Татарстана требует многомиллиардных вложений, продолжая рассыпаться в прах, –
более тысячи аварий в год. Между тем проблему обращения с канализационными
отходами здесь решают так технически эффективно, что опыт перенимает вся
страна.
В Казани накануне депутаты и чиновники обсудили проблемы и успехи коммунальной инфраструктуры. И те и другие впечатляют. В городе износ сооружений водоснабжения, канализации превышает 70%, а на реконструкцию требуются десятки миллиардов рублей. Из хорошего – в столице окончательно и бесповоротно решили проблему иловых осадков, полностью перерабатывая все канализационные отходы в подлежащий вторичному использованию продукт.
В ходе выездного заседания Комитета Госсовета РТ по жилищной политике и инфраструктурному развитию парламентарии ознакомились с внедренной в республике системой термомеханической обработки илового осадка на базе городского «Водоканала».
– Иловые поля в Казани эксплуатировались более 50 лет, так что, конечно, проект долгожданный. Сегодня объект уже год как работает. На иловые поля мы больше ничего не вывозим, все 100% перерабатываются в этом цехе, – поделился глава «Водоканала», депутат Госсовета Андрей Егоров.
Иловые поля, которые все эти полвека являлись «экологической бомбой замедленного действия», больше не используются и находятся на рекультивации.
Технологию работы с илом Егоров описал просто – «сушка и осадка». Он подчеркнул, что никакого сжигания в цеху не происходит. От себя отметим, что такая технология применяется в других регионах, но она дороже, менее экологична, а в результате все равно получаются отходы, в то время как результатом казанской системы является именно продукт, у которого уже есть несколько способов применения. Выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух тоже нет, а вода, которая выделяется в результате всех этих манипуляций, очищается, обеззараживается и сливается в Волгу.
Напомним, строительство первой линии стоимостью 1,7 млрд рублей началось в декабре 2018 года на собственные средства «Водоканала» и завершилось в 2021 году. Технология заключается в том, что иловый осадок, полученный после очистки сточных вод, поступающих со всего города на БОСК, сначала обезвоживается на центрифугах до влажности 75%, а затем высушивается в сушильных барабанах. Полученная вода проходит дополнительную очистку, а высушенный осадок приобретает форму обеззараженного гранулята. После сушки гранулы от 3 до 8 мм поступают на промежуточное хранение в силосы. В сутки цех перерабатывает порядка 350-450 тысяч кубов жидких отходов.
– Мы получаем гранулы с разной степенью влажности, в зависимости от того, что нужно заказчику. Сейчас мы получили сертификаты биотоплива и технического грунта, то есть можно использовать как техническое удобрение, – рассказал спикер.
Планируется, что будут еще некие сертификаты, позволяющие применять гранулят в новом качестве, но подробности Егоров говорить отказался наотрез.
– На данный момент у нас все 100% забирают цементные заводы – в основном «Мордовцемент», – добавил глава «Водоканала».
На наш вопрос, почему все забирают цементные заводы, хотя у гранулята могут быть разные применения, Егоров ответил более чем лаконично: «Кто первый встал – того и тапки».
Он рассказал, что сейчас эту практику планируется тиражировать в разных регионах России.
– С некоторыми изменениями, дополнениями, но это первая такая установка в России, и все специалисты продолжают на ней учиться, – подчеркнул Егоров.
– Когда мы по утрам просыпаемся и открываем кран, то не думаем, откуда берется вода. То же самое, когда пользуемся туалетом. Только деревенский житель, который вышел и заморозил свой организм, на колодец сходил, четко понимает, что к чему, – говорит председатель комитета Госсовета по жилищной политике и инфраструктурному развитию Александр Тыгин. – Сейчас водоснабжение и водоотведение – самая концентрированная часть всех проблем ЖКХ, можно сказать, гордиев узел. Мы в одном хозяйстве видим от 50-летней давности инфраструктуру до ультрасовременного объекта, какого нет нигде в стране. Если мы получим объекты принципиально такого плана во всех городах республики, это будет идеальная составляющая.
Он также напомнил о проблеме жидких бытовых отходов в индивидуальных жилых хозяйствах.
– Мы вообще не знаем, куда там деваются отходы. И законодательство этот вопрос не очень регулирует. Так что наша задача – вникнуть в суть этой практики и сделать так, чтобы законы республики, а при необходимости мы выступим и с инициативой в федеральное законодательство, помогли разрешить эту проблему. Помогли найти то решение, при котором бремя не ляжет на потребителя, – заявил Тыгин. – Если мы все переведем в тариф, это будет просто «золотая» вода. А здесь мы видим федеральные деньги, региональное участие. И потом, республиканские власти четко понимают стратегию, а городские власти знают, как это сделать. Вот он, очень удачный проект. Так что когда мы говорим, что все плохо, это неправда. У нас есть на что посмотреть, на что оглянуться. Когда мы говорим, что есть серьезные проблемы, – это правда, но их можно и нужно решать.
К слову о проблемах — их в ходе заседания тоже активно обсуждали. Самая значимая из них – критически ветхая коммунальная инфраструктура.
– Самые «молодые» трубы были построены в 30-х годах. Есть износ сооружений водоснабжения, канализации более 70%. Сегодня мы работаем с федеральным центром и с министерством ЖКХ РТ, при поддержке раиса республики Рустама Минниханова: мы хотим, чтобы у нас были федеральные программы, которые коснутся не только сооружения, но и реконструкции сетей воды и канализации. Проекты есть, частично мы заявились на 2023-2024 годы, но те суммы, на которые мы заявились, – на два года 800 млн рублей, притом, что у нас недоремонт на десятки миллиардов рублей, это для нас мало. Так что продолжаем работать. У нас есть основная инвестпрограмма, есть дополнительные до 2028 года, – рассказал Егоров.
По его словам, в этом году завершается реконструкция коллектора на Чистопольской.
– Есть и другие коллекторы, которые нуждаются в реконструкции. Буквально в марте было три провала – на Технической, на Камалеева и на Дубравной. Сети изношены, прошли путь невозврата. Им уже более 50 лет – естественно, нужно их реконструировать, – сообщил спикер.
Тыгин уточнил, что именно весна – самое «аварийное» время в работе систем ЖКХ, поскольку происходят перепады воды, температуры и движение грунта.
В прошлом году случилось более 1,1 тысячи аварий на сетях водоснабжения и водоотведения. Сейчас на балансе казанского «Водоканала» находится более 3,5 тысячи км сетей, один поверхностный и 10 грунтовых водозаборов, 190 насосных станций, очистные сооружения канализации. Два года назад на предприятии дали старт реализации самого крупного объекта в рамках нацпроекта «Оздоровление Волги» – реконструкции биологических очистных сооружений канализации производительностью 650 тыс. кубометров в сутки. Проект планируется завершить в 2024 году.
В целом по республике сейчас эксплуатируется более 2,4 тысячи систем централизованного водоснабжения, протяженность водопроводных сетей составляет порядка 18,6 тысячи км, из них ветхие и требуют замены около 6 тысяч км (более 30%). В Татарстане также действуют 79 систем водоотведения, протяженность канализационных сетей составляет более 4,8 тысячи км, из них ветхие и требуют замены 1,8 тысячи км (38%).
Как сообщил начальник управления ЖКХ Минстроя РТ Айрат Галлямов, в 2010-2022 годах по республиканской программе по обеспечению населения питьевой водой построено и реконструировано более 3 тысяч км водопроводной сети, 469 водопроводных башен и 474 артезианских скважины. Общий объем финансирования составил более 9 млрд рублей. В этом году планируется построить и капитально отремонтировать 126 объектов водоснабжения в 45 районах республики. Лимит финансирования определен в 1,3 млрд рублей.
В рамках программ модернизации систем водоотведения в 2014-2022 годах выполнено 155 мероприятий почти на 5 млрд рублей. В этом году запланированы работы по 12 объектам на 389 млн рублей.
Comment section