Рассказываем о городе контрастов: древняя водная инфраструктура в столице Татарстана требует многомиллиардных вложений, продолжая рассыпаться в прах, – более тысячи аварий в год. Между тем проблему обращения с канализационными отходами здесь решают так технически эффективно, что опыт перенимает вся страна. 

Коммунальные сети Казани дышат на ладан, пока уникальный цех превращает весь городской ил в топливо

Рассказываем о городе контрастов: древняя водная инфраструктура в столице Татарстана требует многомиллиардных вложений, продолжая рассыпаться в прах, – более тысячи аварий в год. Между тем проблему обращения с канализационными отходами здесь решают так технически эффективно, что опыт перенимает вся страна. 

В Казани накануне депутаты и чиновники обсудили проблемы и успехи коммунальной инфраструктуры. И те и другие впечатляют. В городе износ сооружений водоснабжения, канализации превышает 70%, а на реконструкцию требуются десятки миллиардов рублей. Из хорошего – в столице окончательно и бесповоротно решили проблему иловых осадков, полностью перерабатывая все канализационные отходы в подлежащий вторичному использованию продукт.

В ходе выездного заседания Комитета Госсовета РТ по жилищной политике и инфраструктурному развитию парламентарии ознакомились с внедренной в республике системой термомеханической обработки илового осадка на базе городского «Водоканала».

– Иловые поля в Казани эксплуатировались более 50 лет, так что, конечно, проект долгожданный. Сегодня объект уже год как работает. На иловые поля мы больше ничего не вывозим, все 100% перерабатываются в этом цехе, – поделился глава «Водоканала», депутат Госсовета Андрей Егоров.

Иловые поля, которые все эти полвека являлись «экологической бомбой замедленного действия», больше не используются и находятся на рекультивации.

Коммунальные сети Казани дышат на ладан пока уникальный цех превращает весь городской ил в топливо

Технологию работы с илом Егоров описал просто – «сушка и осадка». Он подчеркнул, что никакого сжигания в цеху не происходит. От себя отметим, что такая технология применяется в других регионах, но она дороже, менее экологична, а в результате все равно получаются отходы, в то время как результатом казанской системы является именно продукт, у которого уже есть несколько способов применения. Выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух тоже нет, а вода, которая выделяется в результате всех этих манипуляций, очищается, обеззараживается и сливается в Волгу.

Напомним, строительство первой линии стоимостью 1,7 млрд рублей началось в декабре 2018 года на собственные средства «Водоканала» и завершилось в 2021 году. Технология заключается в том, что иловый осадок, полученный после очистки сточных вод, поступающих со всего города на БОСК, сначала обезвоживается на центрифугах до влажности 75%, а затем высушивается в сушильных барабанах. Полученная вода проходит дополнительную очистку, а высушенный осадок приобретает форму обеззараженного гранулята. После сушки гранулы от 3 до 8 мм поступают на промежуточное хранение в силосы. В сутки цех перерабатывает порядка 350-450 тысяч кубов жидких отходов.

Коммунальные сети Казани дышат на ладан пока уникальный цех превращает весь городской ил в топливо

– Мы получаем гранулы с разной степенью влажности, в зависимости от того, что нужно заказчику. Сейчас мы получили сертификаты биотоплива и технического грунта, то есть можно использовать как техническое удобрение, – рассказал спикер.

Планируется, что будут еще некие сертификаты, позволяющие применять гранулят в новом качестве, но подробности Егоров говорить отказался наотрез.

– На данный момент у нас все 100% забирают цементные заводы – в основном «Мордовцемент», – добавил глава «Водоканала».

На наш вопрос, почему все забирают цементные заводы, хотя у гранулята могут быть разные применения, Егоров ответил более чем лаконично: «Кто первый встал – того и тапки».

Он рассказал, что сейчас эту практику планируется тиражировать в разных регионах России.

– С некоторыми изменениями, дополнениями, но это первая такая установка в России, и все специалисты продолжают на ней учиться, – подчеркнул Егоров.

Коммунальные сети Казани дышат на ладан пока уникальный цех превращает весь городской ил в топливо

– Когда мы по утрам просыпаемся и открываем кран, то не думаем, откуда берется вода. То же самое, когда пользуемся туалетом. Только деревенский житель, который вышел и заморозил свой организм, на колодец сходил, четко понимает, что к чему, – говорит председатель комитета Госсовета по жилищной политике и инфраструктурному развитию Александр Тыгин. – Сейчас водоснабжение и водоотведение – самая концентрированная часть всех проблем ЖКХ, можно сказать, гордиев узел. Мы в одном хозяйстве видим от 50-летней давности инфраструктуру до ультрасовременного объекта, какого нет нигде в стране. Если мы получим объекты принципиально такого плана во всех городах республики, это будет идеальная составляющая.

Он также напомнил о проблеме жидких бытовых отходов в индивидуальных жилых хозяйствах.

– Мы вообще не знаем, куда там деваются отходы. И законодательство этот вопрос не очень регулирует. Так что наша задача – вникнуть в суть этой практики и сделать так, чтобы законы республики, а при необходимости мы выступим и с инициативой в федеральное законодательство, помогли разрешить эту проблему. Помогли найти то решение, при котором бремя не ляжет на потребителя, – заявил Тыгин. – Если мы все переведем в тариф, это будет просто «золотая» вода. А здесь мы видим федеральные деньги, региональное участие. И потом, республиканские власти четко понимают стратегию, а городские власти знают, как это сделать. Вот он, очень удачный проект. Так что когда мы говорим, что все плохо, это неправда. У нас есть на что посмотреть, на что оглянуться. Когда мы говорим, что есть серьезные проблемы, – это правда, но их можно и нужно решать.

Коммунальные сети Казани дышат на ладан пока уникальный цех превращает весь городской ил в топливо

К слову о проблемах - их в ходе заседания тоже активно обсуждали. Самая значимая из них – критически ветхая коммунальная инфраструктура.

– Самые «молодые» трубы были построены в 30-х годах. Есть износ сооружений водоснабжения, канализации более 70%. Сегодня мы работаем с федеральным центром и с министерством ЖКХ РТ, при поддержке раиса республики Рустама Минниханова: мы хотим, чтобы у нас были федеральные программы, которые коснутся не только сооружения, но и реконструкции сетей воды и канализации. Проекты есть, частично мы заявились на 2023-2024 годы, но те суммы, на которые мы заявились, – на два года 800 млн рублей, притом, что у нас недоремонт на десятки миллиардов рублей, это для нас мало. Так что продолжаем работать. У нас есть основная инвестпрограмма, есть дополнительные до 2028 года, – рассказал Егоров.

По его словам, в этом году завершается реконструкция коллектора на Чистопольской.

– Есть и другие коллекторы, которые нуждаются в реконструкции. Буквально в марте было три провала – на Технической, на Камалеева и на Дубравной. Сети изношены, прошли путь невозврата. Им уже более 50 лет – естественно, нужно их реконструировать, – сообщил спикер.

Тыгин уточнил, что именно весна – самое «аварийное» время в работе систем ЖКХ, поскольку происходят перепады воды, температуры и движение грунта.

Коммунальные сети Казани дышат на ладан пока уникальный цех превращает весь городской ил в топливо

В прошлом году случилось более 1,1 тысячи аварий на сетях водоснабжения и водоотведения. Сейчас на балансе казанского «Водоканала» находится более 3,5 тысячи км сетей, один поверхностный и 10 грунтовых водозаборов, 190 насосных станций, очистные сооружения канализации. Два года назад на предприятии дали старт реализации самого крупного объекта в рамках нацпроекта «Оздоровление Волги» – реконструкции биологических очистных сооружений канализации производительностью 650 тыс. кубометров в сутки. Проект планируется завершить в 2024 году.

В целом по республике сейчас эксплуатируется более 2,4 тысячи систем централизованного водоснабжения, протяженность водопроводных сетей составляет порядка 18,6 тысячи км, из них ветхие и требуют замены около 6 тысяч км (более 30%). В Татарстане также действуют 79 систем водоотведения, протяженность канализационных сетей составляет более 4,8 тысячи км, из них ветхие и требуют замены 1,8 тысячи км (38%).

Как сообщил начальник управления ЖКХ Минстроя РТ Айрат Галлямов, в 2010-2022 годах по республиканской программе по обеспечению населения питьевой водой построено и реконструировано более 3 тысяч км водопроводной сети, 469 водопроводных башен и 474 артезианских скважины. Общий объем финансирования составил более 9 млрд рублей. В этом году планируется построить и капитально отремонтировать 126 объектов водоснабжения в 45 районах республики. Лимит финансирования определен в 1,3 млрд рублей.

В рамках программ модернизации систем водоотведения в 2014-2022 годах выполнено 155 мероприятий почти на 5 млрд рублей. В этом году запланированы работы по 12 объектам на 389 млн рублей.

15 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Виталий
Уж компания видно что старается работать хорошо, почему средства из Федерального бюджета не выделяют? Непонятно. Сколько уж латать то можно, это же не рационально
0
0
Ответить

Елена
@Виталий Ну у государства как всегда - есть куда потратить эти средства. Хотя организации, которая передовые технологии внедряет, можно было бы и в первую очередь поспособствовать...
0
0
Ответить

гость
@Виталий федералы вроде готовят программу ремонта
0
0
Ответить

Азат
Да, аварии на сетях то и дело, благо научились относительно быстро все устранять
0
0
Ответить

Юрий
@Азат ну а как вы хотели с такими старыми трубами, вот об этом и говорят, их не чинить надо, а менять, средства нужны
0
0
Ответить

Старик
@Юрий Только федеральное финансирование спасет ситуацию, слишком большие средства требуются.
0
0
Ответить

гость
@Азат точечный ремонт все равно делают
0
0
Ответить

Дарья
Если самые молодые трубы заложены в 30-х, то сколько же самым старым? При Иване Грозном что-ли закладывали?
0
0
Ответить

Имя
@Дарья Десятилетиями не занимались трубами, на советском наследии обнадеживали себя. Рано или поздно все равно нужна капитальная замена.
0
0
Ответить

158-69-82
@Имя А каком советском наследии речь, если трубы при царе похоже заложили. Это уму не постижимо до такого состояния довести коммуникации.
0
0
Ответить

Вика
Да у нас народ вообще ни о чем не парится. Ни откуда вода в кране, ни то как тяжело устранять аварии, на морозе или в жаре, это очень нелегкий грязный труд, плюс специалистов хороших мало, им надо спасибо говорить, а у нас ворчат постоянно, что пришлось несколько часов посидеть без воды
0
0
Ответить

Кеша
@Вика Суть в том, что не должно было такого происходить. Есть же органы, которые следили за этим и следят и надо все во время делать, а не когда все в труху развалилось.
0
0
Ответить

гость
@Кеша ремонт делают, но на капитальный таких денег нет у водоканала, поэтому федералам пора подключаться
0
0
Ответить

Ирина
А как вообще дошло до того, что больше половины сетей в аварийном состоянии и за год более 1000 аварий? Кто за это будет отвечать?
0
0
Ответить

гость
@Ирина потому что нет денег, нет инвестнадбавки для ремонта (ее отменил Медведев ради плюсиков на выборах)
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite