«Хороших решений тут нет»: дефицит российского бюджета может опустошить Фонд национального благосостояния

Правительству предлагают ряд мер
Правительству предлагают ряд мер, которые могут дать прибавку в 3-4 трлн рублей
ежегодно: настоящая прогрессивная шкала НДФЛ, плоская шкала страховых взносов в
фонды, налоги на роскошь, выход из ВТО и введение защитных таможенных пошлин.
Обсудили с экспертами, помогут ли эти меры спасти копилку страны.

По словам депутата Госдумы РФ Михаила Щапова, накопленных в ФНБ средств хватит, чтобы закрыть и дефицит 2022-го, и прогнозируемый дефицит 2023 года, после чего останется около 3 трлн рублей. Но есть сомнения, что в 2023 году российскому бюджету удастся выйти на прогнозируемый уровень бюджета. И тогда дефицит возрастет. 

– Однако даже если ситуация станет совсем плохой и дефицит будет в два раза больше, чем сейчас заложено, средств ФНБ хватит. Правда, на этом они и закончатся. Так что правительство сейчас должно каждую минуту думать над тем, где взять дополнительные доходы в 2024 году, чтобы сбалансировать бюджет. Времени на поиск решения очень мало: полгода, не больше, – сказал Щапов. 

Напомним, что ФНБ формируется из сверхдоходов от нефтегаза. Деньгами из ФНБ государство покрывает дефицит бюджета и Пенсионного фонда РФ. После приостановки действия старого бюджетного правила валютные поступления в ФНБ прекратились. Согласно обновленному бюджетному правилу, начавшему свое действие с 13 января 2023 года, в том случае, если доходы с продажи нефтегазовых доходов окажутся ниже прогнозируемого уровня, Минфин будет продавать юани, чтобы пополнить бюджет, а если выше – покупает китайскую валюту для пополнения ФНБ. Иными словами, ФНБ – это подушка безопасности государства, которая в случае падения доходов с продажи нефтегазовых ресурсов поможет возместить дефицит бюджета и исполнить обязанности по обеспечению россиян пенсионными выплатами.

«Хороших решений тут нет»: Дефицит российского бюджета может опустошить Фонд национального благостояния

По данным Минфина, на 1 января 2023 года размер ФНБ составил 10,4 трлн рублей, из них ликвидная часть – 6,1 трлн рублей, или 4,6% ВВП. Для финансирования дефицита бюджета важна только ликвидная часть, которая состояла из 10,4 млрд евро (она была физически заморожена в результате санкций), 309,7 млрд китайских юаней, а также 554,8 тысячи кг золота в обезличенной форме и 274,8 млн рублей. Фактически ликвидная часть ФНБ сейчас – это только юани. 

По мнению Щапова, если правительство не найдет новых источников доходов, то при подготовке к бюджету 2024 года проблема может стать еще острее. В этой связи политики выступил с предложениями, как повысить доходы бюджета, закрыть дефицит и создать резервы для развития экономики и дополнительной помощи гражданам. 

– Вот буквально некоторые из них, которые могут дать прибавку в три-четыре трлн рублей ежегодно: настоящая прогрессивная шкала НДФЛ, плоская шкала страховых взносов в фонды, налоги на роскошь, выход из Всемирной торговой организации и введение защитных таможенных пошлин, которые и помогут сделать настоящее импортозамещение, и деньги в бюджет принесут, а также дополнительная нагрузка на экспортеров ресурсов — не только нефти и газа, но и леса, металлов и прочего, – сообщил депутат.

«Увеличение доли высокотехнологичных производств — вот источник дополнительных денег в бюджет»

Финансовый аналитик группы компаний CMS Станислав Бовт меры, предлагаемые депутатом, считает популистскими. Российская сырьевая отрасль «обпошлина» по полной программе, повышать налоговые пошлины просто не имеет смысла. Эксперт предположил, что правительство ищет варианты и принимает меры в сторону изменения структуры экономики, чтобы уйти от сырьевой зависимости. 

– Увеличение доли высокотехнологичных производств в нефтехимической промышленности, АПК, в секторе минеральных удобрений, машиностроении, автомобилестроении и других отраслях – вот источник дополнительных денег в бюджет. Плюс помощь малому и среднему предпринимательству с кредитами и уменьшение налоговой нагрузки поможет стимулировать отрасли производства товаров народного потребления, – поделился мнением Бовт.

Он напомнил, что бюджет на 2023 год подписан с дефицитом в 3 трлн рублей. Аналитик считает, что риск «опустошения» ФНБ в 2023 году сильно преувеличен, но экономику поддерживать нужно незамедлительно.

Можно взглянуть на доходы самих депутатов

Начальник аналитического управления банка «БКФ» Максим Осадчий обратил внимание на то, что хотя автор инициативы Михаил Щапов и является членом фракции КПРФ в Госдуме, однако меры, которые он предлагает, явно не коммунистические. В частности, они не соответствуют важнейшему коммунистическому принципу – «экспроприация экспроприаторов». 

– Почему бы не реанимировать этот принцип для пополнения бюджета? И почему бы не начать со своих коллег по фракции? Например, один из членов фракции КПРФ в Госдуме за 2021 год получил доход в размере 3,5 млрд рублей. Применить к таким ленинцам меры коммунистической политики, и бюджет ощутимо пополнится, – предложил эксперт.

«Хороших решений тут нет»: Дефицит российского бюджета может опустошить Фонд национального благостояния

Обсуждая предложение депутата ввести прогрессивную шкалу НДФЛ, Осадчий напомнил, что из России идет колоссальный отток частных капиталов. Выводят деньги за рубеж люди далеко не бедные, если повышать налоги, этот поток только усилится. 

– Есть кривая Лаффера, которая показывает, что при повышении налоговой ставки выше определенного уровня доходы бюджета падают, – напомнил Осадчий.

Введение защитных таможенных пошлин так же противоречит коммунистической идеологии, так как эта мера ударит в первую очередь по пролетариату, который столкнется с неизбежным повышением цен на импортные товары. 

– Задача поддержания ФНБ на безопасном уровне, несомненно, актуальна, но только решать ее должны люди, знающие макроэкономику, – добавил Осадчий. 

На вопрос, какой инструмент мог бы способствовать пополнению ФНБ, аналитик ответил, что наиболее эффективным способом стало бы смягчение геополитической ситуации и, как следствие, ослабление санкций. В рамках мобилизационной экономики ожидать, что ФНБ вдруг начнет расти, – явно нездоровые мечтания, – резюмировал Осадчий.

Не самый худший способ из возможных

Руководитель центра разработки бизнес-планов «Позитив Консалтинг» Ирек Галямов рассказал, что сценарий, озвученный Щаповым, – лишь один из видов сокращения расходов до уровня расходов, причем самый безболезненный. Он предполагает перераспределение денег от тех, у кого больше доходов, тем, у кого их меньше, путем повышения налоговых ставок. Но это вызовет недовольство со стороны тех, у кого вырастет налоговая нагрузка. 

– Если пошлины, которые брали с продажи нефти, перенести на отрасль лесного хозяйства, бизнесы будут недовольны, потому что себестоимость кратно возрастет, – пояснил Галямов.

Но есть и куда более проблематичные способы повышения доходов – это режим строгой экономии, которая повлечет за собой сокращение социальной сферы, здравоохранения и инфраструктуры. Это опасный способ, потому что он имеет долгосрочный характер. Но существует и куда менее болезненный способ сохранения экономики – это запуск печатного станка и девальвация рубля. 

– Фактически это и происходит. Это мы наблюдали во время пандемии, когда печатание денег происходило без обесценивания активов. Но этот инструмент нужно применять планомерно, – сказал эксперт.  

«Хороших решений тут нет»: Дефицит российского бюджета может опустошить Фонд национального благостояния

Заведующий кафедрой Института управления, экономики и финансов КФУ Игорь Кох допустил, что в 2023 году правительству снова придется использовать ФНБ для покрытия дефицита бюджета, который запланирован на уровне около 3 трлн рублей, а фактически может оказаться и больше. 

– Однако объем ФНБ на 1 декабря 2022 года составляет более 11,3 трлн рублей, то есть маловероятно, что он может быть полностью израсходован в текущем году, даже в случае более негативного сценария, чем предусмотрен при составлении бюджета.

Как правило, при составлении бюджета правительство предусматривает различные негативные отклонения от плана и по мере необходимости использует компенсационные механизмы. Обычно это либо заимствования, либо расходование резервов, в том числе ФНБ, либо манипуляции с курсом рубля, – пояснил экономист.

По мнению Коха, меры, которые предложены депутатом Щаповым, действительно могут обеспечить рост доходов бюджета в краткосрочной перспективе, но имеют негативные долгосрочные побочные эффекты. Повышение налогов и страховых взносов приведет к снижению стимулов к росту зарплат и предпринимательской активности в целом. Повышение таможенных пошлин – к росту стоимости импортных товаров, и именно поэтому подобных мер правительство избегает.

Экстренной необходимости искать способы пополнения ФНБ пока нет

Руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая напомнила, что в декабре прошлого года, по разъяснению Минфина, на финансирование дефицита бюджета из ФНБ было направлено 2,4 трлн рублей, то есть с учетом потраченных в октябре-ноябре на эти же цели 560 млрд рублей за год только на финансирование дефицита бюджета было изъято почти 3 трлн рублей.

– Бюджет на 2023 год предполагает дефицит в 2,9 трлн рублей, однако он сверстан исходя из прогнозной цены нефти Urals на уровне примерно $70 за баррель, в то время как текущие цены существенно ниже, что создает риски недополучения нефтегазовых доходов и более высокого значения дефицита. Эти риски есть не только по цене, но и по объемам добычи и экспорта нефти. Как ранее говорил министр финансов РФ Антон Силуанов, для финансирования дефицита предпочтение будет отдаваться рыночным заимствованиям Минфина, потому что ФНБ планируется в основном использовать для инвестиций в инфраструктуру. Однако с 13 января Минфин и ЦБ РФ возобновили работу бюджетного правила, продавая валюту (юани) для компенсации недополученных нефтегазовых доходов, и это может привести к постепенному истощению резервов ФНБ в юанях, – рассказала эксперт. 

Беленькая рассчитала, что при средней цене российской нефти в этом году около 60 долларов за баррель и объеме добычи около 10 млн баррелей бюджет «наберет» необходимый уровень базовых нефтегазовых доходов (8 трлн рублей). При цене $50-55 за баррель и том же объеме добычи недобор нефтегазовых доходов составит, соответственно, от 0,6 до 1,2 трлн рублей – резервов в юанях будет достаточно для компенсации выпадающих доходов по крайней мере на два-три года. Однако при более низких ценах и/или более низких объемах добычи юаневая часть ФНБ может закончиться раньше. Тем не менее аналитик пока не видит необходимости экстренно искать способы увеличения доходов бюджета.

«Хороших решений тут нет»: Дефицит российского бюджета может опустошить Фонд национального благостояния

– В принципе финансировать дефицит бюджета можно и за счет дальнейшего увеличения заимствований Минфина (благо долговая нагрузка государства остается весьма низкой, около 20% ВВП), и за счет использования оставшейся замороженной части валютных резервов ФНБ (хотя это будет сопровождаться увеличением рублевой денежной массы и оказывать проинфляционное влияние). Но если траектория бюджетного дефицита будет складываться выше той, что заложена в бюджет, в какой-то момент (вероятно, на горизонте 2024-2025 годов), возможно, правительству придется задумываться о повышении налоговой нагрузки и/или сокращении бюджетных расходов. К сожалению, хороших решений тут нет – и то, и другое оказывает угнетающее влияние на экономическую активность, а в экономике в этом году и так ожидается второй год отрицательных темпов роста, – рассказала Беленькая.

По словам эксперта, резервы для экономии есть – как следует из пояснительной записки к бюджету, суммарная доля расходов на статьи «Национальная оборона» и «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» возрастает с 23,9% в 2021 году до 32% в 2023-м. Однако в условиях продолжающегося военного конфликта представляется крайне маловероятным, что государство пойдет на сокращение этих статей.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *