Site icon KazanFirst

МЧС подготовило убежища на случай атаки для всех татарстанцев, но люди не знают, где их найти

Почти треть гражданских укрытий в республике не готова к приему людей
Почти треть гражданских укрытий в республике не готова к приему людей, но решать
эту проблему спасательное ведомство не может, потому что не имеет на них права
собственности. При этом системы гражданского оповещения тоже нуждаются в
обновлении – работа идет, однако завершат ее только к 2030 году.

Татарстан полностью обеспечен специальными гражданскими укрытиями на случай атаки, но почти треть из них к работе не готова, а жители республики не знают, где они находятся. Причем заранее это выяснить – тоже тот еще квест.

Согласно результатам опроса в Телеграм-канале KazanFirst, 88% читателей не имеют ни малейшего понятия, где находится ближайшее к работе или дому укрытие. В курсе этого всего 5% людей, еще 7% «что-то слышали».

Как нам сообщили в пресс-службе ГУ МЧС РФ по РТ, адрес места укрытия жители городов могут уточнить у управляющей компании по месту проживания. Мы решили обзвонить с десяток казанских УК, представляясь жителями подшефных домов, чтобы узнать, где находятся убежища. Результат огорчил, но не удивил – помимо того, что дозвониться до УК в принципе большая проблема (примерно половина абонентов – не абоненты), работники компаний сами не знают, где находятся укрытия. В сети полной информации тоже нет, но часть убежищ можно найти на этой интерактивной карте.

В разговоре с журналистом KazanFirst завкафедрой промышленной и экологической безопасности КНИТУ-КАИ, профессор Елена Муравьева подтвердила, что абсолютное большинство людей не знают, где расположены убежища.

– Но этим должно заниматься не МЧС, а управляющие компании, это их дело. С точки зрения управления гражданской обороны все сделано, инвентаризация проведена, а дальше все ложится на управляющие компании, потому что эти подвалы и прочие помещения находятся в ведомости этих компаний, – сказала эксперт.

В то же время собеседница не склонна утверждать, что всему виной является некомпетентность УК. Она указала, что работники этих компаний должны обслуживать дом, разбираться с авариями, реагировать на жалобы жильцов, а поверх всего этого на них возложена и такая специфическая функция. Она добавила, что вскоре планируется проработать вопрос обучения населения с участием Общественной палаты РТ и представителей МЧС.

Муравьева рассказала, что ее кафедра помогала городу проводить инвентаризацию подвальных помещений.

– Они все учтены. Естественно, на их переоборудование средств не хватает, но в случае чего все эти подвалы есть, в том числе метро – это все в качестве убежищ описано, – рассказала профессор. – Мы делали паспорта безопасности Татарстана и Казани – не на случай военной угрозы, естественно, а на случаи чрезвычайных ситуаций. Полностью все соответствует всем нормам у нас.

Что касается подземки, в «Метроэлектротрансе» KazanFirst сообщили, что казанское метро полностью готово к любым ЧС подобного рода. МЧС России и ГУ МЧС РФ по РТ ежегодно проводят соответствующие проверки – последняя из них была в декабре. Представитель МУП «Метроэлектротранс» уточнил, что убежища – это отдельные сооружения в метро, где обеспечены вода, тепло, вентиляция и все остальное согласно правилам организации защитных сооружений.

В ведомстве сообщили, что информация о вместимости казанского метрополитена в случае ЧП – это информация для служебного пользования, нас не сориентировали даже по порядку цифры. Но понятно, что речь идет о тысячах людей.

При этом, как стало известно в ходе прошедшей недавно коллегии ГУ МЧС РФ по РТ, порядка 30% татарстанских защитных гражданских сооружений по различным причинам не готовы к приему укрываемых. Об этом сообщил начальник ГУ МЧС России по РТ Рафис Хабибуллин. Тем не менее, на сегодня защита населения полностью спланирована – 6% могут укрыться в специальных защитных сооружениях, 94% – в подвалах.

Решать вопрос состояния убежищ придется на самом высоком уровне. В частности, потому, что укрытия находятся в федеральной собственности, и нужна федеральная законодательная инициатива, чтобы отдать их на региональный или муниципальный уровень. Без этого республика даже не может вкладываться в их ремонт.

Есть еще одна, связанная с этим проблема – состояние и работоспособность систем централизованного оповещения. Как мы уже упоминали, люди не знают, где находятся укрытия, так что в случае чрезвычайной ситуации «громкоговорители» могут стать для многих единственным источником нужной информации.

По результатам оценки состояния, система оповещения в Татарстане «не готова». МЧСники планируют модернизировать более 10,5 тысяч объектов республиканской и муниципальных систем оповещения с охватом всех населённых пунктов республики, строительство линий связи и энергоснабжения, а также изготовление и монтаж несущих конструкций. Но завершить эту работу планируется только к 2030 году.

Участвовавший в «слете спасателей» президент Татарстана Рустам Минниханов поручил республиканскому МЧС обеспечить готовность защитных сооружений гражданской обороны с учётом проводящейся сейчас специальной военной операции на Украине.

– Мы видим, что ряд регионов сталкивается с этой необходимостью. Всё должно быть готово, – подчеркнул президент. – Перед нами стоят серьезные задачи. Обеспечение жизнедеятельности и безопасности граждан – это приоритет. За всё это отвечаем мы вместе с вами.

Он напомнил, что такое же поручение ранее дал президент России Владимир Путин.

Также Минниханов распорядился ускорить процесс установки и модернизации систем оповещения в республике.

– Только кажется, что это дежурная система, но на самом деле она очень важна. Все должно быть готово и работу по подготовке нужно ускорить, – заявил Минниханов, подчеркнув, что в сегодняшних реалиях необходимо быть готовыми к тому, чтобы вовремя обеспечить безопасность жителей Татарстана.

В республиканском МЧС KazanFirst рассказали, что в наши дни главным способом защиты населения является эвакуация. Нет острой необходимости держать подавляющее большинство людей в угрожаемой зоне, их проще вывезти в специально подготовленные пункты временного размещения. В городах останутся только те организации, которые продолжат свою деятельность в военное время. Все остальные жители в особый период будут эвакуированы в безопасные районы.

Термин «бомбоубежища» не используется уже несколько десятилетий. В советское время за основу был принят принцип дифференцированного комплексного подхода к защите населения. В соответствии с этим принципом в мирное время строились убежища и создавались запасы средств индивидуальной защиты для работающей смены предприятий, которые должны продолжать работу в военное время в категорированных городах. Остальное население подлежало эвакуации.

Современные же защитные сооружения гражданской обороны делятся на три категории: убежища, противорадиационные укрытия и просто укрытия.

В Татарстане многие защитные сооружения строились в 50-80-х годах, большая их часть построена во времена «холодной войны». Это капитальные сооружения с системами жизнеобеспечения. В подавляющем большинстве они создавались для защиты наибольшей работающей смены промышленных предприятий и учреждений, которые продолжают работу в «особый период» и в военное время.

В убежищах для жизнедеятельности работников этих организаций в течение двух суток предусмотрены все системы жизнеобеспечения: принудительная вентиляция, фильтровентиляция наружного воздуха, электроснабжение, водоснабжение, канализация, запасные баки с питьевой водой, медикаменты, продукты, необходимые инструменты.

Exit mobile version