Концерт «Кино» в Казани. «Мы пытаемся создать у людей впечатления такие же, какие были во времена с Виктором»

В «Татнефть Арене» легендарная группа представила программу
В «Татнефть Арене» легендарная группа представила программу, созданную для
первого большого тура после 33-летнего перерыва. Казань стала третьим городом,
куда приехало «Кино». Мы пообщались с музыкантами и сходили на концерт.

Все дороги, ведущие к «Татнефть Арене», в пятницу вечером на картах горят красным. Нервы не выдерживают: люди бросают такси и идут пешком, чтобы успеть к началу.

— Что тут сегодня? Какой-то важный матч? — спрашивает таксист коллегу, когда они тоже встают в пробке.

— Нет, тут сегодня концерт группы «Кино».

— «Кино»?! Цой же погиб.

«Цой жив» написано на спине куртки мальчишки лет пяти, которого ведет за руку на концерт отец. 

Концерт «Кино» в Казани. «Мы пытаемся создать у людей впечатление такие же, какие были во времена с Виктором»

Сделать такую программу, чтобы у зрителя осталось ощущение, что главный солист по-прежнему на сцене, — так описывают музыканты «Кино» идею, которая собрала их вместе впервые с 1990 года. Тогда после гибели Виктора Цоя группа прекратила существование, выпустив перед этим финальный альбом, получивший народное название «Чёрный». В феврале 2023-го они отправились в большой тур по стране. Мы встречаемся за несколько часов до концерта на пресс-конференции.

Юрий Каспарян (соло-гитара), Александр Титов и Игорь Тихомиров — бас-гитаристы, игравшие в группе в разные годы. В их команде сын Виктора Цоя — Александр, продюсер и автор видеографики для концерта, которую можно издавать как отдельное произведение. Со стола пресс-конференции убирают его блокнот и воду — «приболел». Перед концертом узнаем, что Цой все-таки прилетел вечером в Казань.

Концерт «Кино» в Казани. «Мы пытаемся создать у людей впечатление такие же, какие были во времена с Виктором»

Когда музыканты заходят, их появление производит эффект вспышки нейрализатора «людей в черном» (эффект усиливается тем, что все трое одеты в их традиционный цвет) — у меня в голове стираются все вопросы, которые я хотела задать, некоторые коллеги от волнения забывают и с трудом подбирают слова. Есть в журналистике негласное правило — не бери интервью у того, кого очень любишь, — получится так себе. На черной майке милейшего Тихомирова написано ироничное «Камышовый кот-убийца». Каспарян садится по центру и ставит свой кофе. Титов шутит, для чего им выдали блокноты: «Чтоб записки писать или шаржи рисовать?».

Тот, кто хоть раз видел старые интервью «Кино», мог почувствовать через экран, как часто этот процесс был мучительно скучным для Цоя, он говорил об этом откровенно: «Задаете одни и те же вопросы, и они все, как правило, неинтересные». Когда его в очередной раз спрашивали: «Почему ваша группа называется «Кино»?», выдерживал такую паузу, за которую журналист мог успеть обдумать, с какого числа писать заявление и возьмут ли его теперь хотя бы на завод. Но, помолчав, Виктор Цой снова и снова начинал терпеливо объяснять — почему.

Его друзья-музыканты продолжают традицию «дать шанс на интересный вопрос» и перед концертами общаются с прессой. Из списка заранее отметаются «как вам Казань», «что сказал бы Виктор Цой, если был бы жив, о…», «почему песни «Кино» до сих пор актуальны» и прочее, на что они сто раз отвечали, не хотели отвечать или не успевали посмотреть город, чтобы судить. Маршрут Саратов — Тольятти — Казань — первые три города тура музыканты проехали на автобусе.

Концерт «Кино» в Казани. «Мы пытаемся создать у людей впечатление такие же, какие были во времена с Виктором»

— Такой проект достаточно уникален по своей сути, — рассказывает Игорь Тихомиров концепцию их новой программы. — Конечно, существуют примеры концертов с артистами, которые уже ушли от нас, но их крайне мало. Второй момент — то, что мы видели, эти примеры нас совершенно не вдохновляли эстетически. Поэтому нам пришлось серьезно подумать на тему того, как же мы все это сможем реализовать, чтобы у зрителя было ощущение, что концерт как в старые времена, что исполнитель — главный на сцене. Вот эта задача стояла перед нами в первую очередь, и я очень надеюсь, что это у нас немножко получилось.

На концерте живое исполнение от первой до последней песни. На ударных вместо Георгия Густава Гурьянова играет Олег Шунцов, партии Цоя исполняет на гитаре Дмитрий Кежватов. Такое чувство, что поначалу оба старались не привлекать к себе внимания, а сейчас настолько влились в коллектив, что наконец-то позволили себе отжигать по полной. Все песни исполняет голос Виктора Цоя.

— Самая сложная задача, особенно в песнях, которые не записывались потреково, то есть отдельно каждый инструмент, а это все ранние песни, — выделить вокал из общей фонограммы, — объясняет техническую сторону Игорь Тихомиров. — Это чрезвычайно непростое мероприятие. Современные средства компьютерные позволяют это делать весьма неплохо и убедительно, но, конечно же, голос немножко теряет свое оригинальное звучание. Мы максимально бережно относимся к этому вопросу и оставляем все максимально близко к оригиналу. Никаким образом голос мы не обрабатываем, как многие думают, что он какой-то синтетический, какие-то форманты добавлены. Ничего подобного.

Раньше группе «Кино» писали письма мешками поклонники со всего Советского Союза. Автор нескольких книг о группе Виталий Калгин показывает нам старенькое письмо из Татарстана. В нем девочка написала Цою свои стихи. Калгин пытается разыскать авторов писем, и ему это часто удается. 

Концерт «Кино» в Казани. «Мы пытаемся создать у людей впечатление такие же, какие были во времена с Виктором»

— Как общение с поклонниками происходит сейчас? — спрашиваю музыкантов.

Юрий Каспарян: — У нас все организованно. После концерта некоторым удается взять автограф, собственно и все. В соцсетях я с людьми не общаюсь, меня и нет в соцсетях. Если вы что-нибудь встретите с названием «Юрий Каспарян», то это не я, это клоны какие-то.

Концерт «Кино» в Казани. «Мы пытаемся создать у людей впечатление такие же, какие были во времена с Виктором»

Игорь Тихомиров: — В общем да, с соцсетями мы не дружим.

Александр Титов: — У меня есть канал в Ютубе. Но я там занимаюсь не столько общением, хотя, может, и отвечаю на какие-то вопросы. Сложно равным образом быть приветливым, особенно когда странные времена, когда много людей пишут странные вещи. Поэтому я сейчас от этого отошел немножко. Но я занимаюсь там тем, что пытаюсь сыграть то, что я играл когда-либо, и не только в «Кино», вспомнив до последней, самой маленькой детали, чтобы показать отдельную партию и идею каждой из песен, которую я когда либо придумывал. И, кстати говоря, несколько клипов в этой вакханалии мы сыграли вместе с Игорем.

После пресс-конференции музыканты раздают автографы. Даю подписать два винила — «Черный альбом» и «Ночь» — ту, что с отпечатком ладони на обложке. Есть более ранняя версия, конверт для которой оформлял Цой, эту с «рукой» выпустили в 1988 году без ведома музыкантов.

Концерт «Кино» в Казани. «Мы пытаемся создать у людей впечатление такие же, какие были во времена с Виктором»

— Витька так злился, когда это увидел, — рассказывает мне Юрий Каспарян, кинув взгляд на ненавистный рисунок. — Это пиратская версия, с нами эту обложку не согласовывали. Просто человек, работавший на студии звукозаписи, выпустил, нарушив авторские права.

Пиратская версия продавалась тогда во всех магазинах — тираж два миллиона. Прошло 35 лет:

— Я это даже подписывать не буду, — говорит Игорь Тихомиров и ставит автограф на «Черный альбом».

В «Татнефть Арене» собираются километровые очереди на вход, в зале солдаут. Складывается ощущение, что машина времени на полном ходу сильно подскочила на кочке и все, что было аккуратно разложено на заднем сиденье, посыпалось и перемешалось: пара интеллигентных пенсионеров сидит рядом с командой байкеров в майках «Кино», у сцены солидная дама держит большую плетеную корзину с розами, а девчонка лет 17-ти начинает беспрестанно рыдать с первых минут концерта.

Концерт «Кино» в Казани. «Мы пытаемся создать у людей впечатление такие же, какие были во времена с Виктором»

В фан-зоне невероятное количество совсем юных лиц, для которых «на нашем кассетнике кончилась пленка, смотай» и «зайди в телефонную будку, скажи, чтоб закрыли дверь в квартире твоей» должны звучать как набор слов. Но они поют это наизусть. «Кино» не разочаровывает новую аудиторию — «Мы хотим танцевать» неожиданно завершается рейвом.

— Если мы говорим о песне «Мы хотим танцевать», то у нас изначально этот трек был таким же точно, как на альбоме. Но затем моим товарищам пришла идея — мы соорудили еще концовку к нему. Мы увеличили тайм-код трека, вставили электронные элементы, и все это заработало, — рассказал об эксперименте Александр Титов.

Концерт «Кино» в Казани. «Мы пытаемся создать у людей впечатление такие же, какие были во времена с Виктором»

— Какие-то нотки мы можем играть, что-то залетит в голову во время концерта, у нас есть пространство для маневра, — говорит о возможности импровизации на концертах Игорь Тихомиров. — Есть жесткая форма песни: куплет, припев, проигрыш — это мы не можем в процессе исполнения менять, но какие-то мелодические, гармонические решения…

— Мне, например, с детства очень нравилось, когда группа исполняет песню как на пластинке. Когда это было не так, я не получал удовольствия, наверное, это отразилось в том числе. Сейчас мы стараемся сделать все так, как было раньше, максимально близкие аранжировки, — добавляет Юрий Каспарян.

Программа условно поделена на три части: сначала Игорь Тихомиров играет с Юрием Каспаряном песни периода, когда был в группе он. Его сменяет Александр Титов — время раннего «Кино» и их романтичных мелодий. В финале на сцене все трое делают «контрольный»: «Группа крови», «Перемен», «Последний герой», «Кукушка». На «Спокойной ночи» под соло Каспаряна не выдерживают и начинают плакать даже парни. Люди в фан-зоне обнимаются, весь зал скандирует «спа-си-бо».

Концерт «Кино» в Казани. «Мы пытаемся создать у людей впечатление такие же, какие были во времена с Виктором»

Когда и почему произошла эта перемена в их творчестве — от романтики к геройству? 

Александр Титов: — В творчестве Виктора всегда присутствовала эта тема и даже в самых ранних песнях среди романтического большинства присутствовало две или три геройских темы: «Последний герой», «Генерал» — эти песни очень старые. Это совпало с тем, что я был вынужден уйти из группы в конце 85-го — начале 86-го — мы спорим до сих пор о датах. И вот тогда появилась необходимость в материале более героическом, который стал превалировать, и те концерты, которые я слушал внимательно, ревниво, так скажем, у Виктора опустился голос, он стал петь заведомо низко, не совсем выпевая, потому что, судя по всему, не очень хороший мониторинг был на сцене. Это сознательное, мне кажется, было решение, но тенденция к этому была всегда.

Юрий Каспарян: — А мне и добавить нечего. Витя… просто у него в какой-то момент там что-то повернулось в голове, стрелка железнодорожная переключилась, и мы поехали по другой колее. Как-то так.

Концерт «Кино» в Казани. «Мы пытаемся создать у людей впечатление такие же, какие были во времена с Виктором»

В финале концерта группа выходит на бис и исполняет еще четыре песни. Энергия в зале к этому моменту такая, что можно заряжать телефоны в воздухе.

Игорь Тихомиров: — Мы пытаемся в этой программе создать у людей впечатления такие же, какие были во времена с Виктором. Поэтому во время концерта я испытываю ровно такие же эмоции, как и 30 лет назад.

Юрий Каспарян: — А я, откровенно говоря, не помню эмоции 30 лет назад, но какие-то испытываю. На самом деле в таком все нейтрале, сосредотачиваешься на исполнении в основном, то есть каких-то таких улетов эйфорических точно нет, ну, может, иногда мурашки пробегут в какой-то момент.

Александр Титов: — У меня нет ощущения, что публика сильно поменялась, потому что три-четыре первых ряда, которые мы видим со сцены (дальше-то не видно), они всегда заполнены молодыми и энергично реагирующими людьми, студентами, некоторые детей держат на руках. Каждый концерт заканчивается тем, что это такая овация, что становится даже немного неловко.

Каспарян: — Почему это тебе неловко становится?

Титов: — Ну, я не знаю, я начинаю думать, нет ли в этом какого-то трюка.

Никакого трюка — Казань так горячо принимала артистов, что они несколько раз благодарили зал. Зрители продолжали аплодировать у «Татнефть Арены», даже выйдя с концерта на улицу.

Тур группы продлится до 10 июня. Успевайте.

1/0


Автор материала: Елена Вавилова


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *