Без передовых инженерных школ у Татарстана нет будущего

Машиностроение
Машиностроение, нефтехимия и IT – три кита, на которых стоит инженерное
образование в республике. В то же время у молодежи подобная стезя не вызывает
достаточного интереса, чтобы утолить кадровый голод в отрасли.

Развитие инженерного образования – залог развития самой республики, а профильные инженерные школы – лучший способ сблизить науку и промышленность. Таково мнение раиса Татарстана Рустама Минниханова, которое он высказал в ходе семинара-совещания с руководителями передовых инженерных школ в челнинском IT-парке, в котором также принял участие министр науки и высшего образования России Валерий Фальков.

По словам Минниханова, сейчас в республике развиваются три передовые инженерные школы по опорным отраслям экономики – машиностроению, нефтехимии и IT.

– Татарстан – крупный промышленный центр. Но без передовых инженерных школ мы не видим дальнейшего развития нашей республики, – подчеркнул раис. 

По его словам, республиканские предприятия долгие годы активно сотрудничают с вузами, и яркий пример – КАМАЗ, который стал индустриальным партнером инженерной школы на базе КФУ.

– У КАМАЗа большой опыт работы с университетами. Но передовые инженерные школы позволяют создать инфраструктуру, которая необходима для серьезных научных исследований. А самое главное – студенты интегрируются в производственные процессы конкретных предприятий, – сказал Рустам Минниханов. – Важно сблизить науку вузов с индустриальными партнерами. Развитие передовых инженерных школ – это самый короткий путь достичь результата с учетом сегодняшней изоляции наших предприятий от западных.

Рустам Минниханов заявил, что без передовых инженерных школ у Татарстана нет будущего

Минниханов напомнил, что президент России Владимир Путин поставил задачу по восстановлению технологического суверенитета страны.

– В основе ее решения лежат новое качество инженерного образования и новый уровень технологических разработок. Один из ключевых инструментов достижения данной стратегической цели – передовые инженерные школы. В рамках общенационального отбора Татарстан выиграл право на создание трех таких школ на базе КФУ, КНИТУ и Университета Иннополис, – рассказал глава республики.

Отдельная задача – формирование интереса молодежи к естественным дисциплинам, для чего сейчас разрабатывается специальная программа на стыке высшей и средней школы. Минниханов отметил, что республика приступила к практической реализации аналогичной идеи. Программа научно-технологического развития Татарстана содержит отдельный трек «Физматбиохим», направленный на решение этой задачи на региональном уровне. По словам раиса, по доле молодых ученых в общей массе исследователей Татарстан заметно превышает среднероссийский уровень.

Минниханов также обратил внимание, что наряду с преумножением человеческого капитала научно-образовательного комплекса в республике происходит активное обновление его материально-технической базы. Сейчас федеральный центр рассматривает три заявки РТ на создание университетских кампусов. 

Рустам Минниханов заявил, что без передовых инженерных школ у Татарстана нет будущего

Лидер Татарстана отметил, что научно-образовательный комплекс способен осуществлять подготовку научных кадров. Однако есть и уязвимое место – недостаточная восприимчивость бизнеса к инновациям и отечественным разработкам. Эта проблема проявляется как на стадии патентования результатов научной деятельности, так и на последующих этапах их коммерциализации.

– В то же время есть и исключения. В их числе компании КАМАЗ и «Татнефть», которые на протяжении многих лет являются национальными лидерами по инновациям и числу проектов, реализуемых совместно с вузами, – напомнил раис.

Также он отметил важность стимулирования научно-производственной кооперации и инновационной активности.

– Мы возлагаем большие надежды на стартап-студию, созданную в рамках стратегической инициативы «Платформа университетского технологического предпринимательства». Новый объект инновационной инфраструктуры призван не только обеспечить становление предпринимательских компетенций в молодежной среде, но и способствовать расширению кооперационных связей высшей школы с реальным сектором экономики. Более тысячи заявок, поданных обучающимися из Татарстана на третью очередь конкурса «Студенческий стартап», послужат катализатором этих процессов, – сказал Рустам Минниханов и добавил, что 129 таких проектов уже успешно стартовали. – Мы организовали их сопровождение силами профильных ведомств, вузов и делового сообщества.

Рустам Минниханов заявил, что без передовых инженерных школ у Татарстана нет будущего

Валерий Фальков в свою очередь считает, что наука и научно-технологическое развитие в Татарстане рассматриваются в качестве одного из приоритетов. Это во многом способствует успешной реализации проекта ПИШ.

– Многообразие школ, моделей управления и предметных областей – это то, что отличает Татарстан и делает его уникальным с точки зрения реализации проекта передовых инженерных школ. На территории одного субъекта такого многообразия школ разных моделей, индустрий и индустриальных партнеров больше нет нигде, – подчеркнул министр.

Руководитель федерального ведомства обратил внимание на то, что проект по созданию передовых инженерных школ направлен на трансформацию системы инженерного образования в стране. В частности, на базе таких школ готовят квалифицированные кадры для существующей индустрии, а также тех, кому предстоит формировать и развивать саму индустрию.

– С помощью школ мы решаем две задачи. С одной стороны – инженерное образование трансформировать и понять, как именно его нужно трансформировать, чтобы оно отвечало запросам времени. С другой – каждая такая школа участвует в решении инженерных задач. Это чрезвычайно важно, – подчеркнул Фальков.

По его словам, без практики само обучение было бы неправильным, к тому же сегодня предприятиям нужны люди, которые после учебы смогут сразу работать и решать задачи.

– Наши передовые инженерные школы включаются. Мы их сегодня покритиковали за то, что динамики недостаточно и креатива должно быть побольше, но в целом сообщество очень правильно организовано и коллективы способны ответить на вызовы времени, – поделился спикер.

Рустам Минниханов заявил, что без передовых инженерных школ у Татарстана нет будущего

Фальков отметил, что республика уделяет развитию в этой сфере так много внимания во многом благодаря отношению Минниханова к науке, высшему образованию и новейшим технологиям.

По словам министра, 30 вузам-участникам из 15 регионов страны для развития передовых инженерных школ на три года выделили 38 млрд рублей. В предстоящую приемную кампанию в университетах страны будет почти 600 тысяч бюджетных мест, из них 40% – на инженерные науки.

– Однако качественный рывок складывается не только из количества таких мест. Он сочетает несколько факторов – это техническое оснащение вузов, квалифицированные преподаватели, образовательные технологии, работа со студентами, инженерные эксперименты, оборудование, на котором будут обучаться студенты, механизмы мобильности и многое другое. Все эти возможности вобрали в себя передовые инженерные школы, – сказал чиновник.

Он отметил, что вузы-участники проекта должны активнее включаться в решение задач, которые ставят перед ними представители реального сектора экономики.

– Сегодня мы находимся в ситуации, когда все общество, государство и отрасли демонстрируют потребность в качественном обновлении инженерного образования, дела, науки, умения быстро включаться в решение совершенно другого типа задач. Это большой вызов и большие возможности. Те университеты, которые это отчетливо почувствуют и сделают смелые шаги, очень быстро перейдут к той модели, о которой мы сейчас говорим. Это университеты предпринимательского типа – те, кто быстро умеет превращать идеи в технологии, – подчеркнул министр.

Председатель комитета Госдумы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев рассказал о ключевых задачах, которые стоят перед властями, – повысить престиж инженерного образования у молодежи и утолить кадровый голод в отрасли.

– Важно не только дать теоретические знания и практические навыки, но и сформировать, воспитать ответственность молодежи и лидерские качества, – заключил спикер.

Всё самое интересное в наших группах Tелеграм и ВКонтакте.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *