«Кот в мешке или указка Большого брата»: татарстанцы сместили вектор с готового бизнеса на франшизы

Спрос на приобретение франшизы вырос на 80% год к году
Спрос на приобретение франшизы вырос на 80% год к году, в то время как покупкой
готового бизнеса интересовались на 59% чаще, чем в январе-октябре 2021 года.

Рынок франшиз сейчас становится все более интересным, так как показывает стабильный рост. По состоянию на начало 2022 года в России их насчитывается 3095 штук. Таким образом, по количеству франшиз за 2021 год рынок франчайзинга вырос на 11,3%. Если рассмотреть подробнее, то в течение года в стране появилось около 480 новых бизнесов, а 165 единиц ушли с рынка.

В основном в числе новых франшиз прошлого года — небольшие региональные концепции, созданные, в том числе, при поддержке местных администраций в рамках национальной программы по развитию предпринимательства. Также среди новичков присутствуют и крупные компании, которые ранее франчайзинг для себя не рассматривали. Подробнее о состоянии рынка в стране и республике рассказал руководитель макрокатегорий «Готовый бизнес и франчайзинг» и «Оборудование для бизнеса» на «Авито» Илья Дудковский.

«Для предпринимателей франшизы стали лучшим вариантом для вложения средств»

Что касается Татарстана, спрос в период с января по октябрь подходящего к концу года в категории готового бизнеса вырос на 8,4%. Наиболее высокие темпы роста отмечены в категориях отелей и баз отдыха (+95%), красоты (+68%), медицинского бизнеса (+54%),  интернет-магазинов и сайтов (+48%), сельскохозяйственного бизнеса (+39%).

— Мы действительно видим в республике прирост как предложения, так и спроса. Здесь очень большое увеличение малых предприятий. Наблюдался всплеск регистрации ООО и ИП, и, как следствие, люди искали, куда вложить деньги. Традиционные инструменты и финансовые рынки стали работать непредсказуемо, поэтому готовые бизнесы и франшизы стали тем самым удачным активом, — пояснил собеседник KazanFirst.

В текущих условиях франшизы становятся привлекательнее, потому что предлагают уже готовую модель с раскрученным брендом, разработанными и проверенными схемами ведения бизнеса, а также гарантированным потоком лояльных к этому бренду клиентов. По Татарстану есть интересный момент — количество активных объявлений в готовом бизнесе сейчас 3 тысячи, а половина из них — по франшизам. Это очень высокий показатель.

«Кот в мешке или указка Большого брата»: татарстанцы сместили вектор с готового бизнеса на франшизы

Более высокие темпы роста спроса объясняются несколькими факторами. Во-первых, изменением экономической ситуации, которая вывела в приоритет фактор надежности вложений. Сейчас в условиях инвестиции в покупку франшизы, особенно, если речь о крупном сетевом предприятии, они рассматриваются как более безопасный вариант капиталовложений, чем покупка готового бизнеса. Во-вторых, эффектом низкой базы. В частности, спрос на покупку франшизы постепенно начинает приобретать популярность как инструмент инвестирования. При этом,  возможностью приобрести франшизу в Татарстане чаще всего интересовались в бизнесах, связанных с индустрией развлечений (+700%), общественным питанием (+194%), сферой услуг, например, химчистки ( +145%).

— Готовый бизнес — это все-таки некий кот в мешке. Должен быть высокий уровень доверия к предыдущему собственнику и отчетности. Если все складывается удачно, то вы получаете прибыль и отбиваете свои инвестиции с первого же месяца. Кроме того, у вас есть свобода выбора. Можно хоть название поменять, хоть выгнать всех работников и нанять новых. С учетом трудового законодательства вы здесь царь. Франшиза наоборот кажется более предсказуемой, но с другой стороны нужно создавать бизнес с нуля несмотря на то, что в этом случае всегда есть  «Большой брат», который контролирует все процессы, — пояснил Дудковский.

«Идеального калькулятора окупаемости никогда не будет»

Выбирая между приобретением готового бизнеса и франшизы, предприниматели могут не всегда быть готовыми к рискам, которые связаны с управлением предыдущими владельцами, и предпочесть начать самостоятельное дело под крылом уже известного франчайзера. В виду ментальности, конечно, жители хотят все делать своими силами, однако бизнес ошибок не прощает. Популярные же категории услуг франшиз обеспечивают доступ к уже популярному и раскрученному мастер-бренду с лояльной аудиторией, готовым пулом поставщиков и отработанными процессами, которые можно быстро и легко тиражировать. Любые прогнозные значения от франчайзера не всегда могут быть точны, утверждает эксперт. Он хочет продать свой продукт, но в то же время, желает, чтобы этот бизнес был успешным. 

— Первоначальный владелец франшизы получает прибыль и за счет первого взноса, и благодаря последующим роялти, то есть периодической компенсации за использование бренда. Немаловажную роль играет история успеха. Чем больше заведений удачно функционируют, тем лучше продаются следующие франшизы. У инвестора есть гайд, что он может и что не может делать. Например, нельзя по своей воле взять и резко начать продавать какие-нибудь матрешки, — добавил представитель «Авито».

«Кот в мешке или указка Большого брата»: татарстанцы сместили вектор с готового бизнеса на франшизы

Франчайзеры всегда оперируют несколькими показателями, которые демонстрируют «уровень успешности» сети компаний. Это период окупаемости, выход на точку безубыточности и размер первоначальных затрат. Конечно, идея создать систему, которая сможет автоматически рассчитать все показатели, кажется чересчур утопичной.

— Мы планируем в рамках каталога вводить все эти финансовые показатели как обязательные составляющие. То есть в сервисе будет рассчитываться прибыль и оценочные расходы для того, чтобы человек, который определяется с франшизой, мог сравнивать их по показателям для более удачного выбора, — подытожил Дудковский.

Ни для кого не секрет, что 80% успеха франшизы составляет локация. Если точка открыта в проходном месте, вложения окупятся с молниеносной скоростью. В противном случае вся модель окупаемости сместится на годы либо закончится банкротством.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *