Большие автобусы — большая проблема, а «Челнок» проиграл газелькам

Вспоминаем
Вспоминаем, как решали проблему общественного транспорта в автограде.

Минувший год, как и всегда, оказался для общественного транспорта Набережных Челнов насыщенным на события. KazanFirst собрал пять самых громких из мира маршруток. 

«ЛИАЗы» ломаются, «НЕФАЗов» не хватает

У муниципалитета возникает всё больше сложностей с обслуживанием и эксплуатацией 80 автобусов компании «ЛИАЗ». Основная проблема в том, что автотранспорт использует двигатели немецкого концерна MAN, а из-за санкций появились трудности с поставкой расходников. Первые 40 автобусов привезли в автоград в декабре 2020 года благодаря переговорам Наиля Магдеева с мэром Москвы Сергем Собяниным. Все автобусы использовались ранее, каждому — около девяти лет. 

— Ни для кого не секрет, что происходящие события, связанные с санкциями и ограничениями, накладывают отпечаток и на эксплуатацию техники. В автобусах «ЛИАЗ», например, установлены двигатели производства MAN. Это импортные двигатели. Все комплектующие — импортные. Сейчас аналоги под ремонт таких двигателей за короткий промежуток времени очень тяжело найти. Мы занимаемся, это непросто. Тем не менее на линии эти автобусы работают, — рассказал в ноябре первый замрука исполкома Илья Зуев.

Большие автобусы - большая проблема, а «Челнок» проиграл газелькам

Альтернатива ныне проблемному «ЛИАЗу» — «НЕФАЗ» от КАМАЗа. В прошлом году город закупил у концерна 20 автобусов на бюджетные деньги. А в ближайшем будущем исполком как раз планирует приобрести новую партию техники, делая в этот раз ставку на отечественного производителя с российскими «внутренностями». 

— Мы сейчас прорабатываем вопросы приобретения, определяем источник финансирования. В прошлый раз всё оплатил бюджет города, думаю, следующую партию купим по такой же схеме. Определяемся с наиболее удобной для эксплуатации в городе моделью машины. Рассматриваются различные производители, но приоритет отдаём нашим, — поделился планами Зуев.

Большие автобусы - большая проблема, а «Челнок» проиграл газелькам

Новость вызвала в своё время негодование со стороны жителей города. Дескать, КАМАЗ, сердце города, не в состоянии обеспечить жителей общественным транспортом, но при этом сотнями отправляет в другие города. Например, Москва подчистую скупает электробусы автогиганта, а Санкт-Петербург в июне получил 300 автобусов. И это мы ещё не вспоминаем про конфликт исполкома с КАМАЗом из-за поставленных в прошлом некачественных машин. 

Челнок (не) заменяет маршрутки

В начале осени в автоград прибыло детище европейских веяний и КАМАЗа — «Челнок». Это частный сервис, гибрид общественного транспорта и такси. Ключевой фигурой в данном стартапе выступает Даниял Гарифуллин — один из создателей транспортной компании «Версанд», брат генерального директора «КАМА-Энергетика» Тимура Гарифуллина и пасынок гендиректора КАМАЗа Сергея Когогина. Проект разработала «Цифровая платформа КАМАЗ», созданная заводом в 2018 году.  Незадолго до этого его тестировали в Москве, где он хорошо показал себя. Это первый и пока единственный в России сервис перевозок по требованию, который позволяет заказать общественный транспорт через приложение. 

Некоторые видели в «Челноке» решение «автобусного вопроса», другие — лишь сомнительный суррогат. КАМАЗ и создатели называли его дополнением, а не конкурентом общественного транспорта. Проект оценил и президент Татарстана Рустам Минниханов во время визита в город.

Большие автобусы - большая проблема, а «Челнок» проиграл газелькам

По словам руководителя компании, за тестовый период сервисом воспользовались больше 10 тысяч человек. Хвалили удобный способ заказа, комфортабельные машины, оплату с помощью карты, более быстрый способ добраться до места по сравнению с общественным транспортом, отсутствие пересадок, возможность ездить с питомцами. Отмечали низкую стоимость — 51 рубль.

Но вот незадача: после того, когда закончился тестовый период с поездками по одному рублю, клиентов стало многократно меньше. Машины компании зачастую или пустуют, или везут от одного до двух клиентов, в то время как обычные маршрутки лопаются от числа пассажиров. Причин для «игнора» стартапа у жителей хватает. Тут и ожидание машины в 10-20 минут, которое может в любой момент поменяться. Маршрут из точки А в точку Б бывает непредсказуемым, меняясь в зависимости от принятых в пути заказов, из-за чего приключение на пять минут превращается в утомительную поездку на 20. Не могло не сказаться и то, что пока сервис работает только в Новом городе — до ГЭС и ЗЯБ его машины не едут. А ещё единственный способ заказать «Челнок» — использовать смартфон. Увы, пожилые, одни из главных пользователей маршруток, с технологиями не так дружат, как подростки.

В будущем Даниял Гарифуллин пообещал начать экспансию в соседние районы города, расширить парк автомобилей, а министр транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Фарит Ханифов надеется на скорый приезд стартапа в Казань.

Борьба с переводами по номеру телефона и QR-коды

Для многих знакома картина, когда в маршрутку залетает растерянного вида пассажир и спрашивает у водителя «можно перевести?». Наиболее смышлёные мужчины заблаговременно приклеили на видные места свои номера. А в какой-то момент участились случаи, когда водители стали требовать оплаты за проезд через онлайн-переводы из-за якобы сломанных терминалов. На ситуацию обратил внимание гендиректор «Пассажирских перевозок» Николай Тятюшкин.

Большие автобусы - большая проблема, а «Челнок» проиграл газелькам

— Я прошу пассажиров не идти на это. Не принимаешь оплату терминалом — до свидания, а пассажиры пусть выходят бесплатно. Меры принимаем, жалобы учитываем. В салоне разместим объявления, что оплачивать таким образом запрещено, — рассказал перевозчик.  

Тятюшкин, впрочем, высказался негативно об онлайн-терминалах — они отвлекают водителя от дороги. Поэтому лучше использовать оплату по QR-коду, которые начали вводить в маршрутках и ожидать запуска специальных терминалов на поручнях больших автобусов.

Повышение стоимости проезда

В одном из интервью Наиль Магдеев высказал такую мысль: нужно повысить стоимость проезда до 41 рубля — это экономически обоснованный тариф. Впрочем, он сразу же отметил, что такое резкое повышение не по карману челнинцам. Просто мысль, которая в ноябре начала воплощаться в реальность. В Госкомитет по тарифам Татарстана поступила заявка от перевозчиков Набережных Челнов о повышении стоимости проезда в общественном транспорте до 35 рублей. Там просьбу признали обоснованной. С 10 января стоимость проезда в общественном транспорте Челнов повысят до 30 рублей. 

Большие автобусы - большая проблема, а «Челнок» проиграл газелькам

На этот счёт наш корреспондент в своё время опрашивал Николая Тятюшкина. Тот рассказал, что цены на топливо и запчасти растут, повышать стоимость проезда нужно, пусть и на тот момент это было невозможно. Предприниматель признавал: нынешняя ситуация спровоцирована нехваткой денег в бюджете города и простого решения здесь не предвидится.

— Нужно учитывать стоимость проекта, чтобы техника ездила и обновлялась. В Казани проезд 36 рублей, а теперь представьте, если у нас сделают больше. Мы понимаем, какая зарплата, например на КАМАЗе, поэтому выше, чем на несколько рублей не получится поднять, — считает собеседник KazanFirst. — Это предложение звучало бы хорошо, будь у нас, как в других городах. Я был в Белгороде. Там работают по нетто-контракту: предприятия собирают все финансы и недостатки из бюджета берут. И когда Белгород видит нехватку бюджета на это, они горсовет собирают и голосуют за поднятие цены проезда. А у нас рассматривает увеличение стоимости проезда тарифный комитет, а они этого не допустят никогда, — высказался он.

Если инициативу примут, то это будет третьим повышением стоимости проезда за последние четыре года: до 25 рублей подняли в 2020-м и до 27 в 2022-м.

Никто не пришёл на рейды

С 21 ноября по 4 декабря власти Членов организовали проверку общественного транспорта по многочисленным жалобам жителей: претензии челнинцев касались нехватки и непостоянности транспорта на некоторых маршрутах. Интервалы между машинами на некоторых проспектах достигали 20-30 минут и больше. А на улице холодало, ожидать подолгу — удовольствие не самое полезное. По требованию мэра Наиля Магдеева, в рейды начали приглашать и жалобщиков, но вышла накладка: никто из них не захотел принимать участия, несмотря на персональные приглашения. Кто-то отказывался из-за банальной лени, кому-то не хотелось связываться с исполкомом, а некоторые просто работали в момент проверок. Но муниципалитет не отчаялся и запланировал новые рейды.

Большие автобусы - большая проблема, а «Челнок» проиграл газелькам

— Доверие должно быть к проверкам, к людям, которые обращаются. Челнинцы активные у нас. Если уж они нашли возможность обратиться и написать в социальные сети, то надо предложить вместе проверку провести. Если на самом деле так, как они написали, нужно исправляться, трагедии не делать. Ошибки бывают у всех, — потребовал мэр. — Надо еще раз обратиться в вежливой, доступной, спокойной форме, что мы все-таки хотели бы вас видеть рядом с нами.

Чем всё закончилось — история умалчивает. Возможно, исполком всё-таки сумел найти тех энтузиастов, что составили ему компанию в столь нелёгком деле.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: