Site icon KazanFirst

На грани убытка: стоит ли винить перевозчиков в повышении стоимости проезда в городах Татарстана?

Объясняем
Объясняем, что вынудило владельцев общественного транспорта Челнов, Нижнекамска
и Альметьевска поднять цены.

Общественный транспорт в Татарстане чем-то напоминает находящегося в бесконечной предсмертной агонии мученика, которого не могут ни умертвить, ни излечить. Из года в год в инфополе растёт количество скандалов и возмущений жителей в сторону властей и перевозчиков. В Челнах периодически происходят закулисные «королевские гамбиты», из-за чего город остаётся без автобусов. В 80-тысячной Бугульме из-за долгов распилили на металл все маршрутки, обязав горожан заняться пешими прогулками. Посередине «плавают» Нижнекамск и Альметьевск, жители которых постоянно жалуются на долгое ожидание и нехватку машин. И чем дальше в лес, тем толще партизаны. Яркий пример этому — очередное повышение стоимости проезда по всей республике.

Вообще, событие носит всероссийский характер: в течение всего года в регионах России произойдет индексация проезда. Другое дело, что итоговый результат «спускается» не откуда-то сверху, а формируется на основе запросов местных перевозчиков и заключения тарифной комиссии. Изначально владельцы транспортных компаний рассчитывали на более солидное повышение. Например, челнинские ООО «Электротранспорт» и ООО «Пассажирские перевозки» хотели поднять стоимость проезда до 35 рублей, обосновывая свою позицию высокими ценами на топливо. Традиционно, тарифная комиссия не стала в полном объёме удовлетворять запрос компаний, одобрив в итоге цену в 30 рублей за поездку. Такую же стоимость установили в Нижнекамске и Альметьевске. 

Почему дорожает проезд и кто в этом виноват

Класть всю вину за повышение на перевозчиков не стоит. Долгие разговоры корреспондента KazanFirst с владельцами общественного транспорта и отчёты Ассоциации автотранспорта Татарстана дают понять, что коммерсанты в этой ситуации такие же «неудачники», как и пассажиры. С 2020 года перевозчики находятся в своеобразном лимбе. Пандемия и экономический спад довели сферу общественных перевозок и многих её участников практически до разорения. Непрекращающийся рост стоимости автозапчастей, топлива, а также отсутствие полноценной компенсации за проезд льготников создавал ситуацию, при которой доход коммерсантов или околонулевой, или вовсе отрицательный. Нынешняя цена — это попытка балансировать между возможностями пассажиров и перевозчиков. В неё заложены зарплаты сотрудников и уплата налогов, расходы на топливо и запчасти, но не прибыль — компании работают в ноль. Из этого выходит занятная история: сделай дороже — взвоют и обеднеют пассажиры, дешевле — и общественные перевозки планомерно разорятся. Индексации, которые проводились ранее, помогали соблюдать статус-кво, не более.

Повышение же стало необходимым из-за возросших в 2022 году расходов. По данным Ассоциации автотранспорта Татарстана, с начала года выросли цены и тарифы на дизель на 6%, а газ – на 4%. Масла и жидкости для транспорта поднялись на 39-152% , а запасные части и комплектующие – до 80%, шины – до 45%. На фоне этого не поменялась ситуация и с главной головной болью водителей — льготниками. Они составляют около трети от всех пассажиров и государство компенсирует обычно лишь часть их билета. 

Ситуация с расходами аналогичная во всех муниципалитетах республики. Например, руководитель челнинских «пассажирских перевозок» Николай Тятюшкин в своё время рассказывал изданию KazanFirst о том, что цены на то же дизельное топливо, на котором ездит часть автобусов, превышают стоимость 95-го бензина. А зимой требуется специальная солярка, которая еще дороже. Его же слова подтверждает один из водителей маршруток, с которыми нам удалось пообщаться. По его словам, с каждым годом обслуживание машин становится всё накладнее. 

— На цены надо смотреть, это безобразие. На «Транзит» (Ford Transit — ред.) запчасти дорожают. Простой ремень поменять — две тысячи. Так со всем. Обслуживание этих машин — сплошной убыток! — рассказал наш собеседник.

Исполком же Набережных Челнов к моменту публикации материала так и не ответил на запрос нашего издания по поводу повышения стоимости проезда.

В Альметьевском районе ситуация схожая: стоимость топлива вынудила подать перевозчика вместе с исполкомом заявку в тарифный комитет.

Повышение стоимости ремонта и техобслуживания автомобилей на 60% и рост дизельного топлива, а также необходимость закупки запчастей вынудили и перевозчиков Нижекамска — МУП «Нижнекамский горэлектротранспорт», «Нижнекамский ПАТП».

— Также выросла стоимость услуг ЖКХ, что отражается на стоимости содержания имущественного комплекса автотранспортных предприятий, — рассказали нам в исполкоме района. — Стоимость повышения тарифа составила порядка 7%, а среднегодовая инфляция — 11,1 %. В этих условиях говорить об улучшении качества обслуживания не приходится, скорее это для поддержания.

Как на это отреагировали жители 

В каждом из этих трёх городов сфера общественного транспорта подвергается постоянной критике со стороны простых обывателей. В Набережных Челнах, где который год мечтают о полном демонтаже всех «газелек» и заменой их на крупногабаритные автобусы, припомнили исполкому и Тятюшкину перманентно переполненные маршрутки в час-пик, интервал в 20-30 минут между машинами по утрам. Кто-то даже предложил вместо частника превратить «Пассажирские перевозки» в ПАТП, как в Нижнекамске. В автограде, как и в Казани, повышение произошло не первого числа, а 10 января.

«Ща будем 30 рублей отдавать за катание в переполненной маршрутке, где даже стоячих мест не осталось, потому что нет нормального трафика по Сююмбике и Мира, потому что частник сам в этих маршрутках никогда не ездил, с грубыми водителями, которых массово наняли после сокращения на лесоповале и они привыкли, что дрова везут», — написал Даниил в соцсетях.

«Автобусов нет, но проезд повысился? Трамваев нет, но проезд повысился? Умом Челны не понять», — написала Айка.

В Нижнекамском районе в 2022 году в развитие общественного транспорта вложили больше 130 млн рублей, закупили 50 новых автобусов. Власти пообещали с первого января увеличить время езды маршруток до 21:45 и сократить интервалы между ними. В отличие от автограда, жители Нижнекамска встретили новость о повышении тарифа спокойно. Немалую роль в этом сыграли сами перевозчики, которые «забыли», что с января месяца они работают по новому графику, из-за чего десятки людей впустую ждали заветные автобусы на холоде. Как и итог, жители кидались помидорами в исполком и транспортные компании, только повод был иной.

«Почему снова убрали основной маршрут важный 10 после 9 вечера? Как мне объяснили диспетчеры, что только на выходных его выкатывают. Помимо выходных люди не работают? Молчу про 56 автобус, его вообще нет до 10 вечера. Хотя люди ездят на 10 маршруте и город нуждается в автобусах, зачем было поднимать стоимость, если качество и отношение такое же как и было», — написал в группе города Alex.

«Вчера вечером с подругой ждали автобус 56 маршрута на остановке Химиков — 2 с Автовокзала по расписанию, про стояли 40 мин., очень холодно, за — 25, в 20.52 проехал автобус, не остановился, хотя подруга махала полочкой, автобус даже не подъехал к остановке, а просто помчался мимо. Конечно номер мы даже не увидели. Очень хочу разобраться и принять меры, это было 07.01 2023», — написал житель.

Альметьевск после пандемийного коллапса приходит в себя и на его улицы в 2022 году обещали вывезти первые 18 закупленных автобусов и три троллейбуса. Ситуация улучшилась после ухода АПОПАТа, но регулярность движения общественного транспорта особо не изменилась. Потому ничего удивительного, что вокруг новости о повышении стоимости проезда разразилась нешуточная дискуссия с причитанием в сторону администрации и перевозчиков.

«Совсем, что ли, уже!? Автобусов и троллейбусов толком нет, а деньги за проезд поднимают. В Питере проезд стоит 28 рублей, ходят каждые три минуты друг за другом! В Татарстане только такой дурдом, обдираловка !», — написала Гузелия.

«Лучше с транспортом разберитесь, а потом только цену на билет поднимайте. За что платить если транспорт толком не ездит нормально», — написал Артурчик.

Люди встретили нововведение в подавляющем большинстве негативно. Понять их можно: ежегодно стоимость проезда только и делает, что растёт, в то время как качество общественного транспорта лишь пытается выбраться из крутого пике. Народ устал и разговоры о необходимости сего действа отклика в сердцах не вызывает. Стоит также учитывать, что без денег извне — без субсидий и подарков от республики или федерации — ожидать каких-либо улучшений в этой сфере не стоит. Индексация позволяет оставаться перевозчикам на плаву, поддерживать жизнь того, что есть, но не более, о чём говорит Ассоциация автотранспорта Татарстана. 


Читайте также: Большие автобусы — большая проблема, а «Челнок» проиграл газелькам 


Exit mobile version