
Мусорная реформа в Татарстане: провал признали на официальном уровне
В авторской колонке, написанной специально для KazanFirst, член фракции КПРФ в Госсовете Татарстана Николай Атласов призывает переосмыслить и изменить подходы к реализации масштабного федерального проекта.
Развитие мусорной реформы в Татарстане наконец достигло той стадии, когда на уровне властных структур республики возникло не только осознание ее провала, но и фактически публичное признание данного факта.
Кризис вокруг регионального оператора в западной зоне - компании УК «ПЖКХ» - привел к пониманию, что принципиального улучшения в деятельности этой компании ждать не стоит. Явным признаком такого понимания стала череда публичной критики в адрес УК «ПЖКХ» со стороны властных структур. Острота критики обусловлена не только отсутствием четкого понимания, в каком направлении двигаться, чтобы исправить ситуацию, но и явным нежеланием со стороны регионального оператора учитывать озабоченность руководства Татарстана.
Проблема обострилась в январе, когда столица республики после новогодних праздников погрязла в мусоре по причине того, что региональный оператор оптимизировал логистику, проще говоря, увеличил периодичность вывоза отходов. Мэрию Казани завалили сотнями жалоб, а мусорные кучи образовались в жилых дворах в центре города недалеко от стен республиканского Кабмина. Впрочем, в сельских районах республики этот кризис почувствовали еще осенью, но острота публичной критики стала нарастать тогда, когда жертвами посленовогоднего мусорного коллапса оказались столичные жители.
Впрочем, кризис с вывозом отходов является всего лишь видимым широким массам проявлением провала мусорной реформы. Проблема не в том, что региональный оператор не смог наладить адекватную логистику, а в том, что по прошествии четырех лет реформы в Татарстане так и не построено ни одного объекта для создания новой производственно-технологической цепи обращения с отходами, предусмотренной территориальной схемой.
Об этом прямо заявил раис Татарстана Рустам Минниханов в конце января на коллегии республиканского Минстроя: «За это время (за четыре года реформы. – Ред.) в республике региональными операторами пока не создано ни одного объекта сортировки и размещения. Деятельность региональных операторов обеспечивается за счет ранее созданных в республике объектов. Многочисленные жалобы говорят о сбоях в работе».

Отметим, что критика Минниханова в отношении бездействия региональных операторов в части создания инфраструктуры касается обеих компаний, наделенных этим статусом, то есть УК «ПЖКХ» и «Гринта». Ни в западной, ни в восточной зонах нет ни одного нового объекта, строительство которых предусмотрено территориальной схемой обращения с отходами в Татарстане. Проблема обостряется еще и потому, что большинство действующих полигонов по захоронению отходов исчерпали большую часть ресурса. По данным главы Волжско-Камского управления Росприроднадзора Фаяза Шакирова, в Татарстане из 45 полигонов ТКО не эксплуатируется 10; в 2022 году исчерпана остаточная вместимость семи полигонов, а в 2023 году должны вывести из эксплуатации еще девять полигонов, при том, что общий уровень заполненности полигонов в республики составляет 71%. Вероятно, именно по этой причине на одном из закрытых республиканских совещаний главам районов было дано указание искать площади под новые полигоны, которые должны на время снизить остроту кризиса в сфере вывоза отходов. Таким образом, несмотря на территориальную схему обращения с отходами в РТ, где предусмотрено пять межмуниципальных полигонов, под строительство которых в свое время принимали решение о поэтапном закрытии районных полигонов, сейчас республика вынуждена возвращаться к тому, с чего она начинала накануне мусорной реформы. А это означает, что четыре года реформы – это время, потраченное впустую.
Мы не акцентируем здесь внимание на проекте мусоросжигательного завода, под деятельность которого формировалась вся логистика обращения с ТКО в западной зоне. МСЗ обещают построить через полтора – два года, но, думается, что сейчас не так много оптимистов, которые верят этим срокам. Проблема закупки подпавшего по западные санкции технологического оборудования МСЗ принципиально невозможно решить, пока действует санкционный режим. И даже параллельный импорт не поможет, так как западное оборудование должно быть не только доставлено и установлено, но и поставлено на обслуживание компанией-производителем. В противном случае не будет обеспечена безопасность производства. Правда, компания-инвестор проекта МСЗ обещает импортозаместить оборудование, однако с учетом прежнего опыта ее деятельности доверия к этим заявлениям мало. Но даже в случае, если импортозамещение реализуется, необходимо будет провести новую экологическую экспертизу на предмет соответствия данного оборудования требованиям безопасности.
В принципе большая часть этих проблем была видна заранее, о чем еще до начала реформы и в первое ее время я неоднократно писал. Уже тогда ее будущий провал был очевиден, поскольку сама ее концепция оказалась несостоятельной. Причем не только в Татарстане, но и во многих других регионах. И в некоторых регионах уже активно меняют провалившихся региональных операторов на новых. В Татарстане этот вопрос пока не рассматривается, хотя актуализировать его имеет смысл. Хотя бы потому, что при очевидном провале компаний их необходимо менять.

Кардинальное изменение ситуации к лучшему станет возможным лишь при смене концепции мусорной реформы на уровне федерального законодательства. Необходимо отказаться от монополизма региональных операторов, вернув в эту сферу конкурентную среду, прежде всего в сфере вывоза отходов. Опыт показывает, что региональный оператор, став монополистом, готов развивать инфраструктуру лишь в надежде на высокие тарифы и финансовую поддержку со стороны государства. Правда, даже наличие такой поддержки не гарантирует создание такой инфраструктуры.
Еще один аспект, который требует переосмысления и изменения, - это перенос акцента на перерабатывающий сегмент. Именно переработка должна определять тарифную политику, при том, что сам тариф должен быть дифференцированным. Все остальные сегменты – транспортировка, сортировка, захоронение – должны быть подчинены интересам переработки. Именно переработка отходов должна ставиться во главу угла, то есть быть целью всего технологического цикла обращения с отходами. В противном случае мы так и будем топтаться на месте, постоянно решая хронические проблемы, порождаемые монополизмом региональных операторов.
Автор материала: Николай Атласов, депутат Государственного Совета Республики Татарстан, член фракции КПРФ
Как проходит мусорная реформа в Татарстане
Регоператоры «воюют» с бизнесом и жилищниками за отходы жителей.