«Союз Китая, России, Ирана - это и есть политическая альтернатива «коллективному Западу»
Си Цзиньпин приехал в Москву на переговоры с Владимиром Путиным. Лидеры планируют пообщаться о перспективах урегулирования конфликта на Украине, но, вероятно, не менее важной для обеих сторон будет беседа о «прокачивании» экономического взаимодействия.
Председатель КНР Си Цзиньпин прибыл в Москву, чтобы провести переговоры с президентом России Владимиром Путиным. Помимо двусторонних вопросов лидеры РФ и КНР обсудят план мирного урегулирования в Украине, предложенный Пекином. Татарстанские эксперты считают, что Китай уже фактически стал основным партнером нашей страны, а у республики есть потенциал для того, чтобы расширить свое сотрудничество с одной из мощнейших экономик мира.
Как бы то ни было, пока красной линией в нынешнем политическом рандеву отдано теме СВО, Украины, противостояния с Западом и иже с ними.
– Безусловно, Украина будет фигурировать на повестке дня, поэтому, конечно, можно смело предположить, что так или иначе эта тема затрагиваться будет, – поделился пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков. – Но здесь, конечно же, со стороны президента Путина будут даны исчерпывающие разъяснения так, чтобы председатель Си смог, что называется из первых уст, получить с российской стороны видение текущего момента.
Напомним, Китай представил план «по политическому решению украинского кризиса» в годовщину вторжения России в Украину. В плане 12 пунктов, среди которых прекращение огня, начало мирных переговоров, уважение суверенитета всех стран и прекращение односторонних санкций.
Следует отметить, что и Путин, и Цзиньпин перед этой встречей написали статьи, посвященные попыткам остановить конфликт на Украине. Лидер нашей страны в издании «Жэньминь Жибао» поблагодарил представителей КНР за «понимание предыстории и подлинных причин» происходящего на фронте.

– Россия открыта к политико-дипломатическому урегулированию украинского кризиса. Однако еще в апреле 2022 года мирные переговоры были прекращены отнюдь не нами. Будущее мирного процесса зависит исключительно от готовности к серьезному разговору с учетом сложившихся геополитических реалий. К сожалению, ультимативные требования в адрес России говорят лишь об оторванности от таких реалий и незаинтересованности в поиске выхода из сложившейся ситуации, – написал Путин.
Си Цзиньпин в статье для «Российской газеты» подчеркнул, что Китай неизменно занимает объективную и беспристрастную позицию, прилагает активные усилия к содействию примирению и мирным переговорам.
– Озвученный мной ряд видений служит основополагающим принципом Китая при украинском урегулировании. Речь, в частности, идет о необходимости соблюдать цели и принципы Устава ООН, уважать резонные озабоченности всех государств в области безопасности, поддерживать все усилия, направленные на мирное урегулирование украинского кризиса, и обеспечивать стабильность глобальных цепочек производства и поставок, – написал председатель КНР. – Мы убеждены, что рациональный выход из украинского кризиса и путь к прочному миру и всеобщей безопасности в мире найдутся, если все будут руководствоваться концепцией общей, комплексной, совместной и устойчивой безопасности, продолжать диалог и консультации в равноправном, благоразумном и прагматичном ключе.
Касательно отношений стран Путин в своей статье высказался весьма позитивно.

– Прогресс, достигнутый в двусторонних связях, впечатляет. Российско-китайские отношения вышли на наивысший за всю их историю уровень и продолжают крепнуть, по своему качеству они превосходят военно-политические союзы времен холодной войны, в них нет ведущего и ведомого, нет каких-либо ограничителей или запретных тем. Наш политический диалог стал предельно доверительным, стратегическое взаимодействие – всеобъемлющим и вступающим в новую эпоху, – пишет Путин, подчеркивая, что одним из приоритетов является торгово-экономическое партнерство.
Цзиньпин же в своей статье заявил, что его поездки в Россию дают большие результаты. По его словам, благодаря дипломатическим визитам получилось открыть новую главу в российско-китайских отношениях.
– Десять лет назад первый мой зарубежный визит после избрания на пост председателя КНР был совершен именно в Россию. В течение 10 лет я уже 8 раз посещал Россию. Благодаря этим поездкам, которые всегда дают большое удовольствие и результаты, мы с президентом Путиным открыли новую главу в летописи китайско-российских отношений, – заявил он.
Касательно Татарстана - республика уже давно нащупала путь в карманы китайских инвесторов. В 2022 году страна стала активнее инвестировать в экономику Татарстана. Об этом сообщила заместитель Агентства инвестиционного развития РТ Марина Епифанцева.
– Самое большое увеличение по количеству инвестиций было у китайских компаний. Конечно, оно несопоставимо с объемами, которые раньше приходили из европейских стран. Но сейчас это направление активно развивается и устраивает конкуренцию по количеству предприятий. [Китайские бизнесмены] начали развиваться у нас здесь, – заметила она.

Свежих данных пока нет, но по итогам 2021 года товарооборот Татарстана с КНР достиг $1,2 млрд. Это значение составляет пятую часть от всего товарооборота Приволжского федерального округа с Китаем. Это не говоря уже о, пожалуй, крупнейшем китайском игроке в нашей республике – производителе бытовой техники Haier.
Есть и своего рода новшества в процессе взаимного сотрудничества – в конце минувшего года «Казанский жировой комбинат» отправил в китайский город Чунцин первый флекситанк-поезд с 1 742 тоннами рапсового масла.
– Флексипоезд отправился 14 декабря с крупнейшего отраслевого предприятия региона – «Казанского жирового комбината». Состав доставит в КНР 1 742 тонны рапсового масла. Поезд прибудет в город Чунцин под самый Новый год 31 декабря, – рассказал представитель Российской торговой компании Дмитрий Курбатов, курирующий проекты в сфере агропромышленного комплекса.
По словам Курбатова, поставка является уникальной для Татарстана как с точки зрения технологии перевозки, так и скорости транспортировки груза: состав прибудет в Чунцин через 17 дней, хотя обычно на такой маршрут уходит не менее одного-двух месяцев.
Доктор политических наук профессор КФУ Сергей Сергеев считает, что ожидать, что Китай станет основным экономическим и политическим партнером России, поздно – он уже им стал.

– Более того, зависимость России от КНР в экспорте сырья растет, ориентация на юань укрепляется. Так, в январе 2023 года поставки российского природного газа в КНР составили 2,7 млрд кубометров (в основном – по магистральному газопроводу «Сила Сибири», хотя есть еще поставки сжиженного газа), – сказал собеседник.
Эксперт напомнил, что в прошлом году по «Силе Сибири» было экспортировано 15,5 млрд кубометров газа и эти поставки планируется нарастить в ближайшие годы более чем в два раза. Товарооборот между двумя странами вырос более чем на 29%, до $190 млрд, и продолжает расти.
– Подобная односторонняя ориентация опасна – легко впасть в чрезмерную экономическую (а затем и политическую) зависимость от главного покупателя сырья. Поэтому в современном мире страны пытаются диверсифицировать свои торговые связи. Но у России в сегодняшней ситуации не так много вариантов, в отличие от Китая, – указал профессор.
Сергеев прогнозирует, что усилится и экономическое проникновение китайского бизнеса в Российскую Федерацию и Татарстан, скорее всего, не будет исключением.
– У нас ведь любят инвестиции и не всегда обращают внимание на экологические и иные издержки, – посетовал Сергеев.
Ответственный секретарь Экспертного совета по общественно-политическим и этноконфессиональным вопросам при КФУ, доктор политических наук Андрей Большаков отмечает, что мировой порядок меняется, в нем новые ориентиры.
– Прежде всего Китай. Запад уже сейчас уступает Юго-Восточной Азии в экономическом развитии и темпах экономического роста, – напомнил Большаков.

Эксперт убежден, что в ближайшее десятилетие первенство в технологическом развитии перейдет к азиатским странам.
– Наше взаимодействие с Китаем носит стратегический характер. Однако надо понимать, что договора о военной помощи мы с Китаем не подписывали, поэтому поставки вооружений в Россию или помощи на поле боя в СВО просто не может быть. Россия сама является великой державой в военно-политическом смысле, и здесь мы должны опираться прежде всего на свой собственный потенциал, – указал собеседник.
Большаков обратил внимание, что Китай обеспечивает нашу политическую поддержку и важен для нас с точки зрения экономики.
– Китаю гораздо эффективнее быть миротворцем в украинском кризисе, чем реально воевать с США из-за Тайваня. Китай постепенно станет нашим основным партнером, это можно увидеть на динамике товарооборота. Союз Китая, России, Ирана – это и есть политическая альтернатива «коллективному Западу». Вместе с Индией, Бразилией, Саудовской Аравией, ЮАР и рядом других стран – данные государства будут доминировать в полицентричном миропорядке.
Поэтому, убежден собеседник KazanFirst, партнерские отношения, экономические, технологические, культурные, гуманитарные связи РФ и КНР крайне важны на современном этапе.
– Думаю, что рынки Центральной Азии или других исламских государств больше освоены Россией, но и китайский остается явным приоритетом для российского сырья и товаров. Татарстан развивает не только гуманитарные связи с Китаем, например, в сфере высшего образования, но и активно работает в сфере нефтепереработки, легкой промышленности, сельского хозяйства, нефтедобычи. Нам важно сотрудничество в IT-секторе с Китаем, – заключил Большаков.