Маркетплейсы в Татарстане показывают взрывной рост, число продавцов за год удвоилось

Электронная торговля является одной из самых перспективных отраслей
Электронная торговля является одной из самых перспективных отраслей, и, несмотря
на то, что людей там становится все больше с каждым днем, свободные ниши еще
остаются. Основная проблема обнаружилась в неразвитой инфраструктуре, но
ключевые игроки уже вкладывают миллиарды, чтобы это исправить.

По итогам 2022 года в Татарстане число продавцов на меркетплейсах увеличилось в два раза — приближается к 45,5 тысячи. Все говорит о том, что взрывной рост сектора электронной торговли продолжится. Итоги работы отрасли и его перспективы обсудили накануне в Кабмине республики.

Как сообщил вице-премьер Татарстана — министр экономики Мидхат Шагиахметов, суммарный оборот продавцов на маркетплейсах в прошлом году превысил 50 млрд рублей.

– Это значительно больше результата 2021 года. Напомню, что программа развития интернет-торговли в Татарстане продлена до 2025 года. Она направлена на создание дальнейших условий для развития отрасли, вовлечение большего количества предпринимателей и ускорение процесса доставки товаров до потребителей, – рассказал глава ведомства.

По его словам, программа развития электронной торговли реализуется по пяти основным направлениям: развитие инфраструктуры, оказание содействия субъектам МСП по выходу на российские маркетплейсы, выход на международные площадки, продвижение и популяризация продукции, проведение обучающих программ.

– Развитие электронной коммерции на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений как для нашей республики, так и для страны в целом. Площадки демонстрируют ускоренные темпы роста и наряду с традиционными торговыми сетями стали привычным способом покупки товаров нашими гражданами, – отметил Шагиахметов.

Маркетплейсы в Татарстане показывают взрывной рост, число продавцов за год удвоилось

Тем не менее, по его словам, хотя татарстанцы уже научились и привыкли покупать товары в сети, продавцы к подобному формату работы привыкли еще не в полной мере. В этом и намеревается помогать республика.

Кстати, сами площадки вкладывают немалые деньги в развитие. К примеру, Ozon вложил 2,5 млрд рублей во вторую очередь фулфилмент-центра и 3,4 млрд вложит в третью очередь логистического центра. Wildberries строит логистический центр на 100 тыс. квадратных метров и тратит 1,4 млрд рублей на сопутствующую инфраструктуру. KazanExpress вкладывает 3,3 млрд на первую очередь фулфилмент-центра.

– В целом электронная коммерция выросла примерно на 50%. У этой отрасли еще есть задел, она будет еще расти, то есть в нее еще можно приходить. Другое дело, если раньше электронная коммерция росла потому, что просто новый рынок появился, то сейчас обычная торговля не растет, а электронная растет. За счет чего? За счет того, что приходит новое поколение, новые покупатели, и за счет того, что частично она поглощает продажи офлайн-магазинов, торговых центров и так далее, – рассказал директор KazanExpress Линар Хуснуллин.

По его словам, в этом году в целом электронная коммерция выросла, но при этом и общая торговля не сильно упала, всего на 3%.

– Сейчас идет запал роста, потому что рынок новый создался, новая экономика создалась, а она пока еще не идет сильно во вред обычной торговле, – поделился спикер.

Он рассказал, что, в отличие от своих основных конкурентов, которые работают уже более 20 лет, KazanExpress на рынке всего пятый год и компания продолжает расти в 3-5 раз в год.

Маркетплейсы в Татарстане показывают взрывной рост, число продавцов за год удвоилось

– Чтобы за таким ростом успевать, нам нужно много новых складов. С централизованной моделью мы с одним складом обеспечиваем основную часть территории России, поэтому склад нам нужен очень большой, – рассказал Хуснуллин, говоря о строящемся логоцентре общей площадью в 1 млн квадратов. – Если мы сейчас 100-150 тысяч заказов в день обрабатываем, то потом сможем 400-450 тысяч заказов в день делать. В три раза оборот компании вырастет. Половина продавцов у нас из Татарстана, соответственно, это деньги, которые зарабатывают граждане.

По словам бизнес-омбудсмена РТ Фарида Абдулганиева, ключевым в деле развития электронной торговли является вопрос инфраструктуры. В Казани в этом плане все уже отлажено и отработано, но в районах республики все не так просто, хотя работа продолжается.

– Жителям Казани не составляет никакого труда заказать любой товар через маркетплейсы. А как же другие города, районы и села? Развитие инфраструктуры в 2022 году изменило картину достаточно сильно. Сейчас так же, как в столице Татарстана, стало в половине районов, – сказал он, признав, однако, что работы еще много.

За год в республике число пунктов приема товаров компаний интернет-торговли выросло с 1 767 до 2 709, число пунктов выдачи – с 4 885 до 6 911. В целом количество объектов инфраструктуры для работы маркетплейсов выросло на 44,5%, достигнув 12,3 тысячи.

По мнению Абдулганиева, для снижения издержек и повышения прибыли предпринимателям, занимающимся электронной торговлей, необходимо использовать для своих товаров разные каналы поставок.

Маркетплейсы в Татарстане показывают взрывной рост, число продавцов за год удвоилось

– Предпринимателям необходимо использовать омниканальность. То есть где-то поставлять товар напрямую, избегая склада маркетплейса, использовать свой сайт или страничку в социальных сетях. Это позволяет избегать финансовой нагрузки от маркетплейса, – отметил спикер.

Тем не менее омбудсмен обратил внимание, что охват у маркетплейсов на порядки больше, чем любой сайт или соцсети.

Прогнозируя будущее, спикер указал, что в ближайшее время следует ожидать выхода на подобные площадки крупных предприятий и создания маркетплейсами собственных экосистем.

– Что касается складской инфраструктуры, то ей мы в Татарстане совершенно не обеспечены. Несмотря на то, что многие крупные маркетплейсы уже вышли на наш рынок, к сожалению, желающих передавать склады центрам электронной торговли очень мало. Что касается складов на территории городов, то их не хватает совсем. Это хорошая ниша для компаний, занимающихся коммерческой недвижимостью, – сообщил чиновник.

Он также сказал, что маркетплейсы за минувший год заплатили 3 млрд рублей налогов – это 1,8% всех поступающих в бюджет республики налогов на прибыль. За два года продавцы маркетплейсов создали более 100 тысяч рабочих мест. Из них 45 тысяч – в 2021 году и 55 тысяч – в 2022 году.

По словам Абдулганиева, в республике многое делают для того, чтобы вовлечь татарстанцев в торговлю на маркетплейсах. Более 2 тысяч человек прошли обучение по работе на электронных торговых площадках. Спикер подчеркнул, что эта работа будет продолжена.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *