«За лет десять качество топлива улучшилось»: как в Татарстане проходит месячник по проверке бензина

На сегодняшний день взято почти 200 проб
На сегодняшний день взято почти 200 проб, впереди еще порядка 140. Нарушения
выявлены на трех заправках, однако заносить их в черный список Управление
рационального использования ТЭР пока не спешит.

Машин на заправке немного, чего не скажешь о людях. Возле одной из колонок собралась целая толпа — это журналистов знакомят с процессом отбора проб топлива. Ежегодно в республике проходит месячник по проверке качества моторного топлива. Мероприятие проводит Управление по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов Татарстана. Работают четыре бригады, которые выезжают на заправки в ближайшие к Казани районы, а также в Закамье и в окрестности Альметьевска. Приезжают они на республиканские АЗС внезапно. Берут пробы самого ходового топлива — дизеля и АИ-92.

— По плану за месяц Управление рационального использования ТЭР РТ должно собрать порядка 350-360 проб на 180 АЗС. Всего в республике порядка 730 станций, которые занимаются реализацией жидкого топлива. У нас создано 4 бригады на автомобилях, которые разъезжаются по всей республике. В основном стараемся охватить мелкий бизнес, потому что такие компании, как ТАИФ, «Татнефть», «Лукойл», имеют свою лабораторию, поэтому они следят за качеством своего топлива. А вот у мелких АЗС, естественно, своих лабораторий нет, — пояснил заместитель начальника ГБУ «Управление по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов в РТ» Шамиль Гумеров

«За лет десять качество топлива улучшилось»: как в Татарстане проходит месячник по проверке бензина

Сначала топливо наливают в чистую канистру объемом в 3 литра из рандомной колонки, затем переливают в одинаковые трехлитровые бутылки, каждую из которых пломбируют и помечают биркой с информацией о виде топлива, дате, времени и месте отбора. Одну из бутылок отправляют в лабораторию, другую оставляют сотрудникам заправки, а третья — это так называемая арбитражная проба. Ее хранят более месяца. Это необходимо на случай, если в ходе проверки в пробе выявят несоответствие.

— Информацию о несоответствии топлива мы направляем владельцу автозаправочной станции. Если он согласен, что топливо действительно некачественное, то мы даем ему рекомендации и время исправить. При повторном нарушении владельца ждет штраф. Если же он не согласен с протоколом, арбитражную пробу он вправе направить на повторную экспертизу в независимую лабораторию. Если повторная проверка подтвердит, что топливо некачественное, тогда материалы направляются в контрольно-надзорные органы, — поясняет спикер.

«За лет десять качество топлива улучшилось»: как в Татарстане проходит месячник по проверке бензина

После отбора проб их везут в лабораторию, которую выбирают в результате тендера. Здесь топливо проверяют на соответствие 16 разных показателей — на содержание серы, бензола, определяется предельная температура фильтруемости и других показателей, прописанных в регламентах Таможенного союза и национальном стандарте. Если хотя бы один из этих показателей не соответствует требованиям ГОСТа, то считается, что такой бензин не соответствует стандартам. 

— Мы проверяем фракционный состав, плотность горючего, массовую долю серы, которая не должна превышать 10 мг/кг, температуру вспышки. К примеру, по дизельному в анализ входит плотность, кинематическая вязкость, фракционный состав, содержание серы и предельная температура фильтруемости. По времени анализ одной пробы дизеля и бензина занимает порядка шести часов, но мы их делаем параллельно, — рассказывает сотрудник лаборатории Алия

«За лет десять качество топлива улучшилось»: как в Татарстане проходит месячник по проверке бензина

Гумеров добавил, что с приходом холодов АЗС переходят на реализацию межсезонного дизельного топлива. Предельная температура фильтруемости для него составляет минус 15 градусов Цельсия, для зимнего — минус 32 градуса. А это значит, что проверять их надо иначе. 

Мы поинтересовались у эксперта, может ли автовладелец самостоятельно распознать плохой бензин. Как оказалось, не может. Это по силам лишь лаборатории. С начала месячника на 99 АЗС было отобрано: 120 — бензина и 76 — дизельного топлива. 114 из них уже прошли проверку в лаборатории. Нарушения, по словам эксперта, были выявлены в трех. 

— Если хотя бы один показатель, а их 16, не соответствует требованию ГОСТа, то уже считается топливо плохим, — подчеркнул Гумеров. 

К слову, месячник по проверке качества моторного топлива на автозаправочных станциях и нефтебазах в Татарстане проходит с 2005 года. Тогда нарушения выявлялись в 20-30% проб. В 2008 году в результате принятых мер этот показатель уменьшился и достиг 3-4%. Сегодня эта цифра сохраняется. Шамиль Гумеров пояснил, что такая тенденция связана с увеличением доли прямых поставок на АЗС с нефтеперерабатывающего завода.  

— За последние лет десять качество топлива улучшилось. К крупным сетям, как «ТАИФ-НК» и «Татнефть», никаких претензий нет. В год мы отбираем по 2 тысячи проб и жалоб не выявляем, а значит, качеству топлива можно доверять, — добавил замначальника Управления.

«За лет десять качество топлива улучшилось»: как в Татарстане проходит месячник по проверке бензина

Наиболее частым нарушением является превышение содержания серы. Сегодня нормой считается топливо с серой V класса, то есть регламенту вещество должно составлять 10 миллиграмм на 1 килограмм топлива.

— Превышение серы происходит из-за плохой очистки, но и смешивания я тоже не исключаю. Берут более качественное и менее качественное топливо и смешивают, чтобы было подешевле. Когда же содержание серы составляет порядка тысячи миллиграмм, это говорит о том, что дизельное топливо было смешано или печным, или судовым, а это уже обман потребителя. Прежде всего это влияет на воздух, которым мы с вами все дышим, — заметил спикер. 

Гумеров предупредил, что в долгосрочной перспективе для машин смешанное топливо грозит коррозией. В основном подобный суррогат эксперты выявляют на АЗС на трассе, где заправляются большегрузы, а также на маленьких заправках в районах или небольших городах.

«За лет десять качество топлива улучшилось»: как в Татарстане проходит месячник по проверке бензина

Ежегодный месячник — не единственное время, когда Управление неожиданно появляется на АЗС с проверкой. Они едут в течение всего года — это около 1 470 проб. Выезжает ведомство и по жалобам татарстанцев. В этом году таких поступило семь. На каждую подобную жалобу специалисты Управления рационального использования ТЭР реагируют выездной проверкой. Если факт подтверждается, материалы проверки направляют в прокуратуру.

— Жалобы от потребителей получаем со всей республики. Семь мы получили в этом году, но никакая из них не подтвердилась. Они в целом редко подтверждаются. Например, в прошлом году было 15 жалоб, а реальное нарушение мы нашли только одно. Составили акт. Люди не хотят разбираться на месте. Почему бы не спросить заправщика? — сетует Шамиль Гумеров. 

Нередко автолюбители жалуются не только на качество топлива, но и на недолив топлива на АЗС. Однако, по словам начальника Управления, таких жалоб к ним в ведомство не поступало очень давно. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *