на то, что людей там становится все больше с каждым днем, свободные ниши еще
остаются. Основная проблема обнаружилась в неразвитой инфраструктуре, но
ключевые игроки уже вкладывают миллиарды, чтобы это исправить.
По итогам 2022 года в Татарстане число продавцов на меркетплейсах увеличилось в два раза — приближается к 45,5 тысячи. Все говорит о том, что взрывной рост сектора электронной торговли продолжится. Итоги работы отрасли и его перспективы обсудили накануне в Кабмине республики.
Как сообщил вице-премьер Татарстана — министр экономики Мидхат Шагиахметов, суммарный оборот продавцов на маркетплейсах в прошлом году превысил 50 млрд рублей.
– Это значительно больше результата 2021 года. Напомню, что программа развития интернет-торговли в Татарстане продлена до 2025 года. Она направлена на создание дальнейших условий для развития отрасли, вовлечение большего количества предпринимателей и ускорение процесса доставки товаров до потребителей, – рассказал глава ведомства.
По его словам, программа развития электронной торговли реализуется по пяти основным направлениям: развитие инфраструктуры, оказание содействия субъектам МСП по выходу на российские маркетплейсы, выход на международные площадки, продвижение и популяризация продукции, проведение обучающих программ.
– Развитие электронной коммерции на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений как для нашей республики, так и для страны в целом. Площадки демонстрируют ускоренные темпы роста и наряду с традиционными торговыми сетями стали привычным способом покупки товаров нашими гражданами, – отметил Шагиахметов.
Тем не менее, по его словам, хотя татарстанцы уже научились и привыкли покупать товары в сети, продавцы к подобному формату работы привыкли еще не в полной мере. В этом и намеревается помогать республика.
Кстати, сами площадки вкладывают немалые деньги в развитие. К примеру, Ozon вложил 2,5 млрд рублей во вторую очередь фулфилмент-центра и 3,4 млрд вложит в третью очередь логистического центра. Wildberries строит логистический центр на 100 тыс. квадратных метров и тратит 1,4 млрд рублей на сопутствующую инфраструктуру. KazanExpress вкладывает 3,3 млрд на первую очередь фулфилмент-центра.
– В целом электронная коммерция выросла примерно на 50%. У этой отрасли еще есть задел, она будет еще расти, то есть в нее еще можно приходить. Другое дело, если раньше электронная коммерция росла потому, что просто новый рынок появился, то сейчас обычная торговля не растет, а электронная растет. За счет чего? За счет того, что приходит новое поколение, новые покупатели, и за счет того, что частично она поглощает продажи офлайн-магазинов, торговых центров и так далее, – рассказал директор KazanExpress Линар Хуснуллин.
По его словам, в этом году в целом электронная коммерция выросла, но при этом и общая торговля не сильно упала, всего на 3%.
– Сейчас идет запал роста, потому что рынок новый создался, новая экономика создалась, а она пока еще не идет сильно во вред обычной торговле, – поделился спикер.
Он рассказал, что, в отличие от своих основных конкурентов, которые работают уже более 20 лет, KazanExpress на рынке всего пятый год и компания продолжает расти в 3-5 раз в год.
– Чтобы за таким ростом успевать, нам нужно много новых складов. С централизованной моделью мы с одним складом обеспечиваем основную часть территории России, поэтому склад нам нужен очень большой, – рассказал Хуснуллин, говоря о строящемся логоцентре общей площадью в 1 млн квадратов. – Если мы сейчас 100-150 тысяч заказов в день обрабатываем, то потом сможем 400-450 тысяч заказов в день делать. В три раза оборот компании вырастет. Половина продавцов у нас из Татарстана, соответственно, это деньги, которые зарабатывают граждане.
По словам бизнес-омбудсмена РТ Фарида Абдулганиева, ключевым в деле развития электронной торговли является вопрос инфраструктуры. В Казани в этом плане все уже отлажено и отработано, но в районах республики все не так просто, хотя работа продолжается.
– Жителям Казани не составляет никакого труда заказать любой товар через маркетплейсы. А как же другие города, районы и села? Развитие инфраструктуры в 2022 году изменило картину достаточно сильно. Сейчас так же, как в столице Татарстана, стало в половине районов, – сказал он, признав, однако, что работы еще много.
За год в республике число пунктов приема товаров компаний интернет-торговли выросло с 1 767 до 2 709, число пунктов выдачи – с 4 885 до 6 911. В целом количество объектов инфраструктуры для работы маркетплейсов выросло на 44,5%, достигнув 12,3 тысячи.
По мнению Абдулганиева, для снижения издержек и повышения прибыли предпринимателям, занимающимся электронной торговлей, необходимо использовать для своих товаров разные каналы поставок.
– Предпринимателям необходимо использовать омниканальность. То есть где-то поставлять товар напрямую, избегая склада маркетплейса, использовать свой сайт или страничку в социальных сетях. Это позволяет избегать финансовой нагрузки от маркетплейса, – отметил спикер.
Тем не менее омбудсмен обратил внимание, что охват у маркетплейсов на порядки больше, чем любой сайт или соцсети.
Прогнозируя будущее, спикер указал, что в ближайшее время следует ожидать выхода на подобные площадки крупных предприятий и создания маркетплейсами собственных экосистем.
– Что касается складской инфраструктуры, то ей мы в Татарстане совершенно не обеспечены. Несмотря на то, что многие крупные маркетплейсы уже вышли на наш рынок, к сожалению, желающих передавать склады центрам электронной торговли очень мало. Что касается складов на территории городов, то их не хватает совсем. Это хорошая ниша для компаний, занимающихся коммерческой недвижимостью, – сообщил чиновник.
Он также сказал, что маркетплейсы за минувший год заплатили 3 млрд рублей налогов – это 1,8% всех поступающих в бюджет республики налогов на прибыль. За два года продавцы маркетплейсов создали более 100 тысяч рабочих мест. Из них 45 тысяч – в 2021 году и 55 тысяч – в 2022 году.
По словам Абдулганиева, в республике многое делают для того, чтобы вовлечь татарстанцев в торговлю на маркетплейсах. Более 2 тысяч человек прошли обучение по работе на электронных торговых площадках. Спикер подчеркнул, что эта работа будет продолжена.
Comment section