«Санкции на российскую нефть слегка переоценены»: «Татнефть» не заметила эмбарго
После начала действия ограничительных мер объем переработки нефти на ТАНЕКО вырос на 0,2%. Обсудили с аналитиками, как компании удалось перенаправить поставки и сократится ли добыча и переработка нефти на татарстанских НПЗ в ближайшие месяцы.
Добыча нефти и газа в Татарстане в январе 2023 года на 2,5% выше, чем в январе 2022 года. Нефтепереработка тоже выросла – производство кокса и нефтепродуктов в феврале выросло на 0,2% по сравнению с уровнем января. В целом нефтепереработка в Татарстане на 25% выше, чем в январе 2021 года, и на 0,2% ниже, чем в январе 2022 года.
Напомним, что европейское эмбарго на поставки сырой нефти морским путем вступило в силу 5 декабря, а с 5 февраля 2023 года введено эмбарго на российские нефтепродукты. Потолок предполагает два уровня предельной цены: 100 долларов за баррель бензина и дизельного топлива и 45 долларов для мазута и нафты. Предельная цена на нефть установлена на уровне 60 долларов за баррель. Эксперты считают, что ограничения не привели к снижению добычи нефти в России благодаря тому, что компании смогли перестроить логистику поставок в Азию и на внутренний рынок.
Не заметила санкций и «Татнефть» – несмотря на вступление в силу эмбарго на импорт российской нефти и нефтепродуктов, добыча нефти в Татарстане выше, чем до СВО, санкций и эмбарго. Однако ситуация может измениться, если нефтяные компании сократят добычу нефти, как об этом предупреждал вице-премьер России Александр Новак.
«Ткнул трубу в землю - нефтюшка-кормилица из недр побежала»
Член Совета директоров ООО «Банк БКФ» Максим Осадчий заметил, что до спецоперации экспорт нефти и газа был самым прибыльным для России направлением. Этот способ не является капитало- и трудоемким и использует естественное конкурентное преимущество страны - большие запасы углеводородов.
- Ткнул трубу в землю - нефтюшка-кормилица из недр побежала, вот и сиди, Ваня, на печи, жуй калачи. Но санкции изменили эту благостную картину и вынудили Россию изменить экономическую стратегию в сторону наращивания нефтепереработки и экспорта продуктов нефтепереработки. Это не так выгодно, поскольку требует дополнительных инвестиций, переработка нефти требует дополнительных издержек. Но эта диверсификация позволяет расширять спрос и получать дополнительную выручку, – пояснил Осадчий.

Основными направлениями экспорта продуктов нефтепереработки стали Азия (в первую очередь Китай и Индия) и Африка. В частности, Африка активно занимается реэкспортом российских нефтепродуктов в Европу.
Эксперт обратил внимание на то, что некоторые нефтепродукты Россия активно импортировала из ставших «недружественными» стран и из-за санкций возникла необходимость импортозамещения этих нефтепродуктов. Кроме того, значительный объем нефтепродуков нефтяные компании перенаправили на внутренний рынок.
– В любом случае эта диверсификация позволяет повышать устойчивость по отношению к санкционным шокам. Такая диверсификация является экономически оправданным ответом на санкционные ограничения, – сказал Осадчий.
Главный аналитик СОЛИД Брокер Дмитрий Донецкий добавил, что сокращение экспорта нефтепродуктов началось еще в 2022 году, когда европейские покупатели добровольно отказывались от предлагаемых нами объемов. Сейчас же, после ввода эмбарго, этот процесс просто стал легализованным в этих странах. Россия уже успела перенаправить экспортные потоки в Азию, а с начала года вырос и внутренний спрос. Более того, потолок цен на нефтепродукты сейчас даже выше фактических цен реализации. Поэтому НПЗ, как это ни странно, загружены почти на максимум.
Эксперт добавил, что на увеличение нефтепереработки в первую очередь повлияли внутренний спрос на фоне низкой базы конца 2022 года, а также восстановление спроса в Азии на фоне снятия ограничительных антиковидных мер в Китае.
- Отметим также фактор снижения компенсаций нефтекомпаниям по демпферу, что приводит к росту цен бензина и других нефтепродуктов внутри России. Вполне очевидно ожидать покупки трейдерскими компаниями топлива впрок, - сказал Донецкий.
«Татнефть» большую часть продукции направляет на внутренний рынок
Специалист департамента стратегических исследований Total Research Ярослав Островский подтвердил, что введение потолка цен на нефтепродукты в России на данный момент не наблюдается. В феврале нефтяные компании увеличили нагрузку НПЗ, а среднесуточный объем переработки вырос на 0,2% по сравнению с январем.
– Экспорт нефти и нефтепродуктов после введения эмбарго западными странами продолжает расти за счет дисконта и смены рынков сбыта. Также страны, которые ввели ограничения, ускоренно закупались до начала действия своих же санкций. Поставки нефтепродуктов особенно сильно увеличились в страны Африки. И нет сомнений, что благодаря ряду оговорок и умению обходить санкции часть российской продукции попадает в Европу, – рассказал собеседник.
Островский добавил, что на рост нефтепереработки также оказывают положительное влияние выплаты по демпферному механизму и рост внутреннего спроса. Собеседник предположил, что в марте такая тенденция сохранится, несмотря на ожидаемое сокращение добычи нефти. Однако в апреле объемы переработки нефти могут немного снизиться за счет сокращения демпфера и ухода НПЗ на плановое обслуживание.

– Одна из крупнейших нефтедобывающих и перерабатывающих компаний «Татнефть», возможно, пострадает от сложившейся ситуации меньше остальных. По планам властей региона нефтепереработка в 2023 году должна вырасти на 6% и основные объемы - на предприятиях «Татнефти». При этом компания сокращает долю экспорта и большую часть продукции направляет на внутренний рынок, что защищает ее от воздействия эмбарго, – рассуждает Островский.
Он добавил, что поиск новых экспортных рынков сбыта и изменение логистики поставок все же окажут негативное влияние на доходы компании и увеличат затраты. В целом «Татнефть» чувствует себя уверенно, имея финансовую подушку на своих счетах и отрицательный чистый долг. Островский уверен, что накопленных денег достаточно для развития новых направлений бизнеса и расширения уже существующих.
– Снижение демпферных выплат с апреля так же не окажет существенного влияния на компанию, так как «Татнефть» развивает внутренний рынок. Дальнейшее сокращение экспортных отгрузок в пользу увеличения продаж внутри страны благоприятно скажется на деятельности предприятий. Вероятно, сокращение нефтепереработки у «Татнефти» может быть только в связи с плановым техобслуживанием НПЗ, – поделился своим мнением эксперт.
Нефтепереработка будет умеренно сокращаться
Аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман предположил, что в марте объем нефтепереработки перейдет к снижению, потому что компаниям необходимо устойчиво перенаправить все поставлявшиеся ранее на европейский рынок нефтепродукты. По мнению эксперта, это будет сложно сделать, в связи с чем мартовское снижение добычи во многом будет трансформировано в снижение загрузки НПЗ – экспортировать сырую нефть существенно проще, чем нефтепродукты.
– Дополнительной причиной умеренного снижения объема нефтепереработки (на наш взгляд, около 5-8%) станет снижение выплат по демпферу в рамках корректировки демпферного механизма, которая направлена на снижение расходов бюджета. Полагаем, что «Татнефть» вместе с сектором будет вынуждена умеренно сократить нефтепереработку, – сообщил Кауфман.

Аналитик напомнил, что ТАНЕКО является одним из наиболее современных НПЗ в России, в связи с чем для «Татнефти» сокращение объемов переработки станет негативным фактором. При этом он добавил, что негатив уже во многом учтен в снизившихся за последние несколько месяцев акциях компании.
– Наша текущая целевая цена по обыкновенным акциям «Татнефти» составляет 383,2 рубля, что соответствует апсайду 14%, – сказал эксперт.
Дмитрий Донецкий уверен, что «Татнефть» легко пройдет текущий период турбулентности на рынках. Даже если часть контрагентов откажется от нефтепродуктов, у компании должны быть и другие каналы продаж. К тому же внутренний спрос может поддержать загрузку НПЗ.
- В целом, на наш взгляд, санкции на российскую нефть и нефтепродукты слегка переоценены - как мы видим по оперативным данным, компании с ними справляются, - резюмировал эксперт.