«Подготовка квалифицированных кадров невозможна без учета потребностей компании»: как в Иннополисе совместили науку, образование и ИТ

На форуме Digital Innopolis Days обсудили цифровую трансформацию России и что может сделать взаимодействие науки и бизнеса более эффективным.
На форуме Digital Innopolis Days обсудили цифровую трансформацию России и что
может сделать взаимодействие науки и бизнеса более эффективным.

Второй день форума проходил в городе-курорте «Свияжские холмы», где для перехода из одного зала в другой приходилось путешествовать по заснеженным коридорам, казавшимся бесконечными. От броуновского движения гостей, приехавших на форум из других регионов, кружилась голова, а плотное расписание из мероприятий, которые проходили одновременно в нескольких зданиях, по-хорошему кипел мозг. Главной темой форума, конечно, стала цифровизация во всех ее проявлениях. Итоги проделанной работы и планах на будущее обсудили на пленарном заседании, посвященной интеграции образования, науки и индустрии.

«Цифровой спецназ», студенты-предприниматели и передовые инженерные школы

Заместитель председателя правительства России, куратор Приволжского федерального округа Дмитрий Чернышенко отчитался о работе, которая велась с марта 2021 года. А достичь за эти неполные два года удалось многого: все федеральные образовательные стандарты обновлены в соответствии с требованиями цифровой экономики, проведена переподготовка преподавателей для обучения студентов основам цифровой информации, а в каждом российском вузе появилась новая должность – руководителя по цифровой трансформации.

— Если третье можно было сделать теоретически легко, то первые два пункта вызывали роптание, насколько вообще реально сделать это в сроки, — вспоминал вице-премьер.

А убедиться в достижимости результатов можно было своими глазами – на выставке, которую Чернышенко вместе с другими почетными гостями прошли перед пленарным заседанием. 

— Сейчас мы прошли по стендам, посмотрели результаты работы, я смогу сказать, что все эти решения выполнены, «цифровой спецназ» теперь есть в 791 вузе — это практически все университеты нашей страны. 100% образовательных стандартов обновлено. Обучено более 33 тысяч преподавателей, – сообщил Чернышенко.

Раздел «Цифровая трансформация» включен правительством в типовую структуру программы развития университетов. Чернышенко подчеркнул, что это очень хороший фундамент для решения новых перспективных задач, которые появились в последние полтора года.

Российская экономика сумела справиться с вызовами, которые возникли в связи с санкциями. Все запланированные проекты продолжают реализовываться, более того – обсуждаются новые.

«Подготовка квалифицированных кадров невозможна без учета потребностей компании»: Как в Иннополисе совместили науку, образование и ИТ

— Сегодня российская экономика, которая оказалась под беспрецедентным давлением, адаптировалась, и у нас есть цифры, которые показывают, что мы чувствуем себя гораздо лучше стран, которые это все и организовали, — заметил он.

Зампредправительства напомнил, что против России недружественные страны ввели более 20 тысяч различных санкций, что гораздо больше, чем вводилось против каких-либо стран в мире. Под ограничениями оказалось более тысячи российских компаний. При этом самый сильный эффект на себе ощутили высокотехнологичные компании, когда был ограничен доступ к западным технологиям. В этих условиях на первый план выходит собственное научно-технологическое развитие, в отношении которого правительство страны оперативно принимает решения.

— Мы немедленно приступили к реализации реальных стратегических инициатив стратегического развития, в которых Университет Иннополис принял непосредственное участие. Сегодня коллеги рассказали нам о своем опыте создания передовых инженерных школ. Акцент в этом проекте сделан на инструмент ускорения и обработки российского программного обеспечения с применением искусственного интеллекта, — сообщил Чернышенко.

Совершенно новый и уникальный продукт университет планирует запустить к 2030 году. 

По словам спикера, в 2021 году правительство страны сосредоточилось на развитии передовых инженерных школ, ключевая идея которых – создание программ подготовки «инженерной элиты», которая смогла бы обеспечить технологический суверенитет страны и автономность ее технологий. В презентационных материалах докладчика было указано, что за время реализации (до 2030 года) объем финансирования, привлеченного передовыми инженерными школами на исследование и разработки в интересах бизнеса составит 60 млрд рублей (36,6 млрд будет выделено из федерального бюджета). Из инженерных школ планируют выпустить 40 тысяч выпускников, которые трудоустроятся в высокотехнологичные компании и предприятия России. Кроме того, планируют переобучить 10 тысяч инженеров. Они пройдут аттестацию по программе дополнительного профессионального образования. 

В рамках проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» у студентов формируют предпринимательские компетенции. В целом по стране отобрано около тысячи победителей, которые получили поддержку своих стартап-проектов. Запущено 150 акселерационных программ с общим охватом в 45 тысяч студентов. Чернышенко добавил, что тренинговые площадки организованы во всех регионах страны – там студентов обучат предпринимательским компетенциям. 

Чернышенко поделился еще одним достижением Иннополиса – а именно строительстве трех новых корпусов общежития. С ходом работ он ознакомился перед пленарным заседанием вместе с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым. Оценил он и функционирование отечественной ТИМ-системы (технологии информационного моделирования), которая используется при эксплуатации зданий. Система работает на российском программном обеспечении и запущена в Иннополисе, она позволяет эффективно управлять всеми коммуникациями здания — тепло-, электроснабжением, интернет-сетями.

«Подготовка квалифицированных кадров невозможна без учета потребностей компании»: Как в Иннополисе совместили науку, образование и ИТ

— Два года назад это решение мы принимали совместно в рамках Наблюдательного совета вуза. Корпуса рассчитаны на 1000 мест, что соответствует текущему запросу Иннополиса по размещению студентов и исследователей, — заметил Чернышенко.

Новые кампусы в Иннополисе строятся в рамках национального проекта «Наука и университеты». Поручение о строительстве и капремонте общежитий дал президент России Владимир Путин. Из федерального бюджета на строительство общежитий вуза выделено 2,5 млрд рублей. Первые студенты заселятся в них уже в следующем учебном году.

Отечественные ИТ-решения должны не просто замещать импортные, а превосходить их

В сфере высшего образования реализуется программа «Приоритет 2030». В сентябре 2021 года путем отбора выбрали 121 университетов. На базе 114 унивеситетов-участников программы открыли цифровые кафедры, на которые зачислили более 112 тысяч студентов из которых более 97 тысяч уже прошли процедуру оценки на базе Университет Иннополис.  

— Студенты, которые получат образование на цифровой кафедре параллельно с обучением по основной программе высшего образования будут обладать новыми эксклюзивными компетенциями, которые сформированы на стыке отраслевых программ и области ИТ, — сказал Чернышенко, поблагодарив команду Университета Иннополис за проделанную работу. 

Конечно, не обошли стороной тему импортозамещения в области программного промышленного обеспечения системного ПО. Как пояснил вице-премьер России, перед правительство стоит задача наладить взаимодействие научных коллективов вуза и конечного заказчика-бизнеса.

«Подготовка квалифицированных кадров невозможна без учета потребностей компании»: Как в Иннополисе совместили науку, образование и ИТ

— Мы также ведем работу по консолидации заказчиков научных проектов. Для этого в России создан 43 центра компетенций по импортозамещению, которые объединили более 300 компаний-лидеров рынка, которые сами выбрали то программное обеспечение, которое заменит все иностранное промышленное ПО, — сообщил Чернышенко.

Правительственная комиссия уже утвердила 216 проектов, реализация которых потребует более 200 тысяч новых специалистов. На эти цели выделено финансирование общей суммой более 300 млрд рублей – по сути, деньги инвестируются в отрасль для создания ПО.

— Мы стремимся к тому, что качество наших отечественных решений было выше тех решений, которые оно замещает, а не просто их копирует и повторяет, — подчеркнул Чернышенко, добавив, что ответственен за эту задачу опорно-образовательный центр, который действует на базе Университета Иннополис.

Итогом десятилетия науки и технологии, которое объявил президент страны, должно стать достижение технологического суверенитета. Чернышенко анонсировал завершение концепции технологического развития в декабре этого года. Во всех министерствах по аналогии с «цифровым спецназом» в вузах, назначат заместителя руководителя по научно-технологическому развитию – этот человек будет отвечать за связь науки и технологий с задачами бизнеса.

— Я уверен, что такая работа приведет к желаемым результатам, — выразил надежду Чернышенко.

«Важно вовлекать индустрию в образовательный процесс»

Логическим продолжением выступления российского вице-премьера стал доклад президента Татарстана. Минниханов напомнил, что успешной реализации масштабных проектов Университет Иннополис обязан его специалистам, увлеченным своим делом.

— Примером его работы в текущем году стал проект опорного образовательного центра на базе Университета. В его рамках прошли обучение более 33 тысячи преподавателей. Большинство из них в процессе обучения успели разработать и внедрить рабочие программы дисциплин и образовательные программы, — сказал Минниханов.

Он также обратил внимание на качество обучения. Университетом Иннополис проведена большая работа в этом направлении.

— Стоит отметить стажировку преподавателей, образовательные мероприятия, актуализацию образовательных программ и профессиональных стандартов, вовлечение индустрии в процессы обучения и цифровизации, — перечислил он.

«Подготовка квалифицированных кадров невозможна без учета потребностей компании»: Как в Иннополисе совместили науку, образование и ИТ

Минниханов добавил, что в условиях вызовов, с которыми столкнулась экономика нашей страны возникла потребность в своевременном принятии решений, способных влиять на индустрию не только в долгосрочной перспективе, но и ответить на запросы компаний уже сегодня. На данный момент остро стоит вопрос импортозамещения программного обеспечения, программно-аппаратного комплекса. Важную роль в его решении отведена индустриальный центрам компетенции и центрам компетенции разработки программ.

— Именно поэтому возникла потребность в перезапуске проекта опорных образовательных центров. На его базе сформирован проектный образовательный комплекс по разным направлениям: обучение преподавателей и работников образования местах, популяризация программного обеспечения, оценка компетенций и актуализация образовательных программ, — рассказал докладчик.

Большая работа проведена в рамках проекта «Цифровые кафедры» по вовлечению индустрии в проекты образовательного процесса и проведения первичной оценки образовательных программ. В нынешних условиях это поможет решить социальную задачу по изменению качества подготовки специалистов, которые сразу будут востребованы в реальном секторе экономики, уверен президент Татарстана.

Благодаря софинансированию образовательных программ со стороны государства слушатели курсов «Цифровые профессии» получили востребованные на рынке труда цифровые компетенции. Так, ИТ-рынок получил современных специалистов для обеспечения развития цифровой экономики.

Говоря об образовательных программам, президент Татарстана сделал акцент на «Коде будущего», который привлекает школьников в предпринимательскую деятельность. В его рамках более 2 тысяч школьников 8-11 классов завершили обучение в Университете Иннополис. Более 10 тысяч подростков проходят бесплатное обучение в данный момент и закончат обучение в следующем году.

— Эти дети настолько увлечены сферой ИТ, что самостоятельно изучают предметы и идут с опережением школьных программ. Растущий интерес школьников к информационным технологиям подтверждается и их выбором — ЕГЭ по информатике в текущем году сдавал каждый шестой ученик, а сам предмет впервые вошел в тройку наиболее популярных среди экзаменов на выбор, — рассказал Минниханов.

«Подготовка квалифицированных кадров невозможна без учета потребностей компании»: Как в Иннополисе совместили науку, образование и ИТ

Обучение позволяет совершенствовать бизнес-процессы в образовательных организациях и эффективно использовать данные, построить систему принятия решений на их основе и организовывать проектную деятельность. Но важно вовлекать индустрию в образовательный процесс.

— Подготовка квалифицированных кадров невозможна без учета потребностей компании. Данный подход, начало которому было положено в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» перекочевал в другие проекты и показал свою эффективность. Все это стало основой для создания в рамках реализации масштабной федеральной программы передовой инженерной школы Университета Иннополис. Это площадка с самым современным образовательным процессом, где у действующих и будущих инженеров есть возможность участвовать в решении технологических задач под потребности индустрии, — заявил Минниханов.

Компаниям из ИЦК и ЦКР помогут в подготовке сотрудников по цифровой трансформации

Заместитель министра цифрового развития, связи и коммуникаций РФ Максим Паршин подтвердил вклад Иннополиса в цифровую трансформацию страны. Он напомнил, что там уже подготовили почти 35 тысяч преподавателей вузов со всей страны. Но главное, что была создана образовательная инфраструктура, которая может быть донастроена под задачи индустриальных центров компетенций. Кроме того, университетом Иннополис создано восемь крупных хабов в крупных городах страны.

Он рассказал о двух важнейших проектах, связанных с развитием кадрового потенциала ИТ-отрасли. В настоящий момент прорабатывается трансформация опорного образовательного центра на базе Университета Иннополис и проектно-образовательный офис индустриального центра компетенций и центра развития компетенций.

Главный подход в работе – подход «от заказчика». Сейчас заказчик рискует не только тем, что больше не сможет работать на нероссийском ПО, но и вообще расстанется со своим бизнесом. Поэтому он заинтересован в том, чтобы внедрить на своем производстве лучшие российские ИТ-решения.

— Индустриальные заказчики сформулировали 1365 потребностей и увидели более 700 российских решений разной степени смелости, которые уже сейчас есть на рынке. Нужно сказать, что более 95 потребностей так или иначе покрываются предложениями, которые есть на российском рынке, — заметил Паршин.

«Подготовка квалифицированных кадров невозможна без учета потребностей компании»: Как в Иннополисе совместили науку, образование и ИТ

Заместитель Минцифры предложил закрепить конкретные компании за вузами, исходя из их специализации и профиля бизнеса.

Второй проект – подготовка преподавателей вузов и колледжей на базе Университета Иннополис, благодаря которой они смогут получать цифровые навыки по новому разрабатываемому и внедряемому ПО.

— Критерием эффективности уже созданной за бюджетные средства инфраструктуры (Опорных центров) будет то, что компании входящие в ИЦК и ЦКР, будут готовы инвестировать собственные средства в подготовку преподавателей и сотрудников, которые отвечают за цифровую трансформацию, — рассказал Паршин.

Он добавил, что в рамках федерального федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» на базе Опорного образовательного центра с 2021 года уже повысило квалификацию более 34 тысяч преподавателей из 744 вузов и колледжей, расположенных в 84 регионах страны.

Иннополису предложили расширить программу стажировок для преподавателей

С инициативой расширить программу стажировок преподавателей образовательных учреждений выступил заместитель министра энергетики РФ Эдуард Шереметцев.

— Коллеги из образовательного сообщества обратились с просьбой в коммерческие компании как можно больше увеличить число стажировок для преподавателей. Они могут ездить, обучаться работе на самом современном оборудовании. Думаю, в этом нам может помочь Иннополис, а мы должны мотивировать их, – предложил спикер.

Проблема подготовки ИТ-кадров для отрасли энергетики приобретает особенную важность. Поэтому тема профильного обучения преподавателей для нее имеет большое значение.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: