Генплан Челнов: как команда Дембича пыталась найти консенсус с жителями

Вспоминаем самые обсуждаемые темы с публичных слушаний.
Вспоминаем самые обсуждаемые темы с публичных слушаний.

Новый генеральный план — одна из самых обсуждаемых тем в Набережных Челнах. Проект, над которым работает команда Александра Дембича, преследовал одну из целей — увеличить количество жилья в городе. Разработчики ради этого выдвинули ряд противоречивых решений, которые жители Челнов и прилегающих районов встретили в штыки. Вспоминаем, какие предложения архитекторов вызвали больше всего споров.

Боксовые гаражи

За боксовые гаражи челнинцы боролись отважно. Их владельцы начали поднимать шум и готовиться к обороне ещё до начала слушаний, узнав о планах архитектора из документов. Благодаря поэтому очная встреча с исполкомом и проектировщиками вышла бурной и добрую часть заседания люди обсуждали судьбу гаражей. Как бы товарищ Дембич не пытался переубедить мужчин, как бы не говорил про план по жилому фонду, на них это не подействовало. В ход пошли жалобы в прокуратуру, мэрию, а судьба проблемной недвижимости несколько месяцев оставалась в подвешенном состоянии.

Генплан Челнов: как команда Дембича пыталась найти консенсус с жителями

Нет ничего удивительного в упёртой позиции жителей автограда. Гаражи — это не просто место складирования бытового хлама, как его пытались представить проектировщики, у них своя история. «Кирпичные коробки» — символ частного предпринимательства Челнов, с них в своё время начинал развиваться малый бизнес после пожара на заводе двигателей. Даже в нынешнее время там располагается несчётное количество ремонтных мастерских, шиномонтажек и малых производств, которые несут в казну города деньги. Потому рассказы Дембича про многоуровневые паркинги вместо гаражей вызвали столько раздражения.

Точку в конфликте положил мэр Челнов Наиль Магдеев, который заверил всех: сносить ничего не будут ради очередного жилого массива.

Генплан Челнов: как команда Дембича пыталась найти консенсус с жителями

— Основа жизнедеятельности города — это экономика. Безусловно, я за то, чтобы наши предприятия, расположенные в том числе и в черте города, работали. Мы найдем возможность, чтобы сохранить действующие предприятия. Всё, что сегодня обсуждается, — это только проект. Его могут поменять, отменить, ведь генеральный план считается документом, когда его приняли. Проект утром такой, а вечером — другой. Подходы могут быть разные. Архитекторы – народ талантливый, их нужно иногда приземлять. В данном случае мы их будем приземлять к реальной жизни, которая происходит в Набережных Челнах. Такую задачу мы для себя ставим, — сказал он.

Нижний бьеф и элеваторная гора

Нижний бьеф — это зона складов, мелкого и среднего бизнеса с садовыми обществами по соседству. Предприниматели инвестировали туда не меньше одного миллиарда рублей и выплатили налогов на 300 миллионов. Владельцы имущества возмутились, узнав, что их сносят ради очередного ЖК и задались вопросом: как архитекторы собираются их производства переносить? Исполком спорить не стал и решил территорию не трогать. Максимум, что позволили проектировщикам — перенести туда речной порт. 

Посёлок Элеваторная гора отрезан от мира, его собирались соединить с городом мостами. На самой горе, разумеется, планировали на месте производств построить жилой массив. Но и тут началось негодование. Большую часть планов отменили, оставив под застройку участок в 21 га. 

Экспансия на другой берег Камы

Депутат горсовета и владелец «Далини» Руслан Нигматулин предложил амбициозную идею: начать застройку другого берега реки, построив в процессе новый мост, таким образом соединив автоград с Елабугой и Менделевском. Его поддержал экс-депутат горсовета и архитектор Ильдус Камалов. Магдеев идею не одобрил и напомнил всем, что там, на другом берегу — национальный парк, строительство здесь недопустимо. 

Генплан Челнов: как команда Дембича пыталась найти консенсус с жителями

Осудили идею и некоторые жители на слушаниях. Они уверены, что строительные работы уничтожат экосистему парка, повредит Каме и её обитателям. В итоге Каму оставили, обратив взор на Шильну — под застройку обозначили 140 га в перспективе до 2043 года. 

Идея прибрежной застройки «гуляет» в инфополе не первый год. У города десятки километров свободных территорий на берегах рек, но масштабной инфраструктуры там пока нет. Да, есть ЖК «Парус», «Чаллы Яр» и строящийся жилой массив от «Талана», но они носят скорее характер исключения. Да и жители просят не только «человейники» — им нужен полноценный выход на берег, пляжные зоны и кафешки. Жалобы учли, и за работу взялись архитекторы HEADSGROUP, которые обустроят набережную Табеева.

Санитарные зоны и Шильнинский лес

В городе доля «зеленок» составляет 16%, хотя градостроительный кодекс России требует минимум 25%. Это одна из причин, почему Дембич и его команда решили включить в состав автограда Шильнинский лес: его появление в составе автограда убрало бы необходимость высаживать зелень в городе в промышленных масштабах.Против оказались экоактивисты, потому как лес — часть национального парка и трогать его нельзя. 

Отдельной темой стала санитарная зона у КАМАЗа. По проекту нового генплана ее значительно уменьшат.

Генплан Челнов: как команда Дембича пыталась найти консенсус с жителями

— Завод двигателей есть. Санитарная зона должна быть между забором завода и дорогой. Дальше она должна распространяться от дороги до жилых домов. А что там происходит? Черт знает что понастроили. Раньше я там липы сажал, 180 штук садил, а теперь там все вырубили. Кто ответит за то, что там было сделано? — пожаловался челнинец на первых слушаниях.

Фарид Салахов, руководитель исполкома города, тогда заявил: санитарные зоны уменьшили в недавнем постановлении, благодаря чему проект укладывается в рамки нормы. Впрочем, как оказалось, документ, который подтвердил бы слова чиновника, отсутствует в общем доступе и предъявить его общественности он так и не смог. 

К повторных слушаниям проблему решили, «насадив» деревья в речной зоне. Заветные 25% достигнуты. Шильнинский лес также передумали присоединять. 

Вторжение в Тукаевский район

Архитекторы и чиновники с горечью заявляют: городу некуда расти, потому как с одной стороны он зажат рекой, с другой — Тукаевским районом. Ресурсы города ограничены Орловским полем, территорией бывшего «КамгэсЗЯБ», междуречьем на северо-западе. Возможное спасение кроется в создании городов-спутников на территории «Тукаевки». Там есть земли между Старыми Ерыклами и Нижним Суык-Су, а также около Калмаша. Идею поддержал челнинский архитектор Ринат Сафиуллин, дополнив, что спутники должны стать буферной зоной для приезжих. 

Тукаевский район пыл челнинцев не разделяет. Архитектор района Ольга Никитина попросила проектировщиков не вылезать за границы города, иначе затронут интересы минимум пяти поселений.

Генплан Челнов: как команда Дембича пыталась найти консенсус с жителями

— Мы все-таки хотим, чтобы инициатором изменения границ выступала республика. Чтобы родился документ, который нас организует. Вы должны понимать, что просто разместить какую-то многоэтажную застройку в сельском поселении – это будет очередной коллапс, как с участками для многодетных семей, потому что район не в состоянии обеспечить эти территории инженерной, транспортной, социальной инфраструктурой, — заметила она.

Конфликт с районом прокомментировал и Магдеев. Районные власти отказываются от «щедрого» предложения автограда. Глава города уверяет: вопрос решается при содействии республиканских властей и лет через 20 в Татарстане может быть единое муниципальное образование из Челнов и Тукаевского района. 

Есть ещё один вариант «вторжения» в районные земли — перенести к ним «Челны-Бройлер». Там мало оврагов, рек, населенных пунктов — идеальное место. Первоначально идею отвергли из-за непомерной стоимости — 15 миллиардов рублей. Но на повторных слушаниях владелец компании «АЙТАТ» Айрат Тагиров вновь поднял этот вопрос и потребовал власти учесть его. 

Социальные объекты

Проектировщики также предлагают построить на территории кладбища «Молодежное» крематорий, а само захоронение расширить. Кто-то из жителей предлагал построить новое на территории Тукаевского района, но предложение дальше зала никуда не ушло.

Рядом с КАМАЗом появится Политехнический университет. Он будет тесно связан с автогигантом, готовить для него кадры, отсюда и столь близкое расположение к заводу. До 2029 года примут окончательно решение о формировании вуза. Расчётная вместимость образовательного учреждения — 10-15 тысяч студентов.

На период реализации генплана заложили строительство 16 школ, 34 детсада и 21 объект дополнительного образования. Вопрос нехватки учреждений здравоохранения хотят решить строительством дополнительных корпусов в составе существующих больниц, а также в результате внедрения кабинетов врача общей практики. Также Дембич собирается в будущем автограда построить девять многопрофильных культурно-досуговых центров, а также аквапарк возле городского майдана. 

Команда проектировщиков

Подвергали критике не только идеи генплана, но и конкретно команду Дембича. Главным «визави» Александра Дембича стал Ильдус Камалов, который объявил создателям генплана войну после первого же ознакомления с чертежами. Экс-депутат горсовета обвинял Дембича в банальном незнании географии города, нежизнеспособности и неадекватности его планов. Почти на всех публичных слушаниях Камалов не терял время зря и начинал своё выступление с гневной тирады в сторону своего оппонента. Он не раз заявлял, что работу, на которую город потратил 23 миллиона и четыре года, сделал бы за год и за четыре миллиона рублей.

Генплан Челнов: как команда Дембича пыталась найти консенсус с жителями

— Для вас Челны — чужой город, вы даже не скажете, где что находится! Вы в основном потратили время на описание жилого фонда, сколько там квадратных метров. Город — это не только жилье. А из-за вас молодежь бежит из города: никаких интересных объектов нет, нет привлекательной среды для бизнеса, — возмутился Камалов генпланом на первых слушаниях. — Говорите, четыре раза все обсуждали и учли. Давайте не будем кривить душой. Я во всех четырех встречах принимал участие, кипы документов вам слал и с руководителем исполкома говорил, и с мэром. Мы запроектировали застройки прибрежной зоны — не надо лезть сейчас на гаражи, на промзону. Ни слова про экологию не сказали, а учитывая денежные затраты на озеленение санитарных зон, там давно тайга должна была вырасти!

Жители на персоналии не переходили, но осуждали неумение проектировщиков организовывать свою работу с людьми, выслушивать их претензии и потребности. Отдельного упоминания удостоился казус на первых публичных слушаниях, когда архитекторы выложили на сайт устаревший мастер-план, который отличался от того, что показали людям в здании исполкома. Это вызвало немало негатива и недопонимания между «трибуной» и залом. Некоторые даже жаловались на генплан в прокуратуру и писали обращения лично президенту Татарстана.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *