В Татарстане растет число жертв отравления угарным газом

Республика является одним из лидеров в стране по темпам газификации
Республика является одним из лидеров в стране по темпам газификации, но у этого
есть и свои минусы – происшествий с газовым оборудованием становится все больше,
а у специалистов нет способов принудить жителей к своевременному обслуживанию
плит и колонок.

В Татарстане широкое распространение газового оборудования в квартирах и прочих домохозяйствах продолжает оставаться одновременно гордостью и головной болью властей. Голубое топливо, являясь, пожалуй, самым экономичным энергоносителем, остается при этом опасным при неправильном обращении. «Газовые нюансы» накануне обсудили в ходе пресс-конференции представители профильных организаций и ведомств.

Первый замглавы Минстроя РТ Алексей Фролов (предварительно уточнивший, что так же участвующий замглавы ООО «Газпром Трансгаз Казань» Михаил Фролов – не его родственник) заявил, что вопросы безопасности жилья сегодня выходят на самый первый рубеж.

– Ту статистику, которую мы видим, мы понимаем с точки зрения отсутствия реально сознательного собственника. За прошедший период текущего года у нас уже 24 происшествия в республике, 15 из них в МКД. Это говорит о том, что есть и вопросы, связанные с ответственностью жильцов с точки зрения обращения с газом, – отметил чиновник.

Он напомнил, что Татарстан – регион с повышенной комфортностью с точки зрения газификации, а газ – это максимально доступное средство создания комфорта, особенно в зимнее время. Но вопросы безопасности, связанные с газом, требуют особого внимания.

– Все происшествия мы отдельно совместно с МЧС и МВД расследуем, обследуем, почему так произошло. Обычно это связано с человеческим фактором, отсутствием понимания. Есть такие случаи, к сожалению, когда погибают детишки из-за отсутствия ответственности взрослых, то есть родителей. На это мы обращаем отдельное внимание, – поделился Фролов. – Многоквартирное жилье по степени благоустройства разное – есть с центральным горячим водоснабжением, есть без – там, где есть газовые колонки. И, к сожалению, эти квартиры больше подвержены массовой опасности – и по состоянию дымоходов, и по эксплуатации газового оборудования, своевременного обслуживания, герметизации газопроводов – этим необходимо комплексно заниматься.

«Это безответственность собственников»: в Татарстане растет число жертв отравления угарным газом

Спикер поделился, что этот вопрос неоднократно обсуждался на высшем уровне, — раис Татарстана Рустам Минниханов уже трижды давал поручение проработать этот вопрос и вынести его на обсуждение в Госсовет республики.

– Один раз мы обсуждали его на уровне федеральной комиссии, была подготовлена и федеральная нормативная база, обязывающая все газовое хозяйство передать одной эксплуатирующей организации, которая бы отвечала в комплексе за всю систему. Пока он находится в процессе обсуждения, – отметил чиновник.

Фролов подчеркнул, что сегодня основная задача – сделать так, чтобы собственники понимали, как работают эти блага. По его словам, ответственность собственников намного важнее. Чиновник порекомендовал каждый раз при зажигании плиты или горелки проверять вентиляцию обычным листом бумаги – подносить его к вентканалу. Если он прилип, значит, тяга есть.

– Трагических случаев очень много. К сожалению, есть даже такие, когда угарный газ идет через соседний дымоход, через стенки проникает в квартиру, исходя из того, что серьезная герметизация, окна у всех современные, но вопросы вентиляции никто не обеспечил, никто об этом не подумал, – указал Фролов.

Он также рассказал, что есть происшествия, которые не связаны с централизованным газоснабжением, а с газом, который хранится в баллонах.

«Это безответственность собственников»: в Татарстане растет число жертв отравления угарным газом

– Эти случаи тоже максимально плачевны, были они и в зимний период. Были факты в Зеленодольском районе, когда газ в баллоне приносят на зиму в квартиру, непонятно для каких целей, и начинают разогревать, – отметил замминистра. – Примитивные вопросы сохранения безопасности нужно учитывать. Эти случаи не связаны с суицидом, они связаны именно с небрежным отношением к хранению газа.

Он рассказал также про случай в Осиново, когда мужчина по какой-то причине принес в квартиру небольшой газовый баллон, поставив его в ванную под горячую воду. Поскольку температура расширения газа и металла разная, через какое-то время произошел мощный «хлопок».

– К сожалению, таких вещей в России очень много. Особенно зимой, когда баллоны приносят из гаража и начинают греть, – тогда и происходят эти случаи. Каждый должен это понимать, – подчеркнул спикер.

Начальник Госжилинспекции Татарстана Сергей Крайнов заявил, что количество случаев отравления угарным газом в республике постепенно растет. Ссылаясь на данные компании «Газпром трансгаз Казань», он сообщил, что по состоянию на 1 января этого года в республике 1 млн 544 тысячи бытовых газовых плит, проточных водонагревателей около 220 тысяч, газовых котлов – около 640 тысяч, отопительных печей – более 17 тысяч.

«Это безответственность собственников»: в Татарстане растет число жертв отравления угарным газом

– То есть это говорит о том, что практически в каждом доме, в каждой квартире стоит газовое оборудование. Говорить о безопасном использовании газового оборудования очень важно. Количество случаев отравления угарным газом, к сожалению, немножко растет. В 2019-2020 годах у нас случаев было 30-33, уже в 2021-2022 годах – 42-49 случаев, подходит к 50. Это только те, о которых мы знаем. На самом деле их больше — когда голова заболела, человек просто вышел на улицу, подышал, – рассказал чиновник.

Крайнов рассказал, что угарный газ образуется при неполном сгорании углеводорода, то есть когда в помещении недостаточно кислорода. Он напомнил, что раньше дома строились с расчетом на то, что приток воздуха осуществлялся за счет естественных щелей в дверях и окнах. Окна заклеивали, но притока воздуха все равно было достаточно.

– Сейчас ситуация изменилась с появлением пластиковых окон и дверей с герметичным уплотнителем. Они имеют очень низкую воздухопроницаемость – если закрыть окна и двери, не обеспечив приток воздуха, вентиляция работать не будет. Люди сами нарушают ее работу и подвергают свою жизнь опасности, – посетовал спикер.

По его словам, прежде чем пользоваться газовой плитой, нужно проверить тягу. Если закрыты окна и двери, притока воздуха нет, а человек пользуется газовым оборудованием, из помещения, в котором установлен газовый прибор, забирается кислород – он используется в камере сгорания. В помещении создается разрежение воздуха, за счет этого кислорода начинает поступать меньше, образуется угарный газ, тяга становится меньше, и продукты горения могут попадать в помещение.

Он также рассказал, что люди порой усугубляют ситуацию, включая вентиляторы, которые «опрокидывают» тягу в дымоходе. В таком случае продуктов горения в помещении скапливается еще больше.

Замгендиректора компании «Газпром трансгаз Казань» Михаил Фролов напомнил, что в Татарстане ежегодно увеличивается количество газифицированных квартир и домовладений, причем динамика прироста тоже заметна. Однако наряду с этим увеличивается и количество происшествий, тем более с началом отопительного сезона.

«Это безответственность собственников»: в Татарстане растет число жертв отравления угарным газом

– Одна из причин – неисправность работы вентиляционных каналов, что и объясняется снижением температуры, когда окна закрываются более плотно и воздух не поступает в достаточном количестве. Но если говорить о более существенных причинах, то основная из них — это действительно нарушение правил пользования газовыми приборами, – подчеркнул Фролов.

Он вновь напомнил, что перед использованием приборов нужно открыть форточку и проверить тягу в вентканале.

– Все происшествия, которые случились у нас за последние годы, можно было бы свести к нулю, если бы элементарные правила выполнялись. Даже в тех случаях, когда произошло обледенение дымохода или что-то еще, — если бы пользователь проверил тягу и увидел, что ее нет, он не должен был бы включать прибор, – заявил спикер.

Другое важное мероприятие – это ежегодное техническое обслуживание. Фролов указал, что при своевременном его проведении существенное количество нарушений устраняется, что позволяет на порядок сократить число происшествий, которые могли бы случиться. Он подчеркнул, что для этого нужно обеспечить доступ к приборам.

О доступе к обслуживанию газовых приборов сказал также Алексей Фролов. Он отметил, что у газовиков нет возможности перекрыть газ в отдельно взятой квартире, в противном случае собственники сами бы бегали за специалистами и следили за тем, обслужено ли оборудование. Сейчас же это ответственность исключительно самих собственников, некоторые из которых в этом вопросе не демонстрируют должной сознательности.

«Это безответственность собственников»: в Татарстане растет число жертв отравления угарным газом

– Установка систем контроля загазованности – это довольно-таки простой, относительно недорогой прибор, однако в случае возникновения в помещении скопления угарного газа или же утечки метана он позволяет автоматически перекрыть подачу газа и издает соответствующий сигнал, чтобы предупредить потребителей об опасности, – рассказал Михаил Фролов. – Касательно всех отравлений за последние годы – ни одно из них не произошло в помещении, где был установлен этот сигнализатор. Это более чем наглядно говорит о его эффективности.

По его словам, сами сигнализаторы на утечку метана стоят от 1,5-2 тысяч рублей, приборы на два параметра (метан и угарный газ) – от 5 тысяч рублей.

Крайнов уточнил, что в случае с отсекателями, которые перекрывают подачу газа в случае превышения концентрации метана или угарного газа, они являются фактически одноразовыми. После их срабатывания придется вызывать газовиков, снимать отсекатель и ставить новый. Однако это позволяет обеспечить безопасность жилья. Особенно это важно в помещениях, где установлены приборы с открытой камерой сгорания. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: