На отрасль образования уходит 70% городского бюджета. Большая часть идет на строительство и модернизацию школ. Однако проблема нехватки мест в учебных заведениях по-прежнему стоит все так же остро.

«Качество человеческого капитала формируется системой образования»

На отрасль образования уходит 70% городского бюджета. Большая часть идет на строительство и модернизацию школ. Однако проблема нехватки мест в учебных заведениях по-прежнему стоит все так же остро.

Очередная сессия Казгордумы состояла из 17 вопросов, большая часть из которых касалась образования. Сегодня эта сфера охватывает ⅕ населения города, а из городского бюджета на нее приходится 70% всех средств. 

- Человеческий капитал - важнейший фактор развития экономики и общества. Качество человеческого капитала формируется системой образования. Место, которое Казань будет занимать в российской экономике к 2050 году, определяется тем, как будет развиваться система образования сегодня. Предлагаю рассмотреть развитие образования в Казани, - начал свой доклад начальник Управления образования Казани Ирек Ризванов.

Казань занимает лидирующие позиции по строительству школ

На территории города расположены 200 школ, из которых 169 – муниципальные, 13 – государственные, три – структурные подразделения вузов и 15 – частные. На этом Казань не планирует останавливаться. Город ежегодно строит новые образовательные учреждения. Благодаря чему столица Татарстана заняла лидирующие позиции среди городов-миллионников по строительству объектов образования. 

Только за десять лет в Казани построено 14 новых школ, пять дополнительных учебных корпусов для 19 тысяч детей и 91 дошкольное учреждение на 16 тысяч мест. За этот же период капитально отремонтированы 106 школ и 86 детских садов на сумму более 6,7 миллиарда рублей. Также с 2015 года обновлено 50 спортивных залов.

- Казань притягивает людей и из районов республики, и регионов страны. Стабильно увеличивается количество новорожденных. Это накладывает на нас определенную ответственность, но вместе с тем и приятные хлопоты, связанные с обеспечением местами в детских садах и школах, - подчеркнул Ризванов. 

«Высокое качество образования могут обеспечить только профессиональные специалисты, и мы готовы в это вкладывать»

На данный момент в Казани строятся две школы: на 1 501 место по улице Гареева и на 1 224 места в ЖК «Столичный». Строительство ведется по национальному проекту «Образование» и государственной программе «Развитие образования». На данный момент проводится конкурс по концепции учебных заведений. По его итогам спроектируют внутреннее содержание и уникальный дизайн школ.

Вместе с тем в казанских школах активно идет преобразование столовых в рестораны. Из 185 пищeблоков 144 уже приведены в порядок. К этому учебному году завершены работы в 31 пищеблоке. Там расширили обеденные залы, установили современное оборудование, использовали для оформления интерьеров современный дизайн с учетом запросов родителей и педагогов. 

Ремонт позволил бесперебойно и эффективно начать кормление бесплатным горячим питанием всех учащихся начальных классов, которых в этом году 75 тысяч. Вместе с ними полноценным горячим питанием в казанских школах обеспечены 80% учеников с 5-х по 11-е классы. Из них 13 тысяч питаются бесплатно.  По словам Ризванова, во время образовательного процесса дети развиваются через интеллектуальный труд. Для восполнения энергии им необходимо полноценное полезное питание в стенах образовательных учреждений. 

- Исследования показали, что дети, получающие сбалансированное питание, учатся лучше своих сверстников, которые не питаются в школе или предпочитают печенье либо шоколад, - добавил начальник Управления образования. 

«Высокое качество образования могут обеспечить только профессиональные специалисты, и мы готовы в это вкладывать»

Ризванов отметил также, что наряду со строительством и ремонтом дошкольных и школьных образовательных учреждений столицы актуальным вопросом является их безопасность. Этому направлению сейчас уделяется особое внимание. В учебных заведениях происходит замена ограждений и калиток, установка систем контроля и управления доступом, обустройство пунктов охраны, монтаж контрольно-пропускных пунктов, средств снижения скорости, оснащение учреждений системами экстренного оповещения и охранными сигнализациями. 

На обеспечение антитеррористической безопасности казанских школ, по словам Ризванова, за последние два года было выделено более 1,7 миллиарда рублей, из которых 458 миллионов были направлены на дневную охрану. 

Вместе с тем мэр Казани Ильсур Метшин порекомендовал позаботиться о кибербезопасности учеников. 

- К сожалению, наших детей сегодня воспитывают не только родители, школа и сверстники, огромную роль в формировании самооценки и поведения ребенка играют социальные сети, хотим мы этого или не хотим. Давно не секрет, что далеко не все сообщества так безобидны. Поэтому хочу призвать и педагогов, и родителей обращать пристальное внимание на то, чем интересуются дети, особенно в интернете, быть им настоящими друзьями, умеющими говорить на самые сложные темы. Наша задача – защитить детей от возможных угроз в интернете, - призвал градоначальник.

Нехватка школ и учителей - одна из болевых точек 

Но несмотря на то, что Казань активно строит учебные заведения, их нехватка по-прежнему остается очень острой проблемой для города. Так, например, при проектной мощности в 1 224 учащихся в лицее №186 в Солнечном городе обучаются в два раза больше детей. В этом учебном году Управление образования было вынуждено распределить 100 ребят в другие школы Приволжского района. Для этого был организован автобусный маршрут. 

Аналогичная ситуация наблюдается в «Салават Купере», в лицее №182, в поселках Вишневка и Привольный. Везде так же организован подвоз учеников в другие школы. Всего, по данным Управления образования города, школьные автобусы ежедневно перевозят около 2,5 тысячи учащихся по 46 школьным автобусным маршрутам. 

- По нашей оценке, сегодня на строительство школ в Казани необходимо порядка 60 миллиардов рублей. Это сравнимо с двухлетним бюджетом всего города. Затраты на возведение одной школы составляют около 2 миллиардов рублей, - сказал Ризванов.

«Высокое качество образования могут обеспечить только профессиональные специалисты, и мы готовы в это вкладывать»

Докладчик добавил, что за последние пять лет количество школьников в Казани увеличилось на 33,4 тысячи человек – со 132,8 до 166,2 тысячи. 

Отсюда вытекает вторая проблема современного образования - нехватка учителей. На данный момент в этой сфере работает более 30 тысяч человек, свыше 16 тысяч из них – педагоги. В школах преподают порядка 7 тысяч учителей, в детсадах – более 4,5 тысячи воспитателей. 32% - молодые сотрудники. 

- Несмотря на работу по популяризации педагогической профессии  в городе сохраняется дефицит учителей. Для решения проблемы налажено сотрудничество директоров школ с Казанским педагогическим колледжем и вузами города. Ежегодно проводится отбор выпускников для целевого обучения, - сообщил Ирек Ризванов.

Качество получаемых детьми знаний напрямую связано с качеством управленческих и педагогических кадров образовательных учреждений. Поэтому в Казани уделяется внимание и созданию условий для профессионального роста специалистов. Так, в городе вновь запустили процесс перезагрузки Дома работников образования (ДРО). Исполкомом города совместно с педагогами была организована стратегическая сессия, по итогам которой определились шесть новых проектных направлений. Среди уже реализованных проектов – интенсив для молодых педагогов «Yceш», интенсив для кадрового резерва руководителей «Нокта», проект для руководителей образовательных организаций «Наставник Плюс». Также с сентября по апрель пройдет серия встреч с опытными специалистами, представителями Исполкома и вузов города.

- Школы и педагоги должны хотеть постоянно самосовершенствоваться. Важно научить педагогов находить новые формы в обучении, приглашать спикеров, предлагать идеи по повышению компетенций. Надо делать это на системной основе. Высокое качество образования могут обеспечить только профессиональные специалисты, и мы готовы в это вкладывать, - добавил Ильсур Метшин. - Школа не закрытая система - учреждения должны активно взаимодействовать с вузами. Обращаясь к ректорскому корпусу, я призываю более тесно сотрудничать школам и учреждениям профессионального образования, мы открыты к разным формам взаимодействия. Это принесет нам много нового и интересного, любое наше совместное мероприятие – диалог к тому, что мы можем вместе реализовать. 

«Высокое качество образования могут обеспечить только профессиональные специалисты, и мы готовы в это вкладывать»

Градоначальник подчеркнул, что сегодня новая информация появляется каждый час, поэтому перед педагогами стоят новые задачи и вызовы. Сегодня важно не идти в ногу со временем, а опережать его. По словам Метшина, ежегодно обновляется 5% теоретических и 20% профессиональных знаний, которыми должны владеть педагоги и руководители. 

- Поэтому такие задачи стоят перед нашим учительским корпусом, педагогами. Необходимо не просто реагировать на изменения, но и уметь работать на опережение. Очень важно не только обучать наших детей, но и учиться самим, - подчеркнул градоначальник. 

Развитие детей с ОВЗ

Отдельно докладчик остановился на вопросе учеников с ОВЗ. Сегодня в школах учатся 1 162 ребенка с инвалидностью и 870 детей с ограниченными возможностями здоровья. При этом, как заметил Ризванов, за пять лет количество базовых школ, реализующих программы инклюзивного образования, выросло до 45. 

- Взаимодействие нормотипичных детей и детей с особенностями здоровья помогает наладить дружеские отношения, научиться толерантности, стать чуткими и готовыми к взаимопомощи. Сегодня инклюзивное образование способствует когнитивному, социальному и эмоциональному развитию детей с особенностями здоровья, - пояснил спикер.

Доклад начальника Управления дополнил министр образования и науки РТ Ильсур Хадиуллин. Он подчеркнул, что образование детей с ОВЗ начинается уже в дошкольных учреждениях. На сегодня в 59 детсадах города открыты 106 специализированных групп, в которых воспитывается почти одна тысяча детей. Министр напомнил, что два детских сада – №151 и №113 – являются консультационными центрами, где родителям детей с различными нозологиями оказывают помощь. В будущем таких заведений станет семь. Планируется, что более 20 тысяч услуг они окажут родителям по разным вопросам, независимо от места проживания.

- Это будет впервые в России. В других субъектах такого числа детских садов, являющихся одновременно консультационными центрами, нет. Это говорит о том, что Казань и республика принимают активное участие в федеральных программах и национальном проекте, - заявил руководитель республиканского ведомства.

«Качество человеческого капитала формируется системой образования»

Кроме того, в этом году в казанских школах, в которых учатся дети с расстройствами аутистического спектра, появятся сенсорные комнаты. Для этого было дополнительно выделено 9 миллионов рублей. Вместе с тем ремонта требует здание, в котором работает психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), в том числе и с детьми с ОВЗ. Для оценки состояния здоровья и определения индивидуального маршрута обучения ребенка ему необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию. 

В свою очередь мэр Казани обратился к депутатам Гордумы с предложением отремонтировать в следующем году здание ПМПК. 

- В городе реализованы важные инклюзивные проекты. Наряду с той работой, которая проводится в образовательных учреждениях по созданию условий для особенных детей, важно оказание психолого-педагогической помощи и консультации их родителей. Мы обязательно должны для таких детей создавать соответствующие условия. Ирек Асафович выступил с предложением по обновлению Центра, давайте реализуем эту идею в следующем году, - подытожил Метшин.

11 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Неля
Нужно делать школы еще больше, чтобы действительно все умещались.
1
0
Ответить

Евгений
@Неля Ещё больше по размерам не надо, нужно по количеству их строить больше.
0
0
Ответить

Альбина
Не знаю не ощущает что в школе что то не так, все хорошо, всем внимания уделяют! Всех спрашивают и объясняют!
0
0
Ответить

Нина
Да ужас в школе по 30 человек, чему научат такую ораву?!
0
1
Ответить

Тимон
@Нина 30 - это ещё ерунда. У сына в классе 37 человек. Молодая учительница которая не справляется. Образование ни о чём.
0
0
Ответить

Гоша
@Тимон Ну значит надо к руководствуясь школы подойти, раз проблемы.
0
0
Ответить

Амир
@Гоша Капитан очевидность или 5 классов образования?
0
0
Ответить

Виталий
Если ребёнок хочет в школе получит знания он получит и не зависит сколько там человек и как выглядит твоя школа! Нужно просто модернизировать систему образования! Учитывать как меняется мир!
0
0
Ответить

Анонимно
Это неплохо, что сейчас вопросом образования уделяет такое большое внимание особенно школьному, особенно для детей с овз.
0
0
Ответить

Имя Имя
Сенсорные комнаты хорошая штука. Инклюзия необходима для нашего общества, пусть ребята учатся вместе, без вреда для своего ментального здоровья.
0
0
Ответить

Амир
Молодцы! Немалые средства направили на замену заборов в школах - теперь пешеходы вокруг обходят. Условные террористы будут вынуждены рыть подкопы, будучи бессильны перелезть через 2х-метровый забор )) А может быть стоило раздать вахтерам оружие, или традиционно проще пилить стройку и материалы?
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite