Site icon KazanFirst

Старые уходят, молодые не приходят: челнинская лёгкая промышленность не знает, где искать работников

Текстильщики автограда собрали конференцию с коллегами
Текстильщики автограда собрали конференцию с коллегами, чтобы обсудить кадровый
дефицит, удорожание материалов и нужду в крепком государственном плече.

В Набережных Челнах прошла стратегическая сессия по лёгкой промышленности. В молодёжный центр «Нур» прибыли ремесленники со всего Татарстана, чтобы обсудить с коллегами  проблемы отрасли и попытаться найти для них решения.

Предсессионный кофебрейк 

Количество известных личностей на квадратный мер для такого события удивляло. Помимо представителей отрасли, на сессию приехали труженики республиканских министерств и охапка чиновников исполкома. Актовый зал, где традиционно проходили слушания по набережной Табеева, в этот раз украсили стенды и витрины производителей одежды. Чуть поодаль развернули, судя по количеству людей, главную звезду встречи — богато украшенный фуршет с кофейным автоматом. Попивая ароматный кофе, гости обсуждали мероприятие, делились новостями и контактами.

Неформальная часть с кофебрейком закончилась с внезапным появлением ведущего с микрофоном. «Тамада», оставив формальности, пошёл штурмовать личное пространство и покой мирно стоящих работников швейного бизнеса, ставя некоторых своими вопросами в ступор.

— Какая ваша особенность, отличие от конкурентов? У каждой компании есть своё преимущество. А у вас она в чём? — спросил он у испуганной внезапным вниманием женщины. 

— Хороший, качественный пошив, — с явным переживанием ответила женщина. 

— Ну, извините, тут у всех крутое качество, я лично ношу одежду половины присутствующих тут! — ярко прокомментировал её ответ ведущий, который после непродолжительного напряжённого диалога пригласил шокированную швею на летний фестиваль

Перед началом сессии организаторы представили видеоролик и моделей в брендированной одежде от Print Shop.

Главные проблемы отрасли

Лёгкая промышленность Татарстана и Челнов имеет ряд «но», обсудить и решить которые предстояло всем присутствующим.

Министр промышленности и торговли Татарстана Олег Коробченко прислал на встречу своего заместителя Ивана Колчина. Чиновник озвучил одну из ключевых проблем отрасли — отсутствие кооперации и консолидации, даже на уровне одного города. Швейные фабрики работают обособлено и не имеют представления о своих соседях. Сессия — отличная возможность решить этот момент и начать развитие перспективной отрасли.

— За 2022 год в производстве текстильных изделий объем отгрузки составил более 3 млрд рублей, в производстве одежды — порядка 4 млрд рублей, в производстве кожи и изделий из кожи отгрузка составила более 1 млрд рублей. Индекс промышленного производства в целом по отрасли достиг порядка 105 %. По итогам 10 месяцев 2022 года среднесписочная численность работников отрасли в республике составила около 5 тысяч человек. Легкая промышленность Татарстана является одной из приоритетных отраслей, здесь есть, куда расти. Наиболее перспективным направлением является развитие собственной сырьевой базы как натуральной, так и синтетической, — рассказал он.

Андрей Фёдоров, начальник управления профессионального образования, признаёт, что выпускников СПО, вероятно, не хватит для удовлетворения спроса швейной отрасли, нужны полноценные курсы, за которые должны платить сами бизнесмены.

— Коллеги, если вам кадры нужны вчера или завтра в течение трёх или шести месяцев — это краткосрочные курсы. Если это они, то либо это отдельное обоснованное решение нашего руководства, либо деньги предпринимателей. Год-полтора назад была история: в одном районе не было швей. Я встретился с одним человеком, она говорит: не вопрос, дайте деньги, дайте кадры. Но не срослось, — рассказал спикер.

О необходимости популяризировать отрасль высказалась заместитель руководителя исполкома Челнов Наталия Кропотова. В городе много мастеров, но о них никто не знал. Потому летом прошлого года провели фестиваль лёгкой промышленности, куда пришло 40 текстильщиков.

— Одно дело, что мы встретились, перезнакомились. А что делаем дальше? Мир идёт вперёд, нужно встроиться в него. На нас не так много внимания обращают. А мы всё умеем даже лучше, чем мировые бренды! — отметила чиновница.

Директор Торгово-промышленной палаты Набережных Челнов Фарид Башаров рассчитывает, что лёгкая промышленность города сумеет выйти на заказы от министерства обороны. 

— Они подставили своё хрупкое женское, но очень крепкое плечо в ковидный период, вышивая нашим медикам костюмы и маски. Знаю, что сегодня многое делается для шефской помощи нашим ребятам «за линией». И я надеюсь, что после сессии и переговоров нам удастся выйти на заказы от министерства обороны, чтобы наши ребята были всем обеспечены, — высказался Башаров.

После окончания выступлений, гостей рассадили за столы с разноцветными клеёнками — на них красовались обсуждаемые проблемы. Экспертам предстояло расписать задачи по их решению за определённый промежуток времени, после чего их пересаживали за другой столик с другой проблемой.

Кадры и зарплаты 

Самые горячие споры развернулись вокруг кадрового дефицита и зарплат. Незадолго до дискуссии журналисты побеседовали на эту тему с председателем комитета лёгкой промышленности Челнов Евгением Ивлевом. Он отметил, что городе нет профильных учебных заведений, которые бы могли удовлетворить спрос бизнеса.

— Кадровый дефицит есть во всех отраслях. Но в нашей основная проблема в том, что нет учебных заведений, где бы учили специалистов — швей, кройщиков, дизайнеров, модельеров, — рассказал Ивлев.

Обучать новых специалистов некому — система СПО развалена, а старые наставники ушли на пенсию. До санкций компании могли обучать своих сотрудников зарубежом, но такой возможности больше нет. Ещё одна проблема — бизнес неохотно делится своими кадровыми проблемами с государством. Заявки и документы в Минтруда не доходят, а оно в свою очередь не работает из-за этого с училищами. Нет запроса — нет ответа. 

— Нужно приводить детей на наши предприятия, — заявила одна из спикеров. — Они приходят, а мы показываем, как всё работает: продажи, пошив. К этому должны быть причастны все. 

Ученикам нужно видеть, как производят товар и затем сбывают его. Унылые лекции без практики — верный способ убить интерес у студентов. Престиж решили поднимать форматированием школьной программы, чтобы привить им рабочую профессию с юношества. Но без нормальных зарплат текстильной промышленности не видать новых работников, считают некоторые.

— Они никогда к вам не пойдут, если будут смотреть на свою маму, тётку и соседку и если оные зарабатывают условные 20 тысяч рублей. Предприятия не могут зарплату поднять, потому что кадров нет, а кадры не идут, потому что зарплаты низкие! — раскритиковал позицию бизнеса Андрей Фёдоров.

Кто-то из присутствующих возмутился и добавил, что ниже 35 тысяч в сфере никто не зарабатывает. Евгений Ивлев тоже считает, что низкие зарплаты в отрасли — стереотип. Выпускники «швейных» училищ в былые времена вместо работы по профессии уходили в другие специальности из-за неудовлетворенности. Ныне же опытная и активная швея может получать от 70 тысяч рублей, а самозанятая — от 100 тысяч. 

— Мы бы хотели показать городу, что у нас есть швейные компании, дизайнеры и модельеры, и у них хорошие зарплаты. У нас швея, которая выдаёт большой объем работы, может зарабатывать, — добавил Ивлев. — В нашей сфере есть хорошие деньги и зарплаты.

Взаимоотношение и борьба с недобросовестной конкуренцией

Тему поддержала заместитель председателя комитета по лёгкой промышленности Челнов Аделя Бычкова. В планах организации консолидировать предприятия лёгкой промышленности города. Это поможет создать единую технологическую цепочку, в рамках которой все будут работать ради одной цели. Единая технологическая сеть также позволит предприятиям работать над одним заказом и поддерживать друг друга в процессе. Не успевает кто-то один — его подстрахуют другие.  

— Объединение предприятий закроет очень много задач. Это и совместные закупки, уценка покупки материалов, оборудования, экскурсии, выставки, решение вопросов с поставщиками, — добавила она.

В ходе дискуссии спикеры пришли к мнению: нужна ассоциация лёгкой промышленности, в рамках которой предприятия могли бы делиться опытом, распределять заказы или искать партнёров. Это же позволит избежать недобросовестной конкуренции за счёт соблюдения правил компании. Ещё один шаг к этому — единый интернет-портал для отрасли, где была бы информация обо всех компаниях. Поможет и наставничество между предприятиями, когда более опытные промышленники консультировали и учили бы новичков. Наставников бы стимулировали материальными субсидиями, льготами или прямыми выплатами. 

Борьба с санкциями и нехваткой материалов

Санкционная война 2022 года ударила и по лёгкой промышленности. В новых реалиях закупка качественных материалов требует огромных затрат от предпринимателей. А где затраты, там и рост цен. Одна из челнинских предпринимательниц рассказала, что уход крупных компаний освободил место для отечественного производителя, но увеличение затрат на сырьё привело к неминуемому поднятию цен.

— Я вижу больше людей, которые ходят в более качественной одежде. В той же Zara продавали некачественную одежду за огромные цены. Мы же можем продавать им качество за ту же цену, — рассказала она. — Ткани поднялись в два раза в цене. Цены держали, не поднимали, но пришлось.

Спикеры предлагали разные выходы из ситуации. Кто-то уповал на государственную поддержку или на кредитные каникулы. Но если последнее пока только на стадии обсуждения, то поддержка, как заявили чиновники, есть — о ней просто не знают.

Некоторые же предприятия автограда нашли выход в Средней Азии. Например, комитет лёгкой промышленности недавно сумел договориться с поставщиками в Киргизии. Оттуда заказывают товары и сырьё для производства. Некоторые идею раскритиковали: дескать, негоже всё на другие страны переносить. Им справедливо напомнили, что в Татарстане хлопок не растёт физически в необходимом количестве. 

Государственная поддержка

Георгию из компании «Пикатекс» предстояло озвучить позицию текстильщиков о государственной поддержке. Лёгкая промышленность хотела бы, чтобы федеральная власть взяла на себя оплату для обучения сотрудников или выделило на этот процесс щедрые субсидии.

— Компании должны сами готовить сотрудников и делать курсы. Это не может быть бесплатно. И именно здесь государство должно выделять субсидии, на уровне министерств делать курсы с привлечением специализированных компаний, чтобы за короткий срок обучать специалистов, — заявил мужчина. 

Предприниматели просят о кредитных каникулах и снижении ставки при кредитовании. Брать в долг бизнесу на развитие невыгодно — проценты неподъёмные. Без государства отрасль не сумеет выбраться из плато и развить свой потенциал. Предприниматели готовы поддержать страну, если страна поддержит их. 

1/0


Читайте также: «Кто занимается спортом, у них времени на клубы не хватает»: Надир Курамшин обсудил волнующие елабужан проблемы


Exit mobile version