«В каждом балете происходит что-то страшное»

Премьер казанского театра оперы и балета Олег Ивенко в эксклюзивном интервью KazanFirst рассказал о том
Премьер казанского театра оперы и балета Олег Ивенко в эксклюзивном интервью
KazanFirst рассказал о том, почему решил сделать балет об американском психе,
как с командой переосмысливает хореографию и почему не принял предложение о
переезде в Рим.

В Казани прошел фестиваль современного танца #StagePlatforma, проходящий при поддержке президентского фонда культурных инициатив, под эгидой министерства культуры Татарстана. В первый день на сцене театра оперы и балета состоялось сразу шесть премьер – четыре казанских и две мировых. Одна из них, успевшая наделать шума в социальных сетях, – одноактный спектакль «Личности Миллигана». 

Второй день венчал торжественный гала-концерт с участием звезд балета и с шестью премьерами. Так, главная солистка Большого театра Анна Тихомирова и ее партнер, а по совместительству муж, Артем Овчаренко впервые привезли в Казань «Колыбельную». Не уступали артистам Большого и солисты Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Георги Смилевски представил публике Шерлока Холмса. Елена Соломянко и Иннокентий Юлдашев — балет «Двое», навеянном поэзией Иосифа Бродского. Удивили зрителей и заграничные гости. Премьер «Астана-Оперы» Серик Накыспеков показал на сцене свою жизнь через «Воспоминания».

«Мы сейчас на правильном пути, чтобы создать грамотную современную хореографию»

Но всего бы этого казанский зритель не увидел без премьера театра им. Джалиля Олега Ивенко. Именно он стал инициатором возникновения первого в Татарстане фестиваля современной хореографии. Мы поговорили с Олегом и узнали, сбылись ли его ожидания возложенные на юбилейную #StagePlatformу, как шла подготовка к фестивалю и что планирует делать в будущем. 

— В театре вы служите уже 12 лет. Хотелось бы узнать, как вы пришли в профессию. Это был осознанный выбор?

— Когда ты не взрослый человек, а маленький ребенок, то за тебя решают родители. Моя мама увидела, что у меня очень много энергии. Избыток, я бы сказал, энергии. Она поняла, что надо куда-то ее надо девать. Так, в пятилетнем возрасте меня отдали в кружок какой-то хореографии — это был пока не балет. После пару занятий моей маме сказали: «Слушайте, ему тут скучно». Мне действительно было скучно. Я помню, как выходил за дверь и подсматривал, что они там делают, потому что программу я уже освоил. Маме посоветовали отдать меня в хореографическую школу в Харькове. Я попал к Елене Петровне Соловьевой. Она была самым лучшим педагогом в нашем городе, но я об этом узнал только через несколько лет. Мы с мамой пришли в день поступления [в балетную школу], меня сразу взяли. Все очень удивились этому, потому что к ней, оказывается, была очередь за год. Мама тоже была в шоке, не ожидала. Мы подумали: боже мой, как нам повезло.

— У вас будучи ребенком не возникло желание прекратить занятия балетом? Что вас заставило остаться? 

— Там [в балетной школе] закалялся невероятный характер, благодаря чему, мне кажется, я сейчас не сдаюсь перед трудностями. Молодые люди действительно очень часто сдаются, не видя перспектив, как добиться результата. В школе же «мучали» до 10 часов вечера. Да, и к тому же мне нравились те возможности, которые мне давал балет. До 15 лет я ездил по разным странам: четыре раза был в Японии, пять раз в Испании, Канарские острова, Африка. Я был такой: вау! Когда ты ребенок столько ездишь по миру — большое впечатление.  

Осознал, что хочу заниматься балетом в лет 15. Тогда я поняла, что хореография будет приносить мне хлеб и будет моим будущим. Как раз в этом возрасте я поступил в Белорусский хореографический колледж в Минске. Там я был одним из худших, мне нужно было начинать все заново. Помню, как я оставался репетировать в залах до 9-10 вечера, чтобы оттачивать мастерство. 

— Был ли у вас кто-то, кто вдохновлял вас в ранние годы? На кого вы бы хотели быть похожи? 

— Человек-паук (смеется). Меня вдохновлял Иван Васильев (артист балета, премьер Михайловского театра — Ред.). Именно из-за него я решил поступать в Белорусский хореографический колледж в Минске. Но когда я поступил Ваня уже выпустился. Леонид Сарафанов (артист балета, премьер Михайловского театра — Ред.) меня тоже вдохновлял. Пожалуй, эти два имени. Я равнялся на них, хотел быть похожим. 

— Чувствовали ли вы в тот момент, когда оказались на одной сцене со своими вдохновителями, что вы достигли высот? Вспомните момент, когда вы выдохнули и поняли, что да, вы смогли показать те результаты, к которым стремились. 

— Конечно, у меня есть свои заслуги: я и в конкурсах выигрывал, и заслуженный артист Татарстана, и съемки в кино, и проекты. Но пока я не достиг той точки, до которой я хочу дойти. То есть это все процесс, понимаете? Я наслаждаюсь процессом. Меня этому научил господин Рэйф Файнс (британский актер, режиссер — Ред.). 

До этого я долго изучал психологию, чтобы я как-то был готов к трудностям. Благодаря психологии и закалке, которую я получил в Харьковской балетной школе, я стараюсь не сдаваться при первых, вторых, пятых, десятых трудностях, которые возникают. Но того, чего я хочу, я пока не достиг. 

— А чего вы хотите достигнуть? 

— Как говориться: «Ты можешь предположить, а Бог располагает». Посмотрим, что будет дальше. Пока говорить не буду. 

— Недавно в Казани прошел юбилейный фестиваль #StagePlatforma. Что вы можете о нем рассказать? Как шла подготовка? Стал ли он для вас особенным? Довольны ли вы результатом?

— Все прошло гармонично. Я невероятно рад за команду. Конечно, есть что корректировать. Но в целом я доволен нашим юбилейным сезоном. Я благодарен нашему министру культуры Ираде Хафизяновне Аюповой, Президентскому фонду культурных инициатив, директору театра Рауфалю Сабировичу Мухаметзянову

«Мы сейчас на правильном пути, чтобы создать грамотную современную хореографию»

Что касается целей, то одной из них было показать балет. Мы его показали. Нашим зрителям он понравился — в зале стояли пятиминутные овации. Вы знаете, зачастую после классических балетов — ты же тоже видишь зрителей — люди бегут в гардероб, чтобы быстрее забрать свои вещи. Тут я такого не увидел. Была совершенно другая публика — не та, которая ходит на классический балет. Мы были в шоке. Потому что не ожидали, что настолько воспримут наш балет. Пожалуй, это то, что лично я хотел достичь. 

— #StagePlatforma идет всего три дня в году. Достаточно ли, на ваш взгляд, этого времени? Есть ли планы расширить временные границы фестиваля?

— Мне кажется, если мы будем показывать фестиваль два раза год — это будет неправильно. Зритель не успеет соскучиться. К тому же нам необходимо время, чтобы подготовить новую программу, а это довольно долго. Подготовка программы занимает примерно 7-8 месяцев. Чтобы вы понимали, мы вот только закончили, буквально передохнем три месяца, а потом снова готовиться. Необходимо наметить планы, цели.  

На самом деле, я кайфую от процесса подготовки. Это безумные три дня. Я постоянно на сцене, не покидаю стен театра. Я не видел ни свою дочку, ни жену. Последние две недели надо было постоянно что-то доделывать, что-то переделывать. Какой-то артист не смог или заболел, ему надо сразу найти замену. Нелегкий процесс, но я так от него кайфую. Наверное, во мне есть предпринимательская жилка (смеется). Вообще я беру пример с руководителей театра и менеджеров артистов как наших, так и зарубежных. 

— Хотелось бы также поговорить о премьере, которая состоялась на сцене #StagePlatforma. Ключевой постановкой фестиваля стал новый балет «Личности Миллигана» в вашем исполнении. Расскажите, как вам пришла эта идея? Чем вас заинтересовал данный персонаж? Как шла подготовка?

— Спектакль называется «Личности Миллигана», чтобы сразу все поняли, что мы хотим показать личности Билли Миллигана, а не самого человека. Мы показали короткий промежуток его жизни — от 20 до 22 лет. Он совсем юн, у него сложные отношения с его отчимом. В этот период его жизни образы впервые начинают его спасать от трудностей жизни. 

Почему я выбрал именно его? Здесь есть две мысли. Раньше мы хотели сделать это моноспектаклем, то есть только на меня одного. История дает такую возможность: перевоплощаться из одного героя в другого. Мы начали делать и я понял, что нужно звать и других артистов. Причем надо звать артистов не только из Казани, но и других театров. Мы пригласили солистов театра Станиславского и Немировича-Данченко. Был кастинг. 

Есть вторая более глубокая мысль. Мне хотелось бороться с таким явлением, как дискриминация слабого ребенка. Хотелось показать родителям, что ребенку нужна любовь. Другими словами показать, что не нужно делать, чтобы не случился следующий Билли Миллиган. Мы делали именно с этим посылом, а не с тем, что нам раздули в комментариях. Как знаете, есть некоторые комментарии по типу «а почему вы сделали про американца, а не про русского?». Я скажу, что у нас в стране нет никакого Пети Петрова, который бы болел такой ситуацией и стал известным. Дайте мне такого человека, и я сделаю балет. Хотя я общался с докторами, чтобы узнать, как они видят людей с особенностями психики. В России тоже есть люди с раздвоением личности, но у них этих личностей не так много, как было у Миллигана.  

— В последнее время можно заметить тягу искусства к людям с психическими отклонениями. Маньяки и психопаты все чаще становятся героями сериалов, фильмов и постановок. Почему возникла такая тенденция?

— Давайте, возьмем балет «Эсмеральда». Балет давний, все знают эту историю. Там священник убивает. «Ромео и Джульетта» — сразу же убийство. В каждом балете на самом деле происходит что-то страшное, что-то из ряда вон. Когда мы ставили наш спектакль мы шли от другого мышления. Главное для меня, как руководителя, было показать хороший продукт, а как для актера — донести главную мысль. Я даже не задумывался о его психических расстройствах. 

Я думаю, что сейчас это не тенденция, а сюжеты, которые интересно показать в кино. Сериалы не всегда нужны, чтобы из них взять что-то. Есть другие сериалы, от которых нужно брать. А такие сериалы просто развлекательные. 

— Как вы считаете, какое сейчас отношение зрителей к современному балету? Понимают ли они его? Что такое современный балет сегодня? Вы сами приверженец классического танца или современных направлений?

— У нас люди привыкли к классике, их никто и не знакомил с современным балетом. Поэтому и нужен наш фестиваль. У нас в театре не развит современный балет. Поэтому наш фестиваль с одной стороны — вызов, а с другой — ты зарождаешь грамотную культуру. На моих плечах огромная ответственность каждый раз, когда я готовлю программу профессиональных классических танцовщиков, которые умеют грамотно танцевать современный балет. У нас полно коллективов — я их уважаю, но я приверженец, что артист умеет сочетать в себе два стиля. Я всегда приглашаю своих друзей, которые могут это делать. Я им говорю: «Ребята, давайте делать новые номера». Они мне отвечают, что давай. Это меня, как хореографа, сподвигает расширять свой кругозор, делать новое. В свою очередь, артист расширяет свой репертуар. Мне кажется, я созидаю развитию. Мы сейчас на правильном пути, чтобы создать грамотную современную хореографию. 

— А как «читать» современный балет? Вот, например, «Личности Миллигана». Многие были не знакомы с историей героя. 

— Для этого у нас есть ведущий и программка. Мы все продумали. Мне говорили, что кто-то даже книгу прочитал. Но мы не делали по книге, мы делали свое. Включили свое воображение и либретто от Олега Габышева (артист балета, хореограф — Ред.). Мы взяли только часть жизни Билли. Вы представляете, только часть, а что будет дальше? Вау!

— То есть вы планируете делать полноценный балет? 

— Мы разговариваем о том, чтобы сделать второй акт. Многим зрителям не хватило, все хотят посмотреть еще раз. Это приятно, на самом деле. Очень приятно. Первый балет, а публика «скушала» с радостью, как тирамису. Поэтому они хотят «добавки». Сейчас мы работаем над сценарием. Какая-то часть у нас уже готова, Эльмир Низамов (композитор — Ред.) написал уже второй акт. У Олега [Габышева] хореография уже в голове. Осталось просто доделать и все. Главное, чтобы опять не было активистов в соцсетях. У нас хороший балет. 

— Есть ли у вас планы сделать еще одну подобную постановку? 

— Есть, пока не скажу о чем. Нежелательно говорить, что-то заранее. Насмешишь не только остальных, но и себя, если что-то не сделаешь. Я приверженец того, чтобы сдерживать свои обещания. Поэтому давайте пока подождем. Но есть, я уже обсуждал идею. Понравиться (улыбается). 

— Олег, давайте, теперь поговорим о вашей карьере в кино. Пять лет назад вы снялись в фильме Рэйфа Файнса «Белый ворон». Это вывело вас на новый уровень популярности. Насколько мне известно после премьеры вам поступали предложения от кинорежиссеров, но вы их отклоняли. Почему?

— Я продолжил, но взял паузу на два года. Надо было переварить. К тому же я знал, что пока я молодой, надо еще потанцевать. Может быть меня еще пугал весь этот интерес к моей личности. Мне поступали предложения от Netflix, Disney+, Marvel, HBO. Когда тобой интересуются такие крупные компании тебе вроде бы и интересно и вроде бы страшно. Я позвонил своему агенту и сказал, что пока хочу сконцентрироваться на балете. 

«Мы сейчас на правильном пути, чтобы создать грамотную современную хореографию»

А через два года моя подруга и партнерша по сцене Джой Вомак предложила мне сыграть ведущую мужскую роль в фильме. Я согласился, потому что это фильм про нее. Тем более, там играет Диана Крюгер. Плюс хороший молодой режиссер. Я готовился к съемкам около пяти месяцев. Работал над английским и акцентом. Очень рад новому актерскому опыту.

— О чем этот фильм? Кого вы там играете? 

— Это картина о юной американской балерине Джой, которая хотела учиться в России. Но из-за сложной политической ситуации ей пришлось пройти через большие трудности — к ней относились неподобающе, не давали роли, ссылаясь на то, что она американка. Я непосредственно играю мужа Джой, за которого она выходит замуж, чтобы получить гражданство. Мой герой помогает ей, в последствии влюбляется в Джой. Дальше вы все увидите в кино. Оно, как мне говорили, должно выйти на Каннском фестивале. Но посмотрим.  

Вы знаете, я бы еще кого-нибудь сыграл. 

— Кого бы вам хотелась сыграть?

— Я бы сыграл супергероя. Конечно, многие знаменитые актеры говорят: «Хочешь загубить карьеру, сыграй супергероя». У тебя потом клеймо на всю жизнь. Ты сыграл, условно скажем, Железного человека, и тебя уже ассоциируют только с ним. Но для меня сыграть супергероя — мечта детства. Будучи ребенком я часто представлял себя Спайдерменом, Капитаном Америкой или Железным человеком, поэтому хочу сыграть супергероя. Посмотри, что будет в будущем.

— Как насчет режиссеров? 

— Мне нравится Тим Бертон. У него очень хорошие работы. Баз Лурман тоже хорош. Я бы еще раз снялся у Рэйфа Файнса. Он очень тонкая душа, любящая Россию. Он делает очень грамотно, очень точечно. Да много у кого хотелось бы сыграть. Сейчас актеры пробуют себя в режиссуре. Я знаю, что Анджелина Джоли, Джулия Робертс, Меган Фокс снимают кино. Я бы хотел у каждого попробовать посниматься, ведь каждый режиссер своеобразный. 

— Можно ли сказать, что после завершения вашей балетной карьеры, вы планируете уйти в кино? 

— Посмотрим, посмотрим. Все должно плавно переходить и выстраиваться. В наших реалиях пока трудно что-то планировать.  

— Вы постоянно ездите в другие страны, выступаете в разных городах Европы. Наверняка вам поступает много предложений от театров других стран. Не было ли у вас желания покинуть Казань? Что удерживает вас здесь?

— Две недели назад меня пригласили в Римский театр оперы и балета, чтобы я там был премьером. Меня и другие театры до этого приглашали. Но я понимаю, что, например, #StagePlatformу я там не сделаю. Там совершенно другой менталитет, другая система работы. Чтобы зарекомендовать себя в новом театре, нужно около трех лет. Придется стать заложником театра. Я и здесь тоже много работаю, но я благодарен руководству, что они дают мне участвовать в проектах и создавать что-то свое. К тому же тут моя семья: дочь, жена и ее родители. Теперь тут еще и мои родители. На данный момент я пока здесь. Но загадывать ничего не хочу. Не знаю, что будет завтра. Пока что мне здесь нравится. Я люблю казанскую публику, люблю наше руководство.  

Comment section

Добавить комментарий

Войти: