«Дать чистую воду — актуальная и приоритетная задача»: что пьют татарстанцы

В республике насчитывается 402 месторождения подземных вод для питьевых целей с защищенными запасами более 2 млн кубометров в сутки
В республике насчитывается 402 месторождения подземных вод для питьевых целей с
защищенными запасами более 2 млн кубометров в сутки, но используется из них
примерно 8%. Остальные 92% питьевой воды регион получает из Волги, чистота
которой оставляет желать лучшего.

Татарстан — один из самых богатых пресной водой субъектов не только Приволжского федерального округа, но и всей страны. На территории региона расположено более 36 тысяч водных объектов. Именно поэтому в Татарстане с пристальным вниманием следят за сохранением чистых рек и озер: есть вода – есть жизнь. Министерство экологии и природных ресурсов РТ ведет постоянную работу по улучшению экологического состояния рек. Сегодня качество водных объектов республики экологи оценивают в 108 точках. Кроме того, еще 132 точки мониторинга расположены в зоне влияния негативных объектов. Всего в 2022 году сделано более 31 тысячи анализов проб поверхностной воды. Согласно данным Минэкологии РТ, проведенные анализы показали, что за последние пять лет изменилось качество воды на реках Кама, Мензеля, Зай, Шешма и других. Здесь экологи стали реже фиксировать превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ.

— Сохранение и восстановление поверхностных вод важны в целях обеспечения населения питьевой водой. Дать чистую воду — актуальная и приоритетная задача для всей страны. Недаром известный биолог Александр Карпинский назвал воду самым драгоценным ископаемым, — подчеркнул глава ведомства Александр Шадриков

Однако, несмотря на все достижения республики по очистке пресных вод, проблемы с чистой пресной водой остаются. В министерство и в систему «Народный контроль» то и дело приходят жалобы от татарстанцев на качество воды. 

Что и кто загрязняет питьевую воду 

В Казани водоснабжение осуществляется из двух источников – река Волга и подземные воды. Причем на Волгу приходится 92% воды. Остальное — на подземные воды. Основная масса подземных вод забирается на водозаборах Азино (15 скважин) и Аки (15 скважин), расположенных в Советском районе города. Поэтому причину того, что из-под крана бежит «плохая» вода, надо искать в главной артерии республики. 

Одной из основных причин загрязнения поверхностных вод Минэкологии называет неочищенные сточные воды, которые попадают в водоемы с промышленных предприятий. А не очищены они из-за неудовлетворительного состояния очистных сооружений. Напомним, что в регионе по поручению президента Татарстана Рустама Минниханова ведется установка и модернизация биологических очистных сооружений (БОС). За восемь лет в рамках программы реализовано 94 мероприятия на 47 очистных сооружениях, однако 75% предприятий, имеющих очистные сооружения и осуществляющих сброс сточных вод в водоемы, не выполняют их очистку до показателей, заложенных в проектах нормативов допустимых сбросов, определяющих максимальную концентрацию вредных веществ.

— В результате ненадлежащего проектирования и эксплуатации очистные словно машины без колес: деньги освоены, корпус есть, работы нет. Уважаемые главы, ваша задача — наладить работу очистных, заявку на включение в программу подавали вы, а итог? Построили, но не работает, — негодовал Шадриков на коллегии Минэкологии РТ. 

Например, ООО «Арча». В 2021 году предприятию был предъявлен ущерб на 6 миллионов рублей. Предприятию был дан срок на реконструкцию очистных сооружений. Однако «Арча» не устранила свои недостатки. В результате побелели не только малые реки, но и Казанка, которая является притоком Волги.

Всего, по данным ведомства, 32 района республики до сих пор не предоставили информацию о качестве сбрасываемых вод за IV квартал 2022 года. Вместе с тем, согласно результатам проверки министерств, в сбросах от предприятий концентрация тяжелых металлов — магния, марганца, свинца, цинка — превышает предельно допустимые значения более чем в три раза, а также биологически вредных веществ, таких как нефтепродукты, аммоний ион, сульфаты, фосфаты, нитраты, нитриты, фосфор. 

«Дать чистую воду — актуальная и приоритетная задача для всей страны»

Немалый вред качеству воды наносит и сельское хозяйство. Именно диффузные стоки наносят самый большой вред пресной воде. Если точечными стоками (промышленные предприятия или коммунальные службы) можно управлять (в частности, с помощью очистных сооружений), то диффузные «смываются» в водоемы с сельскохозяйственных угодий, застроенных территорий, мусорных полигонов и ферм и регулировать их крайне затруднительно. Часто именно этим источникам принадлежит главная роль в общей картине загрязнения вод.

— Опасность для экологии водоемов представляют токсичные пестициды, которые активно используются в сельском хозяйстве и животноводстве. Благодаря своей структуре пестициды оседают на дне водоема, что позволяет им влиять на всю его экосистему в течение долгого времени, в том числе накапливаться в организмах рыб, рачков и подводных растений, — рассказала эколог Светлана Хакимова.

Ухудшают качество воды, по словам эксперта, и минеральные удобрения, вместе с которыми в воду попадают соединения азота, фосфора и тяжелых металлов, опасные для здоровья животных и человека. Соединения фосфора приводят к эвтрофикации водоемов — их перенасыщению биогенными элементами, которые стимулируют бурное развитие микрофлоры. В результате вода начинает цвести, мутнеет, в ней падает содержание кислорода, гибнет флора и фауна. Обстановка может усугубиться настолько, что водоем становится абсолютно не пригодным для жизни каких-либо организмов, питья и купания.

Человек тоже вносит свою лепту в загрязнения водоемов. Тем более в летний период.

— Приходит человек с семьей с друзьями к воде отдохнуть. А вместе с собой они приносят мусор, который почему-то до мусорки не доносят. Выкидывают в воду или оставляют на пляже, — обращает внимание Хакимова. — Или любят в снег мусор кинуть. Потом все тает, и все бутылки, окурки, фантики и прочее оказывается в воде. 

Какая вода течет из-под крана? 

Конечно, вода прямо из речки в стакан вам не течет. Через водонасосные станции вода попадает в специальные резервуары, где проходит несколько стадий очистки. Так, например, «Водоканал» воду из Волги сначала очищает механически. На этом этапе специальный фильтр-решетка очищает воду от крупных загрязнений: листьев и веток деревьев, камней, рыбы, пластиковых бутылок и прочего мусора.

Потом идет биологическая очистка и химическая. В воду  добавляют реагенты, которые связывают мелкие частицы загрязнения и образуют хлопья, впоследствии оседающие на дно резервуара. После этого вода подвергается фильтрации: проходит через емкость с песком, а затем через гравитационный фильтр. В нем под действием силы тяжести осаждаются крупные частицы загрязнения, а также мелкие частицы высокой плотности.

Следующая стадия очистки – обеззараживание. В большинстве регионов России воду от бактерий и микроорганизмов по-прежнему очищают с помощью хлорсодержащих веществ. Однако в Казани воду очищают с помощью соли. После этого вода попадает в дом. 

В голове появляется вопрос: «Неужели пройдя долгий путь от резервуаров на станции очистки до крана по водопроводу, вода не загрязняется снова?». Да, вторично вода загрязняется в трубах, поскольку они совсем не новые. Согласно проверкам Роспотребнадзора РТ, качество питьевой воды, подаваемой в город от поверхностного водозабора «Волжский» и от подземных водозаборов МУП «Водоканал», соответствует требованиям СанПиНа. Однако пить воду из-под крана ни одно ведомство и ни одна организация не советуют. 

«Дать чистую воду — актуальная и приоритетная задача для всей страны»

В свою очередь кандидат биологических наук, заместитель директора по научной работе РАН Татарстана Дмитрий Иванов считает, что вода в республике действительно загрязнена. Виноваты сточные воды, но все же на выходе из «Водоканала» получается вода нормативного качества. 

— Другое дело, нравится ли она по вкусу. Мне вот волжская вода не нравится, так как в ней высокое содержание железа, плюс оно добавляется, когда вода проходит по трубам. Когда трубы будут заменены с чугунных на пластиковые, тогда вкус воды изменится. Но это лишь вкусовые характеристики, — высказался Иванов. — В принципе мы можем набрать воду из любого водного объекта, довести ее до кипения и вредные организмы, в первую очередь бактерии кишечной палочки, погибнут. Но если мы берем воду из крана, мы можем быть уверены, что этих бактерий там нет. 

Решить проблему могут помочь подземные воды

В Минэкологии не раз поднимали тему подземных вод. Они смогли бы обеспечить республику чистой водой. Татарстан богат подземными водными ресурсами, однако, несмотря на хорошую обеспеченность запасами подземной воды, основной процент водоснабжения приходится на поверхностные источники. Согласно данным Минэкологии РТ, в республике насчитывается 402 месторождения для питьевых целей с защищенными запасами более 2 млн кубометров в сутки, но используется из них только примерно 8%.

Директор ГБУ «НПО Геоцентр РТ» Марс Валиев считает, что республика не использует свои «богатства» по нескольким причинам: большие финансовые затраты, неполное освоение разведанных месторождений. 

— Для выявления новых месторождений подземных вод с целью обеспечения качественной питьевой водой населения республики с 2013 года из бюджета Татарстана направлено 189,4 миллиона рублей. Проводятся геологоразведочные работы, утверждаются запасы питьевых подземных вод, выделяются границы зон санитарной охраны. При этом муниципальные образования и собственники водозаборов не спешат резервировать земли, обустраивать водозаборные сооружения и ставить зоны санитарной охраны на кадастровый учет, что зачастую приводит к ухудшению качества подаваемой питьевой воды, — сказал Валиев.  

«Дать чистую воду — актуальная и приоритетная задача для всей страны»

Например, 20 лет назад были выделены площадки под строительство водозаборов на месте Столбищенского месторождения подземных вод, которое является стратегическим резервом для водообеспечения Казани. Однако из-за недолжного внимания к этим вопросам 60% запроектированных площадок были застроены. В итоге ведомствам пришлось повторно проводить работы по переоценке запасов на данном месторождении и запроектировать новые координаты для ВЗУ. На сегодняшний день работы по переоценке запасов завершены, определены новые координаты для 11 водозаборных узлов, проводится резервирование двух площадок ВЗУ.


Читайте также: УК «ПЖКХ» получила красную карточку от Минэкологии. Шадриков выступил за приостановку работы федерального регоператора в Татарстане


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *