Ушли до лучших времен: как санкции изменили бьюти-рынок Татарстана

Западные бренды косметики и парфюмерии уходят из России. Но в первые пару месяцев это никак не ощущалось
Западные бренды косметики и парфюмерии уходят из России. Но в первые пару
месяцев это никак не ощущалось, сегодня же можно заметить пропажу некоторых
продуктов. Что же ждет индустрию в ближайшем будущем — читайте в материале
KazanFirst.

С конца февраля рынок косметики и парфюмерии пережил встряску. Многие бренды — от массмаркета до люкса — сократили ассортимент, а кто-то и вовсе приостановил деятельность в России до лучших времен. Так, например, с отечественного бьюти-рынка ушли владелец сети Sephora, французский холдинг LVMH временно закрыл магазины, свою коммерческую деятельность приостановила Estee Lauder (бренды MAC, Clinique, Bobbi Brown, Jo Malone, Origins, DKNY, Tom Ford Beauty), а американская Coty (Burberry, Calvin Klein, Chloé, Gucci) заявила о прекращении работы. В среднем с конца февраля ассортимент товаров во всех сегментах парфюмерно-косметического рынка снизился на 25%.

Объявление об уходе вызвало панику у поклонников западной косметической продукции. Полки сметались на раз. Поднялись и цены на бьюти-продукты. В марте рост составил 50-70%. Потом же цены немного снизили. Сейчас косметику и парфюмерию можно приобрести на 30-50% дороже, чем в феврале.  

Несмотря на весь хаос, никакие бренды с полок не исчезли. Как нам рассказали в пресс-службе «Золотого яблока», компания сделала годовой запас продукции иностранных брендов. В компании пояснили, что запас даст время перестроиться. Однако сегодня уже можно заметить пропажу некоторых косметических средств, что говорит о том, что запасы пустеют. 

— Весной у покупателей начался ажиотаж: они скупали, пока могли и был товар на складах. Сейчас же запасы кончаются, — констатировала председатель правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации (РПКА) Татьяна Пучкова.

Ушли до лучших времен: как санкции изменили бьюти рынок Татарстана

Согласно данным Росстата в пятерку лидеров по объему продаж косметики в России по итогам 2021 года входят «Магнит Косметик» (152 млрд рублей), «Л’Этуаль» (80,4 млрд рублей, включая сеть «Подружка»), «Золотое яблоко» (48 млрд рублей), «Рив Гош» (41 млрд рублей). На наш запрос все компании заявили, что татарстанцам не стоит бояться дефицита косметики и закрытия любимых магазинов из-за ухода иностранных брендов. По их мнению, полки пустовать не будут — они заполнятся товарами современных отечественных брендов. 

— Сегодня «Л’Этуаль» делает дополнительный фокус на брендах, которые работают в России, и на брендах собственных торговых марок. В целом можно сказать, что продукция российских брендов занимает более половины всего проданного товара в категории ухода за кожей. Эта доля не менялась за последние месяцы, — рассказали KazanFirst в компании «Л’Этуаль». 

Расширили свой ассортимент косметики и парфюмерии «Магнит Косметик» и «Рив Гош». Они ввели порядка 40 российских марок. В компаниях отметили, что на отечественную и белорусскую косметическую продукцию спрос вырос в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.

— Пустых полок у нас не будет: еженедельно в «Золотом яблоке» появляются новые товары. Что касается насыщения ассортимента: наша сеть всегда отличалась огромным ассортиментом, поэтому мы не видим в этом проблемы, — заверили в пресс-службе компании.

Ушли до лучших времен: как санкции изменили бьюти рынок Татарстана

На сегодняшний день в России существует 610 компаний, занятых в сфере парфюмерно-косметической продукции. Самые популярные российские бренды: SPLAT, R.O.C.S., Faberlic, «Арнест», MIXIT, Art Divage, Art&Fact, M.Akive, Smorodina, Sergey Naumov, Natura Siberika, Geltek. По данным министерства промышленности и торговли, российские производители уже обеспечивают попадание на полки магазинов парфюмерно-косметической продукции на сумму до 0,5 трлн руб. В дальнейшем, по прогнозам, объем будет расти. 

— Первое так называемое возрождение отечественной косметики было в конце 90-х. Мы не отрицаем, что совсем скоро нас ждет второе. Сейчас из очевидных плюсов: у нас есть прекрасные химики-технологи, предприимчивые и креативные бизнесмены, мудрые маркетологи. Стоит также отметить, что за последние пять лет изменилось отношение к российским брендам. Но сейчас дело не только в том, чтобы занять место на полке в магазине. Нужно создать достойную альтернативу и завоевать сердце потребителя, как бы высокопарно это ни звучало, — рассуждает Татьяна Пучкова. 

Но для начала отечественной продукции решить проблему с ингредиентами и упаковками. По словам экспертов, производители косметики в той или иной степени зависят от импортного сырья. В первую очередь это ПАВы и эмульгаторы, без которых невозможно сделать косметическое средство. Чтобы их произвести, нужен огромный завод, специализирующийся на этом. А вместе с ним также необходимы дорогое оборудование, научная лаборатория, команда, занимающаяся разработками и внедрением в производство. 

Раньше все необходимое привозилось из-за рубежа, сейчас же некоторые производители сырья и упаковки отказали в поставках, у других проблемы с логистикой, третьи выдвинули строгие требования к предоплате. Как результат — цены выросли и на отечественную косметику.

— Если отечественный производитель будет продавать по старой цене, то в конечном итоге он разорится. Чтобы выжили эти производители как и поставщики-импортеры, они должны завышать цену, — пояснила Пучкова. 

Эксперты отмечают, что полностью косметический рынок переориентироваться на российский бренд не должен. Необходимо разнообразие, чтобы создавать конкуренцию на рынке. 

— Вспомните советские времена, когда на полках нас ждали только «Тройной» и «Ландыш серебристый». Потребителю необходимо разнообразие. К тому же это не даст отечественному производителю расслабиться. Они будут повышать качество своей продукции, чтобы избалованный покупатель от них не отвернулся, — заявили в РПКА. 

Ушли до лучших времен: как санкции изменили бьюти рынок Татарстана

По словам эксперта, разбавят отечественные продукты азиатские бренды. Тем более они уже успели стать фаворитами женской косметички. Эксперты считают, что такая популярность вызвана не только модной корейской музыкой и сериалами, но ценой и качеством корейских продуктов. Азиатский производитель с особой ответственностью заботится о качестве выпускаемой косметики. Татьяна Пучкова оговорилась, что южнокорейская косметическая продукция может только заменить бюджетный и средний сегмент, но не люкс. Наравне с Южной Кореей эту нишу могут занять Китай и Турция. Напомним, что две упомянутых страны не поддержали западные санкции в отношении России.

Продолжат разбавлять отечественную продукцию и западные бренды, уверены эксперты. По статистике Российской парфюмерно-косметической ассоциации, доля импортного парфюма и косметики в нашей стране составляет порядка 70%. А всего объем нашего парфюмерно-косметического рынка в прошлом году был равен примерно 830 млрд рублей. Поэтому западным бьюти-брендам невыгодно терять российского потребителя — у некоторых это до 5% их годового товарооборота.

— Насколько нам известно, некоторые европейские поставщики нашли альтернативные пути доставки продукции и комплектующих. Товар к нам может поступать через дружественные страны, — сказала представительница РПКА. 

Некоторые ушедшие бренды можно найти онлайн. Крупнейшим продавцом косметики в интернете сейчас является Wildberries. На маркетплейсе можно найти как бюджетную косметику, так и люкс. И даже за очень смешную цену. Так, например, туалетную воду от Chanel можно приобрести всего лишь за 1 600 рублей, когда в парфюмерных магазинах 50 миллилитров обойдутся в порядка 8 тысяч рублей. Правда, туалетная вода из маркетплейса — подделка. К сожалению, далеко не все предприниматели работают честно. Маркетплейс пытается бороться с фейковой продукцией, но из-за огромного числа продавцов подобное не всегда возможно, поэтому на Wildberries советуют покупателям ознакомиться с отзывами. 


Читайте также: Казанская «Мега» превратилась в призрак: какая судьба ждет некогда популярный торговый центр


Comment section

Добавить комментарий

Войти: