«Вновь предмет роскоши»: что ждет авторынок Татарстана

В республике возродился интерес к машинам с пробегом из-за их доступной цены. Параллельный импорт не сможет восполнить дефицит автомобилей
В республике возродился интерес к машинам с пробегом из-за их доступной цены.
Параллельный импорт не сможет восполнить дефицит автомобилей, а жителям остается
выбирать между «нашими» и «китайцами».

«Покупают тот автомобиль, который в силах обслуживать»

Состояние авторынка в Татарстане, пожалуй, можно описать тремя пунктами. Во-первых, порядка 30% занял Китай. Во-вторых, заметно выросла потребность в подержанных машинах. Наконец, никуда не делся и параллельный импорт, так как 5-10% новых моделей от компаний, ушедших из страны, все еще привозят из других стран через соседние государства, правда, без гарантии обслуживания на территории России.

По данным аналитического агентства «Автостат», самой популярной маркой в республике остается LADA. Правда если в 2021 году их объем составил 16 765 единиц, то в прошлом получилось продать лишь 9 489 автомобилей (-43,4%). Аналогичный тренд на падение прослеживается и в случаях с Kia (-70%), Hyundai (-65,3%), Renault (-67,1%), Haval (-5,9%), Toyota (-71,9%), Skoda (-72,5%), Geely (13,3%) и Volkswagen (-79,2%). Зато отличилась китайская компания Chery Automobile. Машины этой марки покупали гораздо чаще (+48,6%).

«Вновь предмет роскоши»: что ждет авторынок Татарстана

— В сложной экономической ситуации люди стараются покупать не новый, красивый и дорогой автомобиль, а практичный. Тот, который они смогут обслуживать. Сейчас с «АВТОВАЗом» тоже небольшие проблемы. У них дефицит краски для машин. Насколько я помню, палитра ограничена тремя цветами: черным, белым и темно-зеленым. Но это не скажется на их продажах. Машин нет, запчасти дорогие. Если раньше количество автомобилей превышало спрос, то сейчас эти показатели уравниваются, — пояснил руководитель Федерации автовладельцев России в Казани Дмитрий Золотов.

По итогам 2022-го число продаж новых авто в Татарстане уменьшилось по сравнению с 2021 годом на 57%. При этом массовый сегмент потерял 56%, а люксовый улетел в минус 75%. Так, премиальный японский бренд Lexus лишился 533 регистраций. Но в абсолютном выражении наибольшие потери понесли немецкие авто. К примеру, марка Mercedes, входящая в состав концерна Daimler, в 2022-м зарегистрировала в республике на 1015, или на 76%, меньше новых машин, чем в 2021 году, установив антирекорд в 325 регистраций. BMW же ухудшил свой результат на 79% — с 1 536 до 315 регистраций. Среди лидеров по относительному приросту за счет низкой базы расположились американский RAM, Tesla от Илона Маска и производимые итало-американской компанией Fiat Chrysler Automobiles джипы, которые прибавили 167%, 67% и 29%, соответственно.

— На мой взгляд, сложившиеся тенденции на авторынке Татарстана сохранятся и в 2023 году, — считает руководитель дилерского направления сети автосалонов Fresh Auto Денис Решетников. — Из-за дефицита новых авто, татарстанцы будут отдавать предпочтение китайским и отечественным брендам, а также ассортименту вторичного рынка, если средняя стоимость на нем не увеличится. Ведь Татарстан входит в число регионов с самыми доступными ценами на авто с пробегом. Например, Hyundai Creta в республике можно приобрести на 4,3% дешевле, чем в Кемеровской области.

«Вновь предмет роскоши»: что ждет авторынок Татарстана в 2023 году

Подорожали битые машины. А обладатели «предпринимательской жилки» не ленятся зарабатывать на тотально разбитых «перевертышах». Их невозможно отремонтировать из-за нарушения геометрии кузова, поэтому такие автомобили сразу же отправляются в качестве донора на запчасти, которые по итогу стоят баснословных денег. Разбирая убитый автомобиль, люди умудряются заработать даже больше, нежели эти «колесницы» были бы в отличном состоянии. Дешевле было бы приобрести запчасти за границей. Но клиенты не хотят ждать. Им важно прийти, купить и поставить.

— До начала всех этих событий [на Украине] мы возили более 50% всех запчастей по России. Сейчас гибкость превалирует над всеми факторами, в том числе и над качеством. Год проходил в совершенно невообразимом с нашей тщательно отстроенной логистикой бардаке. То доля отправки увеличивалась в 10 раз, то наоборот падала. То нас просили возить как можно быстрее, невзирая ни на что, то, наоборот, говорили: «Как-нибудь уже довезите, мы потом разберемся». Произошел невероятный слом логистики. Но сейчас Volkswagen, Mazda, УАЗ, Ford – все возят запчасти как не в себя. Многие автопроизводители оказались в новых для себя конкурентных условиях. И конкурируют совсем не с теми, с кем это было год назад, — заметил исполнительный директор компании NetWork Logistic Михаил Фёдоров.

«Дилерам нравится дефицит»

За весь год в России было куплено чуть более 626 тысяч новых легковых машин. Это на 59% меньше, чем в 2021 году. Наш авторынок упал практически в 2,5 раза. Это самый низкий результат за последние 20 лет, потому что даже в 1998 году, когда был резкий обвал рубля, в стране зафиксировано больше проданных автомобилей. Основная причина лежит на поверхности. Глобальный фактор – это специальная военная операция на Украине.

— Если смотреть по месяцам, то январь и февраль 2022 года были на уровне предыдущих лет. В том случае, если бы СВО не началась, в марте объем продаж был бы еще больше и составил 120-130 тысяч авто. Но в апреле он обвалился еще больше, а уже в мае достиг дна. Было куплено всего 27-28 тысяч машин, — отметил руководитель пресс-службы аналитического агентства «Автостат» Азат Тимерханов.

«Вновь предмет роскоши»: что ждет авторынок Татарстана в 2023 году

Несмотря на существенные потрясения авторынок постепенно начал приходить в себя. Появилась позитивная динамика в виде осеннего объема продаж в 40-50 тысяч транспортных средств, а в декабре он уже достиг отметки в 60 тысяч. За январь 2023 года в России удалось продать 45 тысяч автомобилей. Однако мечтать о тех объемах, которые были год назад, преждевременно. Санкции, уход иностранных брендов, обвал рубля и цены, устремившиеся в космос – все это продолжает тормозить развитие отечественного авторынка, который заметно проседает. Более того, параллельный импорт тоже не в состоянии количественно заместить всю ранее доступную продукцию.

В то же время, на долю рынка Татарстана пришлось 3,3% от общих продаж автомобилей с пробегом в России. Средняя цена машины в регионе составила 535 тысяч рублей. Покупатели в первую очередь отдавали предпочтение автомобилям B-класса (38,7%). На втором месте по востребованности – C-класс (24,5%), на третьем – кроссоверы и внедорожники (20,1%), а на четвертом – большие семейные авто D-класса (4,6%). Самыми продаваемыми на рынке подержанных небольших машин стали LADA Granta, LADA Kalina и ВАЗ-2114. Лидеры в классе подороже — Ford Focus, ВАЗ-2110 и ВАЗ-2112. Chevrolet Niva, Kia Sportage и ВАЗ (LADA) 4×4 (Нива) возглавили рейтинг самых продаваемых кроссоверов и внедорожников с пробегом, а BMW 3 серии, Mazda 6 и Volkswagen Passat стали наиболее востребованными в D-классе.

— Интересный тренд, затронувший рынок автомобилей с пробегом в Татарстане – рост продаж авто премиальных брендов в возрасте до 3 лет. В 2022-м продажи таких автомобилей в регионе выросли на 18% по сравнению с 2021 годом, и на их долю пришлось 1,5% от общего числа сделок на рынке автомобилей с пробегом. Например, это BMW 5 серии, BMW X5 и BMW 3 серии. Средняя стоимость трехлетнего подержанного премиум-автомобиля составила 5,2 млн рублей, — поделились эксперты «Авито Авто».

«Вновь предмет роскоши»: что ждет авторынок Татарстана в 2023 году

Еще одна тенденция – повышение предложения и спроса на услугу по ввозу автомобилей из-за рубежа. С января по ноябрь 2022 года в Казани количество объявлений о продаже таких машин увеличилось на 205%. Чаще всего в столицу под заказ предлагали к продаже бренды Toyota, BMW и Kia. Набирают популярность и электромобили. В то время как объемы продаж новых легковых авто неизбежно скатывались вниз, рынок «электричек» вырос на 33%, ведь россияне купили порядка 3 тысяч электрокаров. Так, еще в сентябре Липецкая область пополнилась новым заводом «Моторинвест». Бренд отечественный, но схема такая же, как и с «Москвичом». За основу берется китайский автомобиль, на базе которого уже производятся модели «Evolute I-Pro» и «I-Joy». Правда, позволить их себе может далеко не каждый.

Конечно, цена и раньше была определяющим фактором при выборе «ласточки». Однако с каждым годом цифры все больнее режут глаза. Сами же работники дилерских центров воспринимают дефицит автомобилей как довольно выгодное обстоятельство. Когда недостаток машин явно присутствует, производители имеют обоснование для продажи товара по высокой цене, без каких-либо скидок. Таким образом, гораздо проще продать меньшее количество авто, но по более высокому ценнику.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *