береговой линии и водного туризма.
Столица Татарстана богата водными ресурсами. Только 78 километров береговой полосы Волги и 56 километров береговой линии Казанки приходится на Казань. Однако пользоваться богатствами город не спешит. Сегодня лишь 0,5 из 78 километров береговой линии Волги благоустроено. С притоком дела обстоят чуть получше — 4,2 километра из 56.
Мэр Казани Ильсур Метшин неоднократно поднимал данную проблему на всевозможных встречах, сессиях и заседаниях. И вот наконец руки дошли до создания концепции по развитию водной инфраструктуры, которая получила название «Казань — город на воде». Анонсирован проект был на отчетной сессии Казгордумы.
Пока о концепции мало что известно. Власти планируют представить ее в ближайшее время, после чего приступят к реализации. Метшин выразил уверенность, что развитая водная инфраструктура для швартовки судов, событийные мероприятия на воде и парусный спорт «гарантированно увеличат туристический поток, предоставят дополнительные возможности для развития малого и среднего бизнеса, а также привлекут инвестиции в экономику города».
— Исторически жители Казани очень тесно связаны с рекой и имеют потребность в рекреации у воды. Въездной туризм оживляет не только городскую экономику, но и становится вкладом в человеческий капитал нашего города. Погостив в комфортном, безопасном, развивающемся городе, захочется обязательно вернуться в него, а потом и переехать навсегда, — сказал градоначальник.
Что сегодня с речной инфраструктурой в Казани?
Это не первый раз, когда в Казани заговорили о развитии речной инфраструктуры. В городе появлялись проекты и планы. В 2017 году глава Госкомитета Сергей Иванов предложил создать на Волге туристический кластер мирового уровня, однако республика не смогла найти инвесторов, руку помощи не протянул и федеральный бюджет — проект «Пять ветров» оказался забыт.
В 2019 году в столице республики прошло целое заседание Совета по вопросам развития внутреннего туризма при полномочном представителе президента РФ в Приволжском федеральном округе. К сожалению, заседание никаких больших результатов не принесло. Как заявила бывшая руководитель Федерального агентства по туризму (на тот момент действующий руководитель Ростуризма) Зарина Догузова, развитие круизного туризма является одним из приоритетных направлений и имеет особое значение. Однако есть ряд проблем, которые необходимо решить. В первую очередь они связаны с состоянием рек, дна, обмелением. Также есть вопросы по оснащению речного флота новыми судами, подготовкой причалов, а также по точкам притяжения в местах высадки пассажиров. До сих пор в городе отсутствуют пункты общепита и другие инфраструктурные объекты на береговых линиях.
В этом же году был дан старт реновации Казанки, которая продолжается по сей день. По планам вдоль берега реки должны появиться 12 тематических парков. В этом году в рамках одного из этапов реализации «Стратегии развития Казанки» планируется запуск велопешеходного маршрута по Кремлевской дамбе.
В 2020 году, когда все границы были закрыты из-за пандемии, власти города снова подняли вопрос о развитии речной инфраструктуры, но снова никто никуда далеко не уплыл. В 2021-м история продолжилась. В сентябре прошлого года было объявлено о начале проекта реновации территории у Речного порта Казани. Соглашение о намерениях в области комплексного развития территории подписали на Восточном экономическом форуме мэр Казани и первый зампред правления Сбера Александр Ведяхин. Банк вызвался участвовать в структурировании сделок по финансированию проектов комплексной реновации данной промзоны. По предварительным подсчетам, инвестиции составят 500 млрд рублей.
Начали реновацию со строительства жилых домов. Тут планируют построить 337 тысяч квадратных метров жилья, более 20 детских садов, школы на 1 224 места и крупный образовательный кластер, набережную, парки и скверы. Общая площадь осваиваемой территории – 287 гектаров. Застройку первых 6 га начинает компания СМУ-88 по улице Дулата Али. Сдать ЖК планируют в 2031 году, первые четыре дома сдадут в 2025-м. На всю работу по благоустройству территории Речного порта уйдет примерно 10 лет.
А что с туризмом?
Говорить, что в Казани совсем нет речного туризма, нельзя. Маршрутные круизы по Казанке и Волге плавают. Пару лет назад в республике появился маршрут Казань — Болгар — Казань на метеоре «Владимир Нефедов». Стоит сказать, что судно построено аж в 1986 году, однако его перестали эксплуатировать в 2004-м. А в 2015-м теплоход вместе с другими метеорами при поддержке руководства республики прошел глубокую модернизацию и снова вышел в рейс.
По понятным причинам круиз на данный момент не работает. Нового расписания и стоимости билетов пока нет, поэтому мы публикуем данные за 2022 год. «Владимир Нефедов» до Болгара идет два часа. После чего у туристов есть пять часов, чтобы познакомиться с историческим местом республики. Обходилась такая поездка в прошлом году в 400 рублей.
Есть маршрут из столицы республики до Свияжска и обратно. Туда ходит теплоход «Москва-160», построенный в 1984 году. До Свияжска теплоход добирается за два часа и ходит три раза в день в оба направления.
Из Казани на теплоходе можно добраться также и до Чебоксар. И даже не на стареньком теплоходе, а на новеньком «Валдае», который разгоняется до 65 км/в час. Но стоит оговориться, что судно не принадлежит Татарстану — оно чувашское, поэтому маршрут рассчитан не на казанцев и имеет неудобное расписание. Из Казани отправляется в 16:00, а вот уехать обратно из столицы Чувашии можно будет только утром. Путь занимает три часа, за которые необходимо заплатить 600 рублей.
Кстати, это далеко не единственный рейс, который выходит за пределы Татарстана. Из Казани на теплоходе можно добраться до Москвы, Самары, Нижнего Новгорода. Правда, они все, как и рейс до Чебоксар, не республиканские.
Кроме того, с 2017 года запущен межрегиональный туристский проект «Великий Волжский путь», который объединяет 14 субъектов ПФО. Проект нацелен на создание устойчивых транспортных связей между городами, которые находятся на Средней Волге. В основе маршрута лежит исторический Волжский торговый путь, который был частью северной дороги «Великого шелкового пути».
Стоит оговориться, что в республике данный проект пока не развит. В прошлом году Сергей Иванов провел конференцию о старте «Великого Волжского пути», где обозначил проблемы. По его словам, для запуска необходимо наладить передвижение скоростного транспорта. В первую очередь речь идет о таких судах, как «Метеор» и «Валдай». По предварительным подсчетам, к 2024 году планируется создание 9 кораблей, а к 2030-му — уже 27. Строительство полноценного речного пассажирского флота потребует немалых вложений – порядка 18 млрд рублей.
В начале августа прошлого года в Казани запустили речной трамвайчик, гуляющий по Волге с экскурсией. Стоит отметить, что маршрут речного трамвая небольшой – проходит от «Чаши» вдоль панорамы Кремлевской набережной, где хорошо видны все объекты музея-заповедника, идет мимо цирка к храму-памятнику воинам, павшим при взятии Казани, и возвращается назад точно таким же образом. В прошлом году 40 минут экскурсии стоили 900 рублей.
«Речной туризм очень затратный»
Так что же препятствует развитию речного туризма? Самая явная причина — возраст судов. Сегодня последние силы выжимаются из флота, собранного 50-60 лет назад. Причем старая техника не исключает трагедий. Все помнят, как в 2011 году затонула «Булгария». Погибли 122 человека. Судно находилось не в лучшем состоянии.
— Это проблемный вопрос, который мы активно пытаемся решить. Должна произойти революция, касающаяся здания, проходов, предоставления причальных стенок, сервиса. Онлайн-бронирование запустилось, но не работает. Получаем безмерное количество жалоб. Надо делать дорожную карту и начинать с речного порта, — сказала председатель Комитета по туризму казанского исполкома Дарья Санникова.
Отсюда вытекает вторая проблема — нехватка средств. Только один новенький «метеор» стоит порядка 750 миллионов рублей. И снова же тупик, ведь нужен инвестор, которого нет.
— Речной туризм очень затратный. Он подразумевает наличие кораблей. Кроме того, у нас очень короткая навигация – с мая по октябрь. В связи с этим возникает проблема – где держать корабли зимой, ухаживать за ними и ремонтировать, — рассказал директор туристической компании «Стен-трэвел» Леонид Пресс.
Собеседник также обратил внимание на отсутствие причалов, инфраструктуры для туристов, а также заправок для водного транспорта. Поэтому частные катера сдают в аренду на короткий срок, иначе придется возить с собой сотни литров топлива. Гендиректор туристической компании AVT Азамат Сабиров заметил, что строительство заправок могло бы дать толчок к развитию речного туризма.
— У нас река не работает никаким образом. Круизов практически нет, — сказал он.
Он добавил, что все усложняет и процесс, связанный с документами и лицензиями. Например, чтобы возить пассажиров по реке, нужно пройти обучение в Самаре. По мнению Сабирова, выдачей соответствующих документов должны заниматься региональные Государственные инспекции маломерных судов.
Но вот как развить этот речной туризм? Член фракции КПРФ в Госсовете РТ Николай Атласов предлагает создать объединенную компанию, которая могла бы стать единым заказчиком строительства речных судов, возможно, получив финансовую поддержку со стороны федерального центра.
— Может быть, республике стоит обратиться к «Татнефти», которая имеет опыт организации транспортных компаний. Напомню, что за авиакомпанией «ЮВТ-Аэро», а это единственный татарстанский авиаперевозчик, стоит именно «Татнефть», а сама авиакомпания базируется в Бугульме. Возможно, при помощи «Татнефти» удалось бы организовать речные перевозки, — высказал идею Николай Атласов. — Есть другой вариант – обратиться к какой-либо крупной московской речной компании, но надо понимать, что именно она будет снимать все финансовые сливки с этой отрасли. При этом республике еще придется оказывать финансовую поддержку на начальном этапе — как минимум вкладываться в портовую инфраструктуру. Так что этот вариант не очень интересен, — заключил парламентарий.
Читайте также: Татарстан привлечёт туристов через речные круизы
Comment section