По делу замминистра МЧС РТ Олега Степущенко допросили ключевого свидетеля

Чиновник по-прежнему не признает растрату в 40 миллионов рублей и намекает на недостаток финансирования.
Чиновник по-прежнему не признает растрату в 40 миллионов рублей и намекает на
недостаток финансирования.

Советский районный суд Казани продолжает разбираться в запутанном деле замминистра МЧС РТ Олега Степущенко, которому вменяют растрату больше 40 миллионов рублей. В данный момент подсудимый находится под домашним арестом — 8 марта (в день рождения Степущенко) срок этой меры пресечения истекает. В связи с этим суд продлил чиновнику домашний арест, хотя защита и настаивала на смене меры пресечения на запрет определенных действий. Пока следствию до конца еще далеко.

Продление домашнего ареста и допрос ключевого свидетеля: как в Казани судят замминистра МЧС РТ Олега Степущенко

Напомним, по версии обвинения, в период с 2013 по 2019 год МЧС РТ заключило государственные контракты с коммерческими организациями ООО «Спецлаб-Казань» и ООО «Территория безопасности» на выполнение работ по монтажу речевых сиренных установок системы оповещения населения на сумму 55 миллионов рублей. Степущенко подписывал акты выполненных работ подрядной организации через несколько дней после завершения торгов. При этом фактически работы были выполнены только в следующем году. Деньги из бюджета Татарстана были выделены на обеспечение работы всех 190 сиренных установок, из которых сейчас исправны лишь около 30%.

На скамье подсудимых рядом со Степущенко Константин Кабальнов — бывший коллега Степущенко из МВД, где был ранее трудоустроен замминистра. Обоим подсудимым, помимо прочего, вменяется препятствование предпринимательской деятельности. Обвинение полагает, что Степущенко с Кабальновым требовали от предпринимателей заключения договора с подконтрольной Степущенко компанией на сопряжение локальных систем оповещения на потенциально-опасных и критически важных объектах республики, без которого он отказывался принимать её в эксплуатацию.

Продление домашнего ареста и допрос ключевого свидетеля: как в Казани судят замминистра МЧС РТ Олега Степущенко

На очередном заседании начали допрос одного из ключевых свидетелей по делу Сергея Вершинина — он вместе со Степущенко занимался созданием и развитием систем оповещения. Речь шла о первом эпизоде, вменяемом замминистра. Он касается создания комплексных систем экстренного оповещения населения (КСЭОН), на установку которых в 2012 и 2013 годах выделено по 55 миллионов рублей. Из этих денег на 42,8 миллиона рублей МЧС предъявило Степущенко гражданский иск.

По техзаданию и рекомендациям разработчика системы должны были иметь проводные каналы связи, но Степущенко решил иначе: он выбрал беспроводное соединение, благодаря чему смог привлечь к исполнению работ подрядчика «Спецлаб-Казань». Согласно версии обвинения, в благодарность данная организация трудоустроила сына Степущенко, которому исправно платила зарплату и делала отчисления в Пенсионный фонд, даже когда он находился на службе в армии в другом регионе России. Сразу после задержания отца сын Степущенко вместе с семьей переехал в одну из стран Западной Европы.

Также следствие установило, что Степущенко инициировал приобретение и монтаж оборудования системы оповещения, не предусмотренного ранее разработанным и согласованным с МЧС России проектом. Это оборудование управлялось по GSM-каналу связи, при том, что более чем 50 населенных пунктов не входили в зону покрытия сигналов сотовой связи. Об этом начальника предупреждали подчиненные, но тот советовал им увольняться, раз что-то не устраивает. Кроме того, по указанию Степущенко демонтирован один из пунктов управления, мониторинга и запуска системы оповещения.

Следствие уверено: чтобы скрыть нарушения, эмчеэсник распорядился раз в год готовить недостоверные акты проверки готовности системы оповещения, в которые, по его указанию, умышленно вносились ложные сведения для введения в заблуждение руководства региона и курирующих структур из МЧС России.

Продление домашнего ареста и допрос ключевого свидетеля: как в Казани судят замминистра МЧС РТ Олега Степущенко

Вершинин рассказал, что когда устанавливали программное обеспечение, было видно: часть речевых сиренных установок недоступна. Проект был согласован и утвержден ВНИИ ГОЧС, и когда подрядчиками выступала компания «Паралакс», они от него не отклонились. Но «Спецлаб» отошли от проекта. Часть стран, подключенных по GSM-каналу, постоянно «падала». Если сирена какое-то время недоступна, она зависает и нужно перезагружать ее вручную. Таким образом, если сирена не может управляться удаленно, а только при ручном запуске, она считается недееспособной. Уже позже, в 2015 году, по согласованию с Минцифрой началось массовое переподключение КСЭОН на стационарные каналы связи.

— Степущенко считал и, я думаю, до сих пор считает, что канал GSM — наиболее устойчивый. Но он не может обеспечить доведение сигнала по оповещению населения, — говорит Вершинин.

В итоге в 2013 году, по подсчетам свидетеля, 11% сирен не работали. Степущенко же настаивает, что количество неработающих сирен составляло 7,1%. По словам самого же Вершинина, смета по всему проекту — 1 миллиард 600 миллионов рублей. При этом в сумме за два года было выделено лишь 110 миллионов. 

Позиция защиты Степущенко такова: денег на проводное подключение просто не было. В тех точках, в которых должны были быть установлены сирены, не было возможности подключить их к стационару, а его установку бюджет не предусматривал.

— Вы вот почему сами не нашли денег на установку проводного подключения? А то вот моего подзащитного в этом обвиняют, — задает риторический вопрос адвокат Степущенко.

Показания Вершинин давал до конца рабочего дня суда, но допрашивать его не закончили еще даже по первому эпизоду. На следующем заседании в марте для вызова этого свидетеля отвели целый рабочий день.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *