Нужны ли таксисты и курьеры татарстанским предприятиям? Разбираемся с призывом главы Минпромторга Олега Коробченко

В качестве решения проблемы дефицита кадров на предприятиях республики министр заявил
В качестве решения проблемы дефицита кадров на предприятиях республики министр
заявил, что молодежь надо приглашать на заводы, чтобы они не пополняли армию
доставщиков и шоферов. Обсудили этот тезис с экспертами рынка труда и
кадровиками.

В Татарстане растет проблема нехватки кадров на промышленных предприятиях. Хотя с сентября 2022 года на заводы оборонно-промышленного комплекса трудоустроились более 5 тысяч человек, текущая потребность в специалистах – 4 тысячи человек, и эта цифра продолжает увеличиваться. Министр промышленности и торговли РТ Олег Коробченко на итоговой коллегии ведомства рассказал, что для решения проблемы необходимо проводить мероприятия по популяризации рабочих профессий среди молодежи. 

— Мы должны сделать все, чтобы огромная армия курьеров и таксистов, разносчиков пиццы приобрели нормальную профессию и работали на наших заводах, — заявил руководитель ведомства. 

Коробченко напомнил, что для привлечения квалифицированных кадров на предприятия республики государство оказывает поддержку работодателям. Так, например, завод, который трудоустроил сотрудника из другого региона, может получить компенсацию в размере до 12 МРОТ. В республике увеличивают мощности колледжей, обучают специалистов по «коротким» программам, запускают проекты строительства арендного жилья для сотрудников. Для притока молодежи реализуются федеральные проекты «Профессионалитет» и «Больше, чем работа».

Кого ждут татарстанские заводы?

Согласно данным hh.ru, в Татарстане открыто около 32 тысяч вакансий, всего 3% из них приходится на отрасль «Промышленное оборудование, техника, станки», еще по 2% приходится на отрасли «Электроника, приборостроение», «Металлургия, металлообработка», «Тяжелое машиностроение». В этих отраслях 10% вакансий приходится на менеджеров по продажам, 8% — на токарей и фрезеровщиков, 7% — на инженеров-конструкторов, 5% — слесарей, по 3% — технологов, кладовщиков, продавцов, и по 2% — водителей, операторов станков с ЧПУ, электромонтажников, бухгалтеров, операторов производственной линии, программистов, сварщиков, сервисных инженеров и разнорабочих.

«Рабочим профессиям практически нигде не учат, а заводы хотят готовых сотрудников»: Нужны ли таксисты и курьеры татарстанским предприятиям?

Диапазон средних предлагаемых зарплат, согласно размещенным вакансиям в отрасли «Металлургия, металлообработка», в Татарстане составляет 52 000-115 000 рублей, в отрасли «Электроника, приборостроение» — 40 000-75 000 рублей, в отрасли «Тяжелое машиностроение» — 50 000-114 000 рублей, в отрасли «Промышленное оборудование, техника, станки и комплектующие» — 50 000-115 000 рублей. Самую высокую зарплату работодатели предлагают токарям и фрезеровщикам — в среднем 110 тысяч рублей, сварщикам – 98 тысяч рублей и операторам станков с ЧПУ — 86 тысяч рублей.

Действительно ли татарстанские заводы остро нуждаются в кадрах? Чтобы выяснить это, KazanFirst воспользовался сайтом «Работа России» – с 1 января 2022 года все работодатели обязаны размещать там информацию об открытых вакансиях. 

От АО «КМПО» на сайте размещено 117 вакансий. Зарплатные предложения зависят от должности и квалификации сотрудников. Так, например, разнорабочий на предприятии может получать до 19 000 рублей в месяц, фрезеровщик и инженер-конструктор – до 42 000 в месяц, а токарь-расточник – до 93 800 в месяц. 

«Рабочим профессиям практически нигде не учат, а заводы хотят готовых сотрудников»: Нужны ли таксисты и курьеры татарстанским предприятиям?

КАМАЗом на портале «Работа России» открыто больше всего вакансий – свыше 1 200. Электрогазосварщику здесь предлагают заработную плату до 60 000 рублей, наладчику с ЧПУ – до 65 000 рублей, а инженеру-программисту – до 100 000 рублей. Напомним, что генеральный директор КАМАЗа  Сергей Когонин на закрытом заседании Совета безопасности заявил, что скоро предприятию будет не хватать 20 тысяч сотрудников. По итогам 2022 года численность персонала по всей группе технологической цепочки КАМАЗа составила 31 369 человек. 

Рассмотрим вакансии на предприятиях оборонно-промышленного комплекса республики. На Казанском авиационном заводе имени С.П.Туполева сотрудники не требуются – на сайте не размещено ни одной вакансии. На Казанском вертолетном заводе ситуация поинтереснее – 65 размещенных вакансий. Предложения по заработной плате варьируются от 19 000 (распределитель работ) до 40 000 (слесарь-инструментальщик).От Казанского порохового завода размещено 90 вакансий. Грузчик здесь может зарабатывать до 40 000 рублей в месяц, конструктор-инженер 1 категории – 45 000 рублей, фрезеровщик – до 70 000, слесарь кипиа – до 80 000 тысяч рублей, а сборщик специзделий – до 90 тысяч рублей. На АО «ПОЗИС» открыто более 300 вакансий, самая маленькая зарплата предлагается фельдшеру – всего 20 000 рублей, самая большая – наладчику автоматов и полуавтоматов – до 70 000 рублей. На Зеленодольском судостроительном заводе имени Горького открыто свыше 350 вакансий, из них самая привлекательная – начальника управления по промышленности, которому предлагают до 80 000 рублей. Токарь-расточник здесь может рассчитывать на зарплату до 62 800 рублей, а фрезеровщик – до 50 000.

«Рабочим профессиям практически нигде не учат, а заводы хотят готовых сотрудников»: Нужны ли таксисты и курьеры татарстанским предприятиям?

Очевидно, что заработная плата рабочего будет зависеть от его образования, опыта и умений. Например, на Зеленодольском судостроительном заводе кандидат без опыта работы может претендовать на должность комплектовщика – в требованиях даже не указано наличие среднего специального или высшего образования, главное, чтобы соискатель был дисциплинированным и коммуникабельным. Зарабатывать такой комплектовщик может до 19 830 рублей. Но для того, чтобы переучить условного таксиста или курьера на фрезеровщика или газосварщика, потребуется время. 

«Рабочим профессиям практически нигде не учат, а заводы хотят готовых сотрудников»

Директор рекрутинговой компании «Бизнес-партнер» Юлия Касилова считает, что на завод курьеры и таксисты работать не пойдут. Причин здесь несколько. Во-первых, работая курьерами или таксистами, они могут заработать больше, чем на заводе. Во-вторых, у них свободный график, и это позволяет им учиться или работать где-то еще, а это удобно и выгодно по деньгам. Поэтому для того, чтобы они пошли на завод, нужно повышать зарплату на заводах. Хотя бронь от частичной мобилизации является серьезным преимуществом для молодых людей – именно поэтому показатели трудоустройства на предприятиях ОПК выросли, уверена эксперт.

Касилова добавила, что болезненным вопросом остается требование профильного образования.

– Сейчас рабочим профессиям практически нигде не учат, а заводы хотят готовых сотрудников. Здесь обязательно нужно развивать сеть подготовки работников для заводов, рекламировать ее среди молодежи для того, чтобы эти профессии были более популярными, – сказала эксперт. 

«Рабочим профессиям практически нигде не учат, а заводы хотят готовых сотрудников»: Нужны ли таксисты и курьеры татарстанским предприятиям?

Она добавила, что верхняя планка по возрасту кандидатов в последнее время сдвинулась в сторону 50-55 лет. Заводы охотно принимают специалистов предпенсионного возраста. Рынок производства растет – как в силу военной тематики госзаказов, так и в силу того, что российские компании занимают ниши, оставленные зарубежными. 

– Поэтому количество вакансий сейчас не уменьшается, оно скорее увеличивается, и дефицит рабочих профессий очень проблемный, – заметила эксперт.

Нагрузку рабочего выдержит не каждый

Директор ООО «Инженерно-производственный центр Бугульма» Ольга Айдуганова сообщила, что главное в сотруднике – дисциплинированность и желание работать, а не его возраст. Предпринимательница уверена, что о том, что их не взяли на работу на конкретное предприятие, заявляют люди, которые изначально не хотели работать. Она привела пример, когда на ее предприятие трудоустроились два студента и через несколько месяцев уволились.

– Они почему-то решили, что у них свободное посещение: позволяли себе приходить на работу к 9 или 10 часам, хотя у нас рабочий день с 7 часов. Мы 2-3 месяца на это посмотрели и с ними расстались. Это вопрос конкретного человека, у которого не получилось, – пояснила Айдуганова.

Дефицит сотрудников действительно есть, особенно он заметен среди рабочих профессий – технологов и конструкторов. Предпринимательница сомневается, что таксисты и курьеры готовы работать так, как от них требуют, потому что это тяжелая физическая и интеллектуальная работа, выполнять которую смогут не все. 

«Рабочим профессиям практически нигде не учат, а заводы хотят готовых сотрудников»: Нужны ли таксисты и курьеры татарстанским предприятиям?

По ее словам, на ее завод устроился мужчина, работавший таксистом. Спустя время он понял, что прошлая работа нравилась ему больше, и вернулся за «баранку».

– Молодым хочется всего и сразу. Они почему-то думают, что, приходя на работу и при этом ничего не умея, у них сразу будет хорошая зарплата. Но там есть определенный карьерный рост. Приходишь, получаешь навыки, и со временем тебя переводят на более высокооплачиваемую должность, – добавила Айдуганова.

«Мы рады всем сотрудникам, которые проявляют инициативу»

Как одно из крупных предприятий Татарстана «Нэфис Косметикс» так же испытывает дефицит общепроизводственного персонала. В пресс-службе компании KazanFirst сообщили, что на завод требуются наладчики, операторы, лаборанты, грузчики, фасовщики, электромонтеры, водители.

– Устроиться молодому специалисту можно и без опыта работы. Мы рады всем сотрудникам, которые проявляют инициативу, готовы учиться и приносить результат. В прошлом году 15% всех нанятых новых сотрудников составили молодые специалисты. На предприятии действует система наставничества, направленная на развитие молодого поколения специалистов. «Нэфис Косметикс» активно инвестирует в профессиональное обучение сотрудников, проводит тренинги, – рассказали в пресс-службе.

Кроме того, «Нэфис Косметикс» сотрудничает с вузами и ссузами Казани, проводит дни открытых дверей и авторские мастер-классы для студентов. 

– В настоящее время на предприятии трудится 2 700 человек. В 2022 году средняя заработная плата увеличилась на 30% и составила 63 тысячи рублей. Если говорить о других мотивационных факторах,  на нашем предприятии действует частичная компенсация питания. Также все наши сотрудники получают наборы бытовой химии на праздники несколько раз в год. На территории комбината действует оснащенный медицинский пункт, где рабочие могут в любое время получить квалифицированную медицинскую помощь, – сообщили в компании. 

В свою очередь директор пивоваренного завода «Белый Кремль» Ильдар Залаков  рассказал KazanFirst, что на их предприятии готовы принимать сотрудников и без опыта. 

— Конечно, на те позиции, где не требуется профильное специальное образование, мы рады всем кандидатам. У нас внедрена система обучения, поэтому базовым навыкам мы научим на месте без отрыва от производства. А взамен человек помимо знаний и умений, получит расширенный социальный пакет и гарантии, — подчеркнул собеседник.

Работа таксистом или курьером — это работа для тех, кто не хочет напрягать мозг

Председатель регионального отделения партии «Справедливая Россия» Альмир Михеев поддержал Олега Коробченко и согласился, что развитие сферы услуг оттягивает трудовые ресурсы. В то же время он напомнил, что так запросто курьера или таксиста станочником с ЧПУ не сделаешь. Оператор или технолог современного станка – это интеллектуальная работа, которой надо учиться. Работа таксистом или курьером на постоянной основе не требует специальных знаний, поэтому такая работа более привлекательна для тех, кто не хочет напрягать мозг. 

«Рабочим профессиям практически нигде не учат, а заводы хотят готовых сотрудников»: Нужны ли таксисты и курьеры татарстанским предприятиям?

– Кроме того, сами предприятия не очень рекламируют себя. Что за радость условно «крутить гайки на КВЗ»? А вот если «Делать лучшие в мире вертолеты и получить за это достойную зарплату», то это уже и звучит привлекательнее, а если еще и уровнем зарплат подтвердить, то кадры будут. На нашем предприятии я всегда говорю сотрудникам,что мы здесь, «чтобы делать лучшие в России имплантаты и инструменты для ортопедии и спинальной хирургии», и зарплаты у операторов от 80 000, а у технологов от 120 000 на руки. Пока держимся, кадрами укомплектованы, текучки нет, – рассказал Михеев, владеющий предприятием «Анатомика».

«Не модно сегодня быть оператором ЧПУ, когда у нас нет своего производства и современных станков»

Первый секретарь комитета регионального отделения партии «Коммунисты России» в Республике Татарстан Альфред Валиев подчеркнул, что предприятия нуждаются в 4 тысячах квалифицированных специалистов, а не простых людей без каких-либо сопобностей. При этом экономика должна ускоренными темпами переходить на военные рельсы, а значит, потребность в специалистах вырастет в разы. Политик сомневается, что республика готова к этому вызову.

– Что мы имеем сегодня? За двадцать пять лет закрыли 66 военных учебных заведений, только одних военных специалистов страна не получила более миллиона человек! Что говорить про гражданскую сферу или область науки и фундаментальных исследований! Аспирант, занимающийся серьезными проектами в ведущем республиканском вузе, трудоустроен на 1/150 часть ставки! Куда это годится? Что за условия, как жить, как семью содержать? Оттого молодежь и бежит туда, где больше платят. И не только из науки, а вообще из всего. Единицы остаются в профессии, – негодует Валиев.

Возвращаясь к высказыванию Коробченко, политик напомнил, что на заводах ждут квалифицированного специалиста, которого еще нужно выучить и вложить в это большие деньги и время.

– Кто это будет делать? Государство, бизнес? В России до сих пор молодых специалистов-выпускников на оборонные заводы, на соответствующие должности, берут кое-как, зарплату им платят пустяковую, да и социальные условия, если честно, вообще никакие. Заводу или крупной фирме проще перекупить специалиста, чем с нуля вырастить, — на времени сэкономят. А по-настоящему талантливых ученых или разработчиков Запад перекупает на корню, с первых курсов студентов наших ищут, опекают и к себе увозят, – рассуждал народный избранник. 

Он согласился, что Коробченко озвучил важную проблему и даже предложил решение – поставить всех к станку, но нехватка кадров появилась не вчера, это целый комплекс упущений, которые не решить наскоком. Проблема началась со времен, когда сначала разрушили систему ПТУ — среднее техническое профобразование, а потом подготовку инженеров поменяли на экономистов, юристов и менеджеров. 

«Рабочим профессиям практически нигде не учат, а заводы хотят готовых сотрудников»: Нужны ли таксисты и курьеры татарстанским предприятиям?

– Не модно сегодня быть оператором ЧПУ, когда у нас своего производства современных станков нет. Не престижно быть конструктором самолетов, которых у нас строят единицы, тяжело заниматься наукой, когда не можешь воплотить результаты исследований в жизнь. Да, не в одних деньгах дело. Нашим людям, помимо хороших зарплат, важен результат своего труда, рабочий коллектив, условия работы, внимание в конце концов! – высказался Валиев.

При этом политик считает неправильным заявлять с трибуны о том, что таксисты, курьеры и разносчики пиццы — это ненормально. Ненормально, когда инженер высокой квалификации попадает под оптимизацию и вынужден идти в таксисты. Еще более ненормально, когда молодой человек, заканчивая вуз по технической специальности, не видит перспектив для себя и становится менеджером, продающим запчасти через интернет. Этим тоже нужно заниматься, уверен Валиев, но для этого нужна иная квалификация.

– Да и вообще, в истории никогда такого не было, чтобы неквалифицированные кадры могли заменить специалистов без соответствующей подготовки! В век новых технологий на одной только смекалке и золотых руках далеко не уедешь. Предприятиям нужны кадры, технологии и современная материально-техническая база, – сказал депутат и рекомендовал чиновникам вплотную заняться этим вопросом.

Качество образования в России не позволяет готовить никого, кроме курьеров

Президент SuperJob Алексей Захаров прагматично заявил, что рынок труда – это такой же рынок и что если курьерам за неквалифицированный труд платят больше, чем квалифицированным рабочим на предприятиях, то люди идут в курьеры. 

Эксперт считает, что для того, чтобы «огромная армия курьеров» приобрела «нормальную профессию и работала на заводах», нужно всего две маленькие вещи. Во-первых, начать заниматься образованием детей с детских садов и младшей школы.

– Зарплаты учителей и их статус сегодня совершенно не соответствуют требованиям
сегодняшнего дня. Качество обучения в большинстве школ никого, кроме курьеров,
готовить не позволяет. Для 90% детей в стране образование заканчивается в младшей школе. Средняя школа и около 70% вузов – это просто социальная передержка молодежи, – привел данные Захаров.

«Рабочим профессиям практически нигде не учат, а заводы хотят готовых сотрудников»: Нужны ли таксисты и курьеры татарстанским предприятиям?

Во-вторых, необходимо создавать условия для развития промышленности. А это налоговая политика, тарифная политика, ставка Центробанка. Ни один бизнес не может решить такие задачи, нужна государственная политика, рассчитанная на десятилетия. Четкая постановка совершенно конкретных целей для развития страны. А таких целей сейчас нет, заявил эксперт.

– Мы, конечно, «должны сделать все», но это пустые слова ни о чем. Подобные декларации никакой конкретики не содержат. Вот это «сделать все» должно быть предельно понятным и конкретным. Например, «мы должны в пять раз увеличить зарплату учителям младших классов в ближайшие три года и в три раза поднять требования к их квалификации, и это то, чем я лично займусь», – понятно, о чем речь. «Мы должны снизить налоги на промышленные предприятия в два раза в этом году и снизить ставки для кредитов на развитие промышленных предприятий в три раза в этом году» – понятно, о чем речь, — сказал Захаров.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *