«​Увеличение количества самозанятых само по себе не обеспечивает экономический рост»

Обсудили с экспертами
Обсудили с экспертами, как налог на профессиональный доход меняет жизнь
Татарстана.

По итогам 2022 года в Татарстане зарегистрировано 234 тысячи самозанятых – это на 38% больше уровня 2021 года. Их суммарный доход в ушедшем году составил 31,4 млрд рублей. 

Развитие института самозанятых – одна из приоритетных задач государства, поскольку граждане, применяющие эту систему налогообложения, в будущем могут стать предпринимателями, увеличить налоговые отчисления в бюджет и создать рабочие места. Официально этот формат называется налогом на профессиональный доход и составляет 4% при оказании услуг физическим лицам, 6% – юридическим. В 2019 году Татарстан вошел в число регионов, где апробировали применение этого налогового режима, а по истечении срока эксперимента режим распространили на всю страну. Теперь самозанятыми могут стать не только россияне, но и граждане Беларуси, Армении, Казахстана и Киргизии. Регистрация, начисление и оплата налога происходит в мобильном приложении «Мой налог». 

Каждый год число самозанятых растет. По данным Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, в 2020 году количество плательщиков налога на профессиональный доход составило 102 тысячи, в 2021-м — более 169 тысяч, а в 2022 году — более 234 тысячи человек. Из года год увеличивается и их доход — в 2020 году суммарный доход самозанятых составил 12,6 млрд, в 2021 году — 24 млрд рублей, в 2022 году — 34,1 млрд.

С доходов самозанятых в бюджет республики поступило 265,8 млн рублей в 2020 году, 960,6 млн в 2021-м и почти 1,5 млрд — в 2022 году.

«Увеличение количества самозанятых само по себе не обеспечивает экономический рост, а только выводит часть доходов граждан из тени»

Вместе с самозанятыми число татарстанцев, занятых в малом и среднем предпринимательстве, в 2023 году планируют довести до 810 тысяч человек. Этой цели в республике стремятся достичь в рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Самозанятые могли воспользоваться федеральными и региональными антикризисными мерами поддержки бизнеса, которые опубликованы на портале «Мой бизнес» Республики Татарстан. В 2022 году для них, например, действовал микрофинансовый продукт «Самозанятые» по ставке 5,5% годовых на срок от 3 до 24 месяцев, кредитование на пополнение оборотных средств по ставке в 15% на срок до одного года, а также кредитование под инвестиционные цели. Подобные меры поддержки действовали в пандемийный 2020 год и постпандемийный 2021-й. 

Самым серьезным изъяном этого формата эксперты считают то, что самозанятым гарантирована лишь пенсия по старости, а не трудовая: она меньше и начнет выплачиваться на пять лет позже. Однако и эта проблема решаема: самозанятые могут заключить договор с Пенсионным фондом и делать страховые взносы самостоятельно, главное – успеть оплатить минимальный размер взноса в течение года. 

«Нужно четко представлять, что ожидает самозанятых»

Юрист Профсоюза свободных предпринимателей, фрилансеров и надомных работников (ПСПФНР) Владимир Огарь рассказал, что подавляющее большинство самозанятых – это няни, репетиторы, ремонтники, кулинары, фрилансеры и другие люди, которые подрабатывают, оказывают услуги, продают товары собственного производства. Это добропорядочные люди, осознающие, что любые трудовые доходы подлежат налогообложению, а неоплата налогов является нарушением закона. При этом некоторые из них не в состоянии самостоятельно разобраться в вопросах налогообложения, а многие и вовсе не задумываются о необходимости платить налоги с полученных таким образом доходов. 

Быть неплательщиком налогов достаточно сложно, однако без официального статуса невозможно давать открытую рекламу, приходится постоянно бояться проверок и штрафов, сложно взять кредиты или ипотеку. Огарь напомнил, что раньше, чтобы заплатить налог с доходов от самозанятости, надо было либо заполнять декларацию и платить НДФЛ 13%, либо открывать ИП. Это не очень удобно и выгодно, поэтому большинство самозанятых предпочитали работать нелегально. 

«Увеличение количества самозанятых само по себе не обеспечивает экономический рост, а только выводит часть доходов граждан из тени»

И вот с 1 января 2019 года в России начал действовать Федеральный закон от 27.11.18 № 422-ФЗ (далее — Закон о «самозанятых»), устанавливающий особый налоговый режим, который позволяет самозанятым работать официально и не боясь проверок. Они могут открыто получать деньги наличными или на банковский счет.

Юрист ПСПФНР считает, что постоянно растущее число самозанятых говорит о привлекательности такого налогового режима. Простая и бесплатная процедура регистрации, отсутствие необходимости подачи деклараций и отчетов, низкие налоговые ставки, возможность совмещения работы по трудовому договору и «самозанятости» мотивируют граждан переходить в этот статус.

– Вместе с тем, по некоторым данным, в сфере «неофициальных» услуг занято до 25 миллионов человек, из которых статус «самозанятых» приобрели около 4-5 миллионов. Так что интерес к приобретению официального статуса у людей, безусловно, есть, как и есть еще «место для роста», – заметил Огарь. 

Эксперт обратил внимание, что говорить о недостатках статуса самозанятого не совсем корректно, поскольку все плюсы и минусы четко прописаны в законе и предполагаются изначально. Так что лицо, решившее осуществлять деятельность в статусе самозанятого, должно четко представлять, что его ожидает, – какие ограничения на него будут наложены, какие обязанности оно должно исполнять.

Налоговая следит за предприятиями, нанимающими самозанятых

Злоупотребления есть и будут, причем как со стороны самозанятого, так и по отношению к нему, считает Огарь. К таким можно отнести как попытки подменить статус наемного работника самозанятым, так и попытки самого самозанятого вести предпринимательскую деятельность, «прикрываясь» своим статусом с целью избежать ответственности. Однако за этим следит налоговая и трудовая инспекции.

В ответ на запрос о нарушениях татарстанское УФНС сообщило, что за 2021 год 136 налогоплательщиками представлены уточненные расчеты на 22,7 млн рублей, вынесено решений в отношении 6 плательщиков на 2,5 млн рублей (по ним начислены 500 тысяч рублей штрафных санкций). За 2022 год 309 плательщиков предоставили уточнененные расчеты на 17,2 млн рублей, вынесено решений в отношении 28 плательщиков на 2,7 млн рублей ( 540 тысяч рублей штрафных санкций).

Огарь считает вопрос востребованности «самозанятых» на предприятиях неоднозначным. С одной стороны, «самозанятый» не является штатным работником, следовательно, он не пользуется правами и гарантиями, предусмотренными Трудовым кодексом для работников.

– Это значит, что работодатель, приглашая «самозанятого», не обязан соблюдать установленные правила и нормы – по времени труда и отдыха, оплате больничного, графику работы, предоставлению отпусков, а также по взносам в социальное страхование. Это существенно облегчает положение работодателя. С другой стороны, у некоторых недобросовестных работодателей может возникнуть соблазн «заменить» штатных работников, работающих по трудовому договору, «самозанятыми». Другими словами – обязать работника трудиться по-прежнему, но без гарантий и прав, установленных законом, – предупредил эксперт. 

«Увеличение количества самозанятых само по себе не обеспечивает экономический рост, а только выводит часть доходов граждан из тени»

Подобное положение является недопустимым, поскольку противоречит целям и смыслу закона «о самозанятых» и грубо нарушает действующее трудовое и налоговое законодательство, напомнил эксперт. Он уверен, что прием на работу «самозанятого» должен носить индивидуальный, «взвешенный» характер, применяться в строгом соответствии с законом и в том случае, когда это действительно необходимо.

– Налоговые органы России постоянно проводят контрольно-аналитическую работу в отношении работодателей, использующих налоговый режим для самозанятых в незаконных схемах ухода от налогообложения. К сожалению, процент работодателей, использующих налоговый режим для самозанятых в незаконных схемах ухода от налогообложения, достаточно высок (количество выявленных нарушителей в некоторых регионах достигает 25% от количества организаций, состоящих на учете). Поэтому представляется, что в будущем контроль будет усиливаться, – сказал собеседник.

Объем уплачиваемого налога самозанятыми незначителен для бюджета

Заведующий кафедрой Института управления, экономики и финансов КФУ Игорь Кох заметил, что существенный рост числа самозанятых возможен только за счет перевода наемных работников на самозанятость, но такие схемы ФНС эффективно отслеживает, особенно если такой перевод осуществляется массово. Хотя эксперт признал, что подобную практику невозможно отследить и блокировать полностью. 

– «Естественным» образом число самозанятых растет за счет перехода в этот статус части индивидуальных предпринимателей, а также регистрации тех, кто ранее осуществлял свою деятельность без какой-либо регистрации, но потенциал такого роста вряд ли составляет сотни тысяч человек, – считает экономист. 

Кох добавил, что увеличение количества самозанятых само по себе не обеспечивает экономический рост. Речь идет скорее о выводе части доходов граждан из тени и пополнении бюджета за счет уплачиваемого ими налога. Учитывая суммарные доходы самозанятых, объем уплачиваемого ими налога составляет порядка миллиарда рублей, что для консолидированного бюджета республики несущественно. Эксперт напомнил, что значительная часть самозанятых и ранее платила налоги со своего дохода, а при переходе в статус самозанятых стала платить меньше, чем раньше. Таким образом, общий налоговый эффект для республики может оказаться даже отрицательным.

– В целом статус самозанятого весьма привлекателен (низкие ставки налога, отсутствие отчетности) для владельцев микропредприятий и тех, кто единолично занимается мелким производством или предоставляет услуги, в том числе нерегулярно, параллельно с основной работой. Однако для работающих по найму переход в статус самозанятого означает полную потерю социальных и трудовых гарантий, включая оплату больничных и отпусков, пенсионных взносов и  соблюдения требований Трудового кодекса в части режима работы, охраны труда, гарантий при увольнении. Для недобросовестных нанимателей самозанятый вместо наемного работника – это возможность платить меньше и не брать на себя никаких обязанностей, – поделился мнением эксперт.

Профессиональные услуги частного лица, а не бизнес в привычном понимании

Финансовый аналитик группы компаний CMS Станислав Бовт заметил, что прирост самозанятых в республике идет неплохо – на конец 2020 года в республике их было более 83 тысячи человек, а по итогам 2022-го – уже 234,2 тысячи. 

– В целом считаю, что количество самозанятых будет расти, но только при условии преференций и стимулирования со стороны государства в виде льготных кредитов, низких налогов и развития инфраструктуры, – поделился мнением эксперт.

«Увеличение количества самозанятых само по себе не обеспечивает экономический рост, а только выводит часть доходов граждан из тени»

Председатель регионального отделения партии «Справедливая Россия – За правду» Альмир Михеев считает неправильным делать ставку на оживление экономики путем увеличения количества самозанятых. Сам концепт статуса самозанятого подразумевает профессиональные услуги частного лица, но не бизнес в привычном понимании. 

– Хороший профессионал не равно хороший предприниматель. Да, статус самозанятого для многих может стать первой ступенькой к тому, чтобы масштабировать деятельность и стать предпринимателем. Но изначально в планировании бюджета рассматривать самозанятых как формат ведения бизнеса неправильно, хотя бы потому, что там отличаются и объемы доходов, и объемы налогов, – сказал политик.

Рост числа самозанятых в Татарстане эксперт связывает с изменениями в экономике – в последнее время растет число профессий в IТ, креативных профессий. Их представителям часто выгоднее и интереснее заниматься целым рядом разных проектов, чем быть штатным сотрудником одной компании.

Что говорят о самозанятых рекрутеры?

Владелица Агентства кадровых решений «ЮВИКА» Юлия Казанцева предложила определить группы людей, которые изъявили желание зарегистрироваться как самозанятые. Во-первых, это бывшие индивидуальные предприниматели, которые за период своей деятельности так и не наняли персонал и работают в одиночку. Они поняли удобство системы налогообложения самозанятых и перешли в этот статус, закрыв ИП. 

Вторая группа – это фрилансеры и так называемые «сдельщики» — те, кто имеет индивидуальный непостоянный или сезонный доход. Раньше они получали оплату за свои услуги «в черную». Не платили налоги, но и не имели возможность подтвердить доход при необходимости. Им стало проще «заплатить налоги и спать спокойно», тем более что нет необходимости вести сложную бухгалтерию. 

Третья группа, которую выделила Казанцева, – это часть сотрудников, перешедших на удаленный или гибридный график работы, также готовых работать по сдельной оплате. Без оклада, но и без строгих графиков и дисциплинарных обязательств перед работодателем. 

– Такой вариант часто предлагают сами кандидаты при смене работы. В этом случае они не имеют трудовых отношений с компаниями и работают с ними на гражданско-правовых условиях, – подытожила специалист.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: