«Остается подбирать пассажиров с дороги»: чего ждать от новшеств на рынке такси

Власти внесли изменения в документ
Власти внесли изменения в документ, регулирующий коммерческие перевозки. С
сентября в стране заработает федеральный реестр, созданный для тотального
контроля поездок и данных водителей.

Закон «О такси» рассматривался и дорабатывался с 2015 года. Его окончательное принятие стало необходимостью в связи с тем, что до последнего времени законодательством не была урегулирована деятельность агрегаторов, их правоотношения с перевозчиками и пассажирами. Насколько нововведения окажутся действенными и что они из себя представляют, читайте в материале.

«Тотальный контроль может сократить число нелегальных перевозчиков»

Агрегаторы стали настоящим драйвером рынка, обеспечив резкий рост количества перевозок как пассажиров, так и багажа. По мнению властей, и контроль за их деятельностью должен быть соответствующим. В каждом регионе планируют создать три информационных ресурса — реестр перевозчиков, в котором укажут сведения об электронном разрешении на перевозку, реестр такси с данными о транспортных средствах, их владельцах и прочим, а также реестр служб заказа такси. В последний включат адреса, по которым расположены технические средства для получения, хранения, обработки и передачи заказов. Информацию из реестров, кроме персональных данных, уполномоченный орган разместит на своем сайте. А если его нет, сведения опубликуют на сайте высшего исполнительного органа субъекта страны.

От службы заказа такси теперь потребуют ежедневно проверять сведения о разрешениях в реестре перевозчиков и данные в реестре такси. Заказ разрешат передать водителю только в тех случаях, если информация о разрешении есть в реестре перевозчиков, а также сведения о транспортном средстве присутствуют в реестре такси. При этом, номер записи в реестре перевозчиков обяжут размещать в салоне авто. Сейчас подобных правил нет. На данный момент регионы ведут реестры разрешений.

«Остается подбирать пассажиров с дороги»: чего ожидать от новшеств в сфере перевозок легковым такси

Одной из главных причин, по которой было решено внести изменения в закон, послужили нелегальные перевозчики. Исполняющий обязанности заместителя Министра транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Марат Хисамутдинов отметил, что эта проблема характерна не только для республики, но и для всей России в целом. В частности, уже несколько лет в регионе наблюдается спад числа легальных перевозчиков.

— В Татарстане с 2011 года было выдано 41 405 разрешений на осуществление таксомоторных перевозок. Сейчас в республике их осталось всего 3668. В 2022 было выдано 606 разрешений, что на 68% меньше по сравнению с 2021 годом. И такая динамика по снижению количества выданных разрешений у нас наблюдается с 2020 года. Первый квартал 2023 года показал продолжение этой динамики, — подчеркнул Хисамутдинов.

Эксперты отмечают, что рост количества нелегальных перевозчиков на рынке такси обусловлен несколькими факторами. Среди них — увеличение затрат на техническое обслуживание автомобилей, рост цен на ОСАГО для такси более чем в два раза, а также более выгодные условия работы для нелегальных перевозчиков, которые несут меньше административной нагрузки и получают более низкие штрафы. Руководитель Федерации автовладельцев России в Казани Дмитрий Золотов обеспокоен тем, что введенные реестры не исправят сложившуюся ситуацию на рынке.

— Сейчас реестры со всеми данными есть у самих агрегаторов. Теперь всех просто пересчитают. В первую очередь, это нужно для тех, кто будет выходить на дорогу и штрафовать. Это просто новая система учета, однако нововведения сильно повлияют на нелегальных перевозчиков, поскольку будет тотальный контроль. Если сейчас они могут кататься, и их особо никто не видит, то теперь такие водители не смогут брать заказы и ездить как такси через агрегаторов. Остается только подбирать пассажиров с дороги или выживать за счет «сарафанного радио». Но все это ситуацию не спасет, а только создаст хаос на рынке, — считает собеседник KazanFirst.

«Остается подбирать пассажиров с дороги»: чего ожидать от новшеств в сфере перевозок легковым такси

В настоящее время подготовка такси к работе в регионах по новым правилам — главная задача для бизнеса. Власти заверяют, что этот переход будет «бесшовным», что поможет избежать коллапса с 1 сентября. В этот день вступят в силу требования о региональных информационных системах, в которых должны быть собраны все данные о поездках. Однако только часть субъектов имеет автоматизированные системы для ведения реестров выданных разрешений, а остальным придется вручную переносить данные о действующих разрешениях и перевозчиках в информационные базы. Более того, регионы должны самостоятельно решить, нужно ли использовать региональную или федеральную систему. Минтранс России уже занимается разработкой федерального проекта.

— ГИС должна аккумулировать региональные реестры перевозчиков, самих транспортных средств и служб заказа. По федеральному законодательству каждый субъект сам решает, создавать ему свою систему, развивать имеющуюся или вести эту информацию в ГИС Такси. Сейчас в регионах есть порядка 16-20 систем. И не все регионы готовы их развивать. Поэтому наша задача — обеспечить, чтобы в системе в конечном итоге было удобно вести реестры. Чтобы данные актуализировались практически мгновенно, и можно было использовать их при контрольно-надзорной деятельности, — рассказал заместитель директора Департамента цифрового развития Минтранса России Иван Крулый.

«В сложившихся условиях нельзя излишне давить на таксопарки»

Было предложено определить переходный период для представителей бизнеса, которые получили разрешение на работу по ФЗ-69, чтобы избежать проблем с внесением большого количества данных в новые информационные системы и не нагружать бизнес административными требованиями. В течение периода действия выданных разрешений перевозчикам не требуется предоставлять дополнительную информацию, такую как данные о водителях и их аттестации или цвет автомобиля такси, если такие требования установлены в регионе. Владельцы ранее выданных разрешений могут не предоставлять эти данные до окончания срока действия разрешения. Такой подход позволит плавно перейти на новые условия без ущерба и излишней нагрузки на региональные органы власти.

— В соответствии с новым законом, перевозчик не обязан предоставлять какие-либо сведения, чтобы продолжить работать после 1 сентября. Вся информация из разрешений, выданных по ФЗ-69, должна быть автоматически перенесена в новые реестры перевозчиков и легковых такси, — заметил начальник отдела дорожной деятельности Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса страны Роман Кильдюшкин.

«Остается подбирать пассажиров с дороги»: чего ожидать от новшеств в сфере перевозок легковым такси

Сами таксисты республики не верят в то, что нововведения смогут «обелить» рынок, так как попытки исправить недоработки уже предпринимались, причем были они не совсем успешными. Например, агрегаторы уже боролись с водителями, осуществляющими перевозки без российского гражданства путем блокировки. Правда и сейчас на дорогах встретить таковых несложно. Они продолжают набирать клиентскую базу различными путями обхода.

— Мне бы очень хотелось, чтобы система работала, поскольку проблема с нелегальными перевозчиками стоит очень остро. У нас очень много неквалифицированных водителей, которые плохо ездят и нарушают правила дорожного движения, что приводит к авариям. Особенно это касается тех, кто приезжает сюда из других регионов, поскольку они не знакомы с городом. Человек, который не разбирается в месторасположении городских объектов, не должен работать в этой сфере. Сейчас мы пришли к тому, что человек идет в такси, когда не может найти себе работу. Из-за подобных случаев у нас и цены очень маленькие. Я заметил, что в последние месяцы стоимость такси приравнена к уровню 2014 года, — поделился водитель компании «Яндекс.Такси» в Казани Данис Мухтаров.

Согласно новым правилам, будут запрещены к управлению такси водители, которые не прошли аттестацию на знание объектов транспортной инфраструктуры, культурного наследия и спорта, медицинских и образовательных учреждений. Запретят работать и тем, кто имеет более трех неуплаченных административных штрафов за нарушения в области дорожного движения на день до перевозки, за исключением случаев, когда сроки уплаты штрафов истекли. Также это касается перевозчиков, которые были повторно лишены прав, имеют неснятую судимость за определенные преступления или преследуются по УК РФ за такие действия.

— У нас в агрегаторе служба безопасности в принципе не пропускает водителей, которые были лишены водительских прав. Я считаю, что с помощью нововведений удастся стабилизировать ситуацию с неадекватными водителями. Сделали бы ещё так с пассажирами… А вообще, я думаю, что по большому счету ничего не изменится. Всё будет как раньше, ведь очень тяжело развернуть такую махину. Если всё введут, как описали, то такси будет очень дорогим, так как больше половины водителей не смогут выйти на линию. Нелегальных перевозчиков станет ещё больше, — отметил казанский водитель компании «Яндекс.Такси» Владислав Коноплев.

«Остается подбирать пассажиров с дороги»: чего ожидать от новшеств в сфере перевозок легковым такси

С осени все водители, задействованные в таксомоторных перевозках, должны будут предоставить работодателю справки об отсутствии судимости. Эксперты отметили необходимость проведения информационной кампании среди владельцев и руководителей таксопарков, чтобы они не ждали сентября и уже сейчас начали требовать от водителей эти документы.

— В сложившихся условиях нельзя излишне давить на таксопарки. Сейчас они и так работают под жестким давлением как санкций, так и существующего административного регулирования. Поэтому не следует создавать дополнительные барьеры. Наша задача — сделать переход к новому законодательству для них максимально простым и удобным. Важно соблюсти баланс для всех сторон и не зажимать ни перевозчиков, ни агрегаторов, ни водителей. Сейчас у нас есть шанс, когда при грамотном применении взвешенных решений на местах, мы можем открыть дверь в легальный бизнес такси для сотен тысяч граждан. Новый закон необходимо внедрять поступательно, чтобы не вызвать шоковое состояние отрасли и не привести к еще большему оттоку из легального рынка, — заключила председатель Общественного Совета по развитию такси Ирина Зарипова.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *