Власти намерены «раскулачить» крупный бизнес, а пострадать может социальная сфера

Правительство России посредством добровольных единоразовых сборов хочет получить 300 млрд рублей. Среди татарстанских политиков превалирует положительное отношение к этой идее
Правительство России посредством добровольных единоразовых сборов хочет получить
300 млрд рублей. Среди татарстанских политиков превалирует положительное
отношение к этой идее, но есть опасения, что в целях экономии крупные компании
кинутся оптимизировать расходы на социальную инфраструктуру и прочие
«необязательные» блага для населения.

Правительство обсуждает с крупным бизнесом однократный добровольный взнос в бюджет – об этом ранее заявил вице-премьер России Андрей Белоусов. Татарстанские политики в целом идею поддерживают и не сомневаются, что деньги пойдут на нужды СВО, хотя официально об этом не говорили. Тем не менее, есть определенные опасения, что такой экзотический налог ударит по простым людям.

Планируется, что крупные компании (средняя прибыль которых за последние два года превысила 1 млрд рублей) единовременным добровольным взносом наберут на нужды страны 300 млрд рублей. Все это объясняется тем, что в прошлом году экономические показатели крупного бизнеса в России были хороши сверх всяких ожиданий. Вот бизнесу и предложат поделиться в традиционном добровольно-принудительном порядке.

В настоящее время обсуждается возможность отразить единовременную выплату бизнеса в Налоговом кодексе как сбор, однако не совсем понятно, зачем отражать в законодательстве подобное понятие, если это одноразовая акция. В обществе все чаще раздается вопрос, не означает ли это, что сбор одноразовым все-таки не будет.

Белоусов, который фактически является лицом всей этой истории, старательно утверждает, что речь не идет о повышении налогов, только о единовременном взносе. Что примечательно, еще этим летом Белоусов хвалил Татарстан за мощную поддержку в отношении бизнеса, а теперь лоббирует меру по отщипыванию от этого бизнеса «лишнего жирка». Впрочем, в тот раз чиновник говорил об МСБ, и, возможно, крупные игроки в его глазах подчиняются иным правилам.

Власти намерены «раскулачить» крупный бизнес, а пострадать может социальная сфера

Кроме того, не совсем понятно, на что именно будут потрачены эти деньги. Многие эксперты с уверенностью утверждают, что средства пойдут на нужды СВО, однако официально это нигде не звучало. Кроме того, не шла речь и о том, предполагается ли какой-то механизм отслеживания подобных трат.

Мы поговорили с татарстанскими политиками (которые в большинстве своем являются еще и бизнесменами разных уровней) и задали им эти и другие вопросы, попросив поделиться, что они в целом думают о подобных идеях.

Депутат Госсовета Татарстана от ЛДПР Эдуард Шарафиев (недавно вернувшийся из зоны боевого столкновения) считает, что упомянутая идея возникла не от хорошей жизни. В российском бюджете имеется большой дефицит, при том, что расходы, прежде всего военные, растут. Так что удивляться этой инициативе не стоит, — считает он.

– Хорошо ли это или плохо? Для самих крупных компаний в таких сборах ничего хорошего нет, так как они вынуждены будут в чем-то ужиматься. Вероятно, сократятся инвестиции в производственный сектор, в программы развития. У акционерных обществ пострадает дивидендная программа. Может, сократятся премии у топ-менеджмента, – рассуждает собеседник. – Понятно, что никто из них этому не рад. Но саботировать выплаты, я думаю, никто не будет. Тем более, что потребность в поддержке государства со стороны крупных компаний велика. Когда-то наше государство всячески создавало благоприятные условия для крупных компаний, особенно нефтегазовых, теперь пришел, как говорят в таких случаях, «час расплаты».

Существуют ли риски для самого населения от такой политики? Политик считает, что, несомненно, они есть. По его мнению, не исключено, что такие выплаты могут приостановить развитие компаний, в том числе в части создания новых производств и рабочих мест. Теоретически могут пострадать и доходная часть региональных налогов, правда, здесь риски не столь очевидны.

Власти намерены «раскулачить» крупный бизнес, а пострадать может социальная сфера

– В целом, я думаю, к этой ситуации стоит относиться с пониманием. Время сейчас такое, что всем в той или иной мере придется ужиматься. В Татарстане, я думаю, пострадают интересы «Татнефти», но масштабы ущерба для республики от подобных действий я бы оценивать не рискнул, – поделился Шарафиев.

Представитель КПРФ в татарстанском парламенте Николай Атласов отметил, что обложить крупный бизнес дополнительными платежами, по сути, допналогом, – это давняя идея Андрея Белоусова. Но прежде она встречала сопротивление на разных уровнях, но сейчас в условиях СВО получила поддержку.

– Мое отношение к этой инициативе двоякое. С одной стороны, крупный бизнес, особенно сырьевой, получает временами очень высокие прибыли, например, по итогам прошлого года. Эта прибыль зачастую оседает за рубежом и не в полной мере возвращается в отечественную экономику, — обращает внимание парламентарий.

Но, по его мнению, если до начала СВО с этим мирились, то сейчас в условиях дефицитного бюджета, потребность в дополнительных доходах у государства очень велика. Причем нужны суммы немалые – это не только прямые расходы на военные действия и оборонный комплекс, это и поддержка социальной сферы, инфраструктурных проектов. С населения таких сумм собрать нельзя, остается только крупный бизнес, который таким образом слегка «раскулачивают». Более того, само это «раскулачивание» большинством общества воспринимается как справедливое, учитывая преобладающее негативное отношение к крупному бизнесу. Собеседник не исключает, что эта инициатива укрепит авторитет власти, так как будет восприниматься сквозь призму справедливости.

– С другой стороны, поборы крупного бизнеса имеют риск обернуться проседанием различных социальных программ и проектов. Ведь для многих регионов сырьевые компании – это поддержка не только региональных бюджетов, но и социальной сферы. Естественно, в качестве ответной реакции крупный бизнес будет оптимизировать расходы, прежде всего, затрагивающие социальную сферу. И это может стать минусом, для некоторых регионов – весьма большим минусом, – предостерегает собеседник.

Власти намерены «раскулачить» крупный бизнес, а пострадать может социальная сфера

Что касается готовности самого крупного бизнеса платить, то, по мнению Атласова, он воспринимает эту инициативу довольно негативно.

– Но ему деваться некуда, так как обстоятельства – а это повышенные расходы в рамках СВО – не дают возможности для маневра. Так что пострадает социальный сектор, который финансируется многими крупными кампаниями в рамках имиджевых проектов. Все, как в известном анекдоте: когда повысились цены на водку, сын спрашивает у отца: «Папа, теперь ты будешь меньше пить», на что отец отвечает: «Нет, теперь сынок ты будешь меньше есть», – горько иронизирует политик.

Замглавы партии «Коммунисты России», депутат Казгордумы Альфред Валиев указал, что Белоусов – государственник, человек, ставящий интересы общего дела выше личного.

– Как ни крути, а страна наша, несмотря на рыночные отношения, у нас одна, и защита её, защита народа, – дело общее. Негоже крупному бизнесу оставаться в стороне, когда пенсионеры свои пенсии жертвуют, когда всем миром люди собирают на поддержку наших бойцов и жителей новых регионов России, – сказал Валиев.

Собеседник напомнил, что Татарстан выделил из бюджета больше 2,5 млрд рублей, различные фонды собирают все необходимое для фронта и жителей новых регионов, волонтёры, общественные организации, малый и средний бизнес делают что могут: варят печки, делают носилки, маскировочные сети, палатки, везут на фронт генераторы, беспилотники и прочее.

– А у крупного бизнеса и возможности крупные: и технические, и материальные, и финансовые. Крупный бизнес, неважно какой – ритейл, добыча, переработка, производство любое, аккумулирует колоссальные средства, сверх своих потребностей на модернизацию, зарплату и социальную ответственность. К примеру, у «Сургутнефтегаза» почти три с половиной триллиона рублей лежит на счетах, при этом компания качает и продает вроде как общенародную нефть, поэтому тут вообще всё логично. Все должны осознать – идёт [борьба] за сохранение России, за выживание. И ни у кого не получится отсидеться за государственный или народный счёт в стороне. Да и с моральной стороны, это, как минимум, не по-человечески, не по-нашему, – заявил депутат.

По его словам, партийцы нисколько не сомневаются, что средства собираются именно на нужды СВО, и что они будут собраны. Валиев подчеркнул, что стране нужны новые мощности по производству боевой техники, боеприпасов и снаряжения, нужна защищённая связь, новейшая тактическая и военно-полевая медицина, новые технологии – беспилотники, космическая и прочая разведка, информационное уничтожение врага.

– Нам нужна всероссийская обязательная военная подготовка мобилизационного резерва. Нам нужна победа. А всё это требует значительных средств. И хорошо, что есть такие государственники как Белоусов, которые это понимают, – поделился политик. – Сегодня настало крайнее время объяснить бизнесу ситуацию как есть, чтобы бизнес понял: есть Россия – будет бизнес, не будет России – всё заберут англосаксы. И если это правильный бизнес, пророссийский, а не прозападный, то никаких проблем с пониманием не возникнет.

Власти намерены «раскулачить» крупный бизнес, а пострадать может социальная сфера

По мнению Валиева, те деньги, которые сейчас лежат без дела на банковских счетах крупных компаний, лучше должны послужить на общее дело, чем попасть в руки врага и превратиться в ничто. Тем более, что это будет определённым вливанием средств в экономику страны, долговременные инвестиции в наше будущее, гарантия того, что этот бизнес будет пользоваться поддержкой и защитой государства.

– Несмотря на то, что в мире сегодня творится форменный правовой беспредел в отношении России, у нас сохраняется правовое государство, а значит, всё должно быть по закону. Мы не бандиты, как некоторые: США, Евросоюз и прочие, – отметил Валиев.

Политик заявил, что необходимый закон позволит проводить процедуры максимально прозрачно и объективно, четко разграничивая обязанности и ответственность.

– Логика здравого смысла диктует нам новые условия выживания. Давление на Россию увеличивается, глобальная война уже приобрела видимые формы – Запад против России. Немецкие танки давят нашу землю, Байден лично поддерживает бандерофашистов в Киеве, прибалтийские лимитрофы озвучили желание своих хозяев уничтожить ментальность русского народа, — негодует парламентарий.

Депутат убежден: в такой ситуации совершенно оправдано сконцентрировать все усилия, все производственные мощности, связанные с обеспечением обороноспособности страны, в руках и под контролем государства.

– На текущий момент вполне возможно, что достаточно будет и разового взноса, а в будущем, мы так считаем, необходимо планировать свои действия с учётом долговременного прогноза в условиях затянувшихся глобальных военных действий. Для этого мы, «Коммунисты России», считаем необходимым создание Государственного Комитета обороны, создание Государственного Фонда обороны, выпуска военных облигаций в целях обеспечения обороны страны и СВО. Это упростит перераспределение ресурсов и сбор финансов, снимет многие вопросы и устранит кривотолки, объединит граждан, даст им возможность осознать свою причастность к защите Родины, – заключил Альфред Валиев. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *