Метшин об изношенности трамвайных сетей: Это все равно что на Mercedes ездить по бездорожью

В Казани один из самых молодых парков электротранспорта. В городе идет постоянное обновление подвижного состава
В Казани один из самых молодых парков электротранспорта. В городе идет
постоянное обновление подвижного состава, однако развитие маршрутов тормозят
плохая инфраструктура и нехватка кадров.

В среднем 4 года жизни человек проводит в общественном транспорте. С такого факта начал доклад генеральный директор МУП «Метроэлектротранс» Айдар Абдулхаков. Сегодня предприятие обеспечивает перевозку жителей и гостей Казани тремя видами транспорта: трамвай (106 единиц), троллейбус (182 единицы) и метрополитен (15 единиц). Общий объем перевозок электрическим транспортом в прошлом году составил 67,5 миллиона пассажиров, что на 12%, или 7,2 миллиона, больше по сравнению с 2021 годом. 

— Каждый будний день около 230 тысяч казанцев совершают поездки на метрополитене, троллейбусах и трамваях. Каждый третий пользующийся общественным транспортом – это пассажир МУП «Метроэлектротранс», — привел данные директор МУП.

Предприятие осуществляет более 30% перевозок по городу, его доля в общем объеме пассажирских перевозок выросла по сравнению с предыдущим годом на 1,3%. 

Ремонтные работы увеличили пассажиропоток на электротранспорте 

Всего семь городов России могут похвастаться метрополитеном. При этом казанская подземка одна из самых современных. Столица Татарстана может похвастаться, что у нас — первое в стране цифровое метро. То есть управление поездами ведется при помощи системы автоведения, при которой машинист контролирует показания приборов и берет на себя управление подвижным составом лишь в исключительных случаях. 

В казанском метрополитене эксплуатируется 15 поездов: 5 составов «Казани» 2002 года выпуска, 9 составов «Русича» 2011-2013 годов выпуска и один двухлетний состав «Москвы». Как напомнил Абдулхаков, срок их службы составляет 31 год. Сегодня пять составов уже отработали 17 лет и имеют 100%-ную изношенность колесных пар.  

— Для обеспечения качественной и безопасной перевозки пассажиров мы планируем произвести комплексную замену этих пар, — заявил докладчик. 

Метшин об изношенности трамвайных сетей: «Это все равно что на Mercedes ездить по бездорожью»

Кроме того, по его словам, в прошлом году в метро прошло несколько типов ремонтных работ. На станциях увеличили степень освещенности кассовых залов и пешеходных сходов, а также отремонтировали переходы и платформы. Особое внимание было уделено восстановлению высоковольтных кабельных линий, вышедших из строя аж в 2017 году. Долгое время питание станций происходило из соседней тяговой подстанции. Это создавало угрозу срыва бесперебойной перевозки пассажиров. 

В Казани продолжается строительство второй ветки метро. Первую ее часть достроят к 2027 году. Появятся четыре новых станции. Они расположатся в Приволжском и Советском районах. Их общая протяженность составит 5,7 км. По этому маршруту каждый час будет проходить 30 пар поездов.

По словам Абдулхакова, благодаря улучшениям, в 2022 году пассажиропоток в казанском метрополитене вырос на 10%. Всего по итогам года электропоездами воспользовались 30,5 млн пассажиров – это более 100 тысяч человек в будний день. 

Увеличение пассажиропотока наблюдается и на трамваях. Благодаря введению в Казани новых маршрутов №7 и №3 на участке самого протяженного в России кольцевого маршрута трамваев №5 и №5а пассажиропоток на этом виде транспорта увеличился на 17% по сравнению с 2021 годом. Напомним, в результате оптимизации трамвайная сеть выросла почти в полтора раза, а количество маршрутов увеличилось на три.

Для повышения безопасности пассажирских перевозок в прошлом году было заменено почти 3 тысячи шпал и 9 стрелочных переводов, установлено более 2,7 тысячи путевых тяг, проведен капитальный ремонт разворотной петли «Сады», петли «Речной порт», кривой в Соцгороде. К открытию движения по маршруту №2 подготовлены пути, которые не эксплуатировались более пяти лет, произведена частичная замена шпал и установка путевых тяг, а также текущий ремонт 43 км путей из 132. 

— В результате проведенных работ число сходов трамвайных вагонов сократилось на 64% по сравнению с 2021 годом, — поделился результатом гендиректор МУП «Метроэлектротранс».

Метшин об изношенности трамвайных сетей: «Это все равно что на Mercedes ездить по бездорожью»

Кроме того, на трамвайных линиях в прошлом году заменили 11,5 км контактного провода. Это участки по Оренбургскому тракту, улицам Салимжанова, Зорге и другим. Силами предприятия проведено восстановление одной тяговой подстанции – на ней заменили 2 выпрямительных агрегата, восстановили 4 кабельных линии. Проведенный ремонт позволил снизить часы простоя по вине энергохозяйства по сравнению с 2021 годом на 30%.

«Ни скорости, ни комфорта для пассажиров»

Но все же вопрос капитального ремонта изношенной инфраструктуры общественного электротранспорта продолжает стоять остро. Из 132 км трамвайных путей капитальному ремонту подлежит 70,1 на сумму 3,5 миллиарда рублей. В городе 313 км контактной сети, из которых 124 км надо менять за 452 миллиона рублей. И это при том, что, согласно нормативам, город должен был уже трижды поменять трамвайные пути на некоторых улицах, где рельсы были введены в 1962-1998 годах. 

— По этим изношенным, волнообразным рельсам продолжают ходить новые трамваи. Это сродни тому, как на автомобиле премиум-класса ездить по бездорожью, ямам и ухабам. Ни скорости, ни комфорта для пассажиров. В Казани молодой трамвайный парк, но такие пути приводят к быстрому износу подвижного состава, повышенным затратам на ремонт, — озвучил проблему гендиректор МУП.

Нужна и замена 35 км кабельной линии за 211 млн рублей. В 184 млн рублей оценивают стоимость реконструкции четырех тяговых подстанций. Средний срок эксплуатации контактного провода трамваев — 8–9 лет, а троллейбусов — 14–16 лет. 

— В этом вопросе мы не сможем обойтись без поддержки бюджета республики, специальной программы, — заявил Абдулхаков.

Метшин об изношенности трамвайных сетей: «Это все равно что на Mercedes ездить по бездорожью»

Он напомнил, что в последний раз деньги из бюджета Татарстана на капитальный ремонт сетей и путей выделяли в далеком 2003-м. Конечно, инфраструктуру поддерживают текущим ремонтом, локальной заменой контактных проводов, шпал и путевых тяг. О ремонте, прошедшем в прошлом году, мы писали выше. Однако этого недостаточно, считает докладчик. 

— Изношенность сказывается на качестве обслуживания, безопасности перевозок, влияет на скорость движения транспорта. В результате пассажир теряет не только время в пути, но и уверенность в надежности общественного транспорта, — сказал руководитель предприятия.

На проблему обратил внимание мэр Казани Ильсур Метшин. Он пообещал добиться выделения необходимых средств из бюджета республики. Кроме того, градоначальник призвал не снижать темпов текущего ремонта. 

— Вопрос капитального ремонта ставим и обсуждаем с правительством, руководством республики. Потребности в ремонте велики, но абсолютно объективны. Трамвайные пути 1966, 1974 годов. Потому и сходы. Это все равно что на Mercedes ездить по бездорожью. Назрел вопрос капитального ремонта инфраструктуры, будем добиваться выделения средств, — сказал он.

Метшин об изношенности трамвайных сетей: «Это все равно что на Mercedes ездить по бездорожью»

Трудности есть у предприятия и с кадрами. «Метроэлектротранс» остро нуждается в водителях, кондукторах, ремонтных рабочих. По итогам 2022 года штатная численность предприятия составила 2,6 тыс. человек, а фактическая — 2 тысячи. Дефицит сегодня составляет 545 человек. 

Айдар Абдулхаков добавил, что в прошлом году заработная плата водителей, кондукторов, рабочих МУП «Метроэлектротранс» за год выросла на 20%, а у инженерно-технических работников — на 10%.

Совместно с Центрами занятости населения Казани проводятся ярмарки вакансий, «Дни открытых дверей» в депо, а информация о вакансиях постоянно размещается в средствах массовой информации и в салонах транспортных средств. По словам докладчика, профессию водителя троллейбуса и трамвая в учебном центре предприятия освоили 72 человека, 40 из них трудоустроены.

Кроме того, пытаются привлекать работников и улучшением условий в общежитиях. В прошлом году там отремонтировали 19 душевых, 40 санузлов, 12 коридоров, 9 общих кухонь и полностью заменили кровлю в общежитии на улице Короленко. В общежитиях проживают 503 сотрудника предприятия, а с учетом их семей — 773 человека.

— Оценивая работу «Метроэлектротранса» в 2022 году, хочу поблагодарить за внимание к кадрам, рост заработной платы на 20%, ремонт мест общего пользования, бытовок, общежития – все это отношение к людям, оно очень важно вне зависимости от того, большое это предприятие или малое. Театр начинается с вешалки, а любое предприятие городского хозяйства – с отношения к людям. От отношения к персоналу зависит культура обслуживания и безопасность перевозки пассажиров в общественном транспорте, — заключил Ильсур Метшин. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *