет родителю, учителю о буллинге мы просто не узнаем»

На школе также лежит ответственность за здоровье ребенка. Классный руководитель должен войти в доверие, считают специалисты. Некоторые родители не всегда готовы помочь своим детям. В первую очередь это касается семьи агрессора. Ребенок в своей семье подвергается насилию, жестокости. В таком окружении ему поддержки ждать не приходится. 

— Очень важно, чтобы было взаимодействие школы, классного руководителя, родителей и ребенка. Если ребенок не доверяет родителю, не доверяет учителю, о случаях буллинга мы просто не узнаем, — убежден учитель истории Евгений Лобанов

С детьми необходимо общаться, проводить вместе время, заниматься добрыми делами, уверены специалисты. Это поможет научиться сочувствовать другим. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *