«Выглядит это прекрасно, но по факту эффективность не такая хорошая»: депутаты Госсовета указали на недостатки мер поддержки бизнеса

Громкие слова о «беспрецедентных» мерах поддержки предпринимателей возмутили парламентариев
Громкие слова о «беспрецедентных» мерах поддержки предпринимателей возмутили
парламентариев, ведущих бизнес. Оказалось, льготные кредиты и субсидии не так уж
и выгодны, а чтобы их получить, необходимо пройти через семь кругов
бюрократического ада.

В Госсовете Татарстана проходит обсуждение главного документа, в котором подводятся итоги работы правительства республики за год, – отчета о результатах деятельности Кабинета министров республики. Результаты деятельности обсуждаются на заседаниях всех профильных комитетов парламента.

Министерство экономики ищет и активизирует резервы развития

Основной доклад на заседании Комитета по бюджету, налогам и финансам представил заместитель министра финансов Татарстана Олег Пелевин. Он подчеркнул, что, невзирая на беспрецедентное давление санкций, экономика республики по основным макроэкономическим показателям продемонстрировала рост и заняла лидирующие позиции среди регионов страны. Так, объем валового регионального продукта по итогам 2022 года превысил 3,8 трлн рублей, при этом основной вклад в ВРП внесли промышленность, строительство и сельское хозяйство. Индекс промышленного производства по итогам года составил 106,6%. В экономику республики было привлечено более 880 млрд рублей инвестиций. Существенный рост, по словам Пелевина, достигнут в отрасли строительства. Объем строительных работ составил более 570 млрд рублей, или 120% (в сопоставимых ценах) по сравнению с прошлым годом.

В рамках реализации нацпроектов в республике в прошлом году было построено и капитально отремонтировано более 4 тысяч объектов на общую сумму более 122 млрд рублей.

Спикер напомнил о плане первоочередных действий, к реализации которого оперативно приступили в республике после введения санкций. Благодаря республиканским и федеральным мерам поддержки системообразующие организации республики, включенные в федеральный перечень, получили льготные кредиты на сумму свыше 40 млрд рублей, предприятия малого и среднего бизнеса поддержаны на сумму свыше 83 млрд рублей, на поддержку занятости направлено более 2 млрд рублей. Кроме того, более 8 тысяч налогоплательщиков воспользовались отсрочкой по уплате налогов на сумму 26 млрд рублей.

«Выглядит это прекрасно, но по факту эффективность не такая хорошая»: Депутаты Госсовета указали на недостатки мер поддержки бизнеса

– Благодаря бесперебойной и стабильной работе предприятий, кредитно-финансовых организаций, малого и среднего бизнеса, реализации федеральных и региональных мер поддержки, национальных проектов и республиканских программ, по итогам 2022 года валовый региональный продукт Татарстана составил 3,8 трлн рублей при темпе роста 106% в сопоставимых ценах 2021 года, – рассказал Пелевин. 

Важнейшим резервом для экономики считается повышение производительности труда. Компетенции татарстанских предприятий высоко оценены федеральным правительством – республика стала лидером в рейтинге национального проекта «Производительность труда». 

– Вместе с тем резервы для повышения производительности труда есть у каждой компании. В настоящее время у нас в проекте 210 предприятий, мы призываем предприятия максимально включиться в реализацию этого проекта, – сказал Пелевин.

Спикер подчеркнул, что проблемы предприятий становятся первоочередными для отработки рабочих групп и балансовых комиссий.

Заполняемость промпарков Татарстана выросла

Отдельно Пелевин остановился на потенциале промышленных парков, особых экономических зон и территорий опережающего развития. В частности, преференции, действующие для резидентов ТОР, делают площадки привлекательными для инвесторов – для резидентов сохраняются защитные льготы по налогу на прибыль и освобождение от налогов на имущество и землю.

Численность сотрудников, работающих на предприятиях в промышленных парках Татарстана, увеличилась на 32%, количество резидентов выросло на 129 предприятий, а заполняемость — почти на 6%.

Председатель Комитета Леонид Якунин напомнил, что в прошлом году у депутатов были вопросы по заполняемости производственных площадок. Он поинтересовался у заместителя министра экономики, как изменилась ситуация, и удалось ли достичь плановых значений. Пелевин пояснил, что, благодаря мерам поддержки, показатели заполняемости промпарков удалось улучшить. По оценке Минфина республики, за 2022 год резиденты и управляющие компании промпарков получили поддержку в размере 81 млн рублей.

«Выглядит это прекрасно, но по факту эффективность не такая хорошая»: Депутаты Госсовета указали на недостатки мер поддержки бизнеса

— Результаты есть, в том числе благодаря мерам поддержки и законодательной базе по предоставлению налоговых льгот и субсидий, — пояснил спикер.

В условиях санкционного давления приобретает важность развитие малого и среднего предпринимательства. По итогам 2022 года в Татарстане численность занятых на предприятиях МСП превысила 800 тысяч человек, количество субъектов МСП составило 4 тысячи единиц – свыше 3%. На 2023 год поставлена задача обеспечить сохранение темпов роста объектов МСП и довести их количество до 170 тысяч единиц, а число занятых довести до 810 тысяч человек.

Благоприятные условия для ведения бизнеса в республике, по мнению Пелевина, созданы – этому способствуют различные меры поддержки. Всего за прошлый год ими воспользовались на 83 млрд рублей. В настоящее время в промышленных парках зарегистрировано около 1,5 тысячи резидентов, в которых работают более 55 тысяч человек. 

Меры есть, но поддержка отсутствует

В процессе обсуждения Леонид Якунин поинтересовался, сколько субъектов МСП из Татарстана в процентном соотношении воспользовались мерами поддержки. Пелевин пояснил, что назвать точные цифры затруднительно, поскольку один и тот же субъект может воспользоваться несколькими мерами поддержки. Тогда Якунин заметил, что далеко не все предприниматели пользуются мерами поддержки, даже если могут на них претендовать.

В этот момент к обсуждению подключился депутат Госсовета от партии «Справедливая Россия — За правду» Альмир Михеев. По его словам, эффективность мер поддержки существенно ниже, чем следует из оптимистичного доклада Пелевина. Как владелец предприятия по производству медицинских изделий и расходных материалов, политик собирался расширить производство и построить новый производственный комплекс в промпарке Зеленодольска. Однако на пути получения мер поддержки предприниматель столкнулся с трудностями.

Существует несколько вариантов получения господдержки. Первый – программа поддержки моногородов от «ВЭБ.РФ», второй – льготный займ от Фонда развития промышленности, третий – промышленная ипотека и четвертый – офсетный контракт с Агентством инвестиционного развития Татарстана. 

– Программа «Моногорода» требует, чтобы мы там открыли новое предприятие. Как только я открываю новое предприятие, «ооошку» с нулевым балансом – мне на нее ни один банк кредит не даст. Соответственно, мне надо либо огромное количество залогов (что само по себе обременение для бизнеса), либо банковскую гарантию, которая стоит 4%. Это резко повышает стоимость кредитования, – рассказал Михеев.

«Выглядит это прекрасно, но по факту эффективность не такая хорошая»: Депутаты Госсовета указали на недостатки мер поддержки бизнеса

Льготный займ от ФРП — также труднодоступный инструмент для обрабатывающей промышленности, потому что для его получения предприятие должно быть признано инновационным. Первоочередной задачей промышленности сейчас является обеспечить рынок аналогами зарубежных комплектующих и технологий, что само по себе трудно назвать инновационным процессом. 

— ФРП дает кредит под 1% для инновационных производств. Мне инновационным признаться сложно в обрабатывающей промышленности, потому что мы сейчас занимаемся реинжинирингом. Это задача для нашей страны лет на 10: немного «покитайничать» и научиться делать то, что мы всегда покупали. Я рассчитываю за 10 лет накопировать. Поэтому у меня 1% не будет, у меня инноваций особо нет, — пояснил депутат.

С учетом банковской гарантии такой кредит будет стоить предприятию 7%, при этом, по словам Михеева, он требует огромного количества отчетности. К тому же для подготовки всей этой документации предпринимателю пришлось нанять отдельного бухгалтера. Коммерческий кредит будет стоить 10%, но условия обслуживания при этом гораздо более гибкие, добавил политик. 

– Затратная часть вырастает. Получается тот же коммерческий кредит, но мороки больше, – добавил Михеев.

Неэффективным инструментом предприниматель считает и промышленную ипотеку. Проблема заключается в том, что кредит до недавнего времени можно было взять только на готовое здание.

– Зачем мне готовое здание? Мне не нужна высота потолков 12 метров, когда у меня максимальная высота станка – 6,5 метра! Я делаю 7,5 метра и не топлю лишние кубатуры. Но таких зданий на рынке нет, и значит, я буду под себя строить. Но если я хочу взять промышленную ипотеку, я должен взять готовое, – пояснил народный избранник.

Похожая ситуация сложилась и с офсетными контрактами от АИРа. Михеев признался, что пытается получить землю для строительства производства уже шесть месяцев. По мнению политика, процессы получения мер поддержки требуют серьезной отладки, и он выразил свою готовность принять участие в доработке.

– Выглядит это прекрасно, но по факту эффективность не такая хорошая. Я, как депутат и предприниматель, готов участвовать в этом процессе, потому что там есть над чем поработать, – сказал Михеев. 

Якунин предложил политику поднять наиболее проблемные вопросы на еженедельных совещаниях министерства экономики. Пелевин добавил, что министерство экономики максимально открыто для предложений, которые предприниматели готовы озвучить и помочь донести со всеми недочетами до федерального центра.

«Выглядит это прекрасно, но по факту эффективность не такая хорошая»: Депутаты Госсовета указали на недостатки мер поддержки бизнеса

– С учетом ситуации вполне возможно, что новых мер поддержки на федеральном уровне и не будет, а даже если и будут, средства перетекут из других мер поддержки. Поэтому наша задача – максимально повышать эффективность использования тех возможностей, которые имеются, – подчеркнул заместитель министра экономики.

Дефицит кадров на предприятиях никуда не исчез

Был затронут и вопрос дефицита кадров для промышленных предприятий. Из доклада заместителя министра экономики следовало, что производствам не хватает 43 тысяч квалифицированных сотрудников. Пелевин пояснил, что меры поддержки для привлечения молодежи на заводы уже приняты. Вдобавок проводятся мероприятия, направленные на переобучение и переквалификацию сотрудников для предприятий республики. Реализуют их министерство труда, занятости и социальной защиты республики Татарстан и Социальный фонд России. 

– Практические все предприятия, с которыми мы разговариваем, одним из первых вопросов ставят дефицит кадров. Уже дважды по данному вопросу проводилось заседание Совета безопасности Республики Татарстан, – сообщил Пелевин.

Он добавил, что определенные решения уже приняты – меняется формат взаимодействия предприятий с учреждениями среднего профессионального образования, разрабатывается программа арендного жилья для сотрудников предприятий ОПК. 

Долговая нагрузка Татарстана снизилась на 6%

С докладом о вопросах бюджетной политики и обеспечения сбалансированности бюджетной системы республики на заседании комитета выступил заместитель министра финансов Татарстана Алексей Шишкин. Он напомнил, что по итогам 2022 года в бюджет Татарстана мобилизовано налоговых и неналоговых доходов на сумму 366,6 млрд рублей, или 101,9% от плановых показателей. Из федерального бюджета и иных источников в республику привлечено 86,1 млрд рублей. 

В 2022 году в республике действовали 34 государственные программы, на реализацию которых было направлено 430,6 млрд рублей, из них средства федерального бюджета – 73,1 млрд рублей, средства бюджета Республики Татарстан – 357,5 млрд рублей. В целом расходы республиканского бюджета в прошлом году составили 463,2 млрд рублей.

Отдельно Шишкин остановился на реализации «майских указов» в части зарплаты отдельных категорий бюджетников. 

– По итогам 2022 года показатели оплаты труда отдельных категорий работников, установленных поручением президента Российской Федерации, выполнены в полном объеме, – сказал он.

Уровень долговой нагрузки Татарстана уменьшился до 28,2%. В 2021 году он составлял 34,5%, за год он снизился на 6,3%. Шишкин уточнил, что снизить долг удалось благодаря увеличению доходов бюджета. Норматив госдолга для Татарстана составляет 43%, таким образом, республика выдерживает все установочные показатели.

– Это следствие консервативного подхода к осуществлению государственных заимствований и последовательного увеличения доходной базы бюджета республики, – заметил Шишкин.

«Выглядит это прекрасно, но по факту эффективность не такая хорошая»: Депутаты Госсовета указали на недостатки мер поддержки бизнеса

Спикер также напомнил, что надежность Татарстана как государственного заемщика подтверждена крупными российскими рейтинговыми агентствами «Эксперт РА» и «АКРА».

По словам Шишкина, в 2022 году республика привлекла бюджетные кредиты из федерального бюджета в 14,3 млрд рублей на финансовое обеспечение и реализацию инфраструктурных проектов. На предыдущем заседании Комитета было утверждено дополнительное соглашение, которое позволило списать долг в сумме 1,7 млрд рублей за счет доходов, полученных от реализации инвестиционных проектов. Спикер подчеркнул, что ежегодно эта сумма по расчету должна возрастать.

– Оплата процентов государственного долга производилась своевременно – порядка 200 млн рублей мы заплатили за пользование госдолгом в сумме 93 млрд рублей, – добавил спикер.

Якунин спросил у Шишкина, планирует ли Минфин воспользоваться казначейскими кредитами, – их могут выдавать под 3% на срок до 15 лет. Спикер заметил, что в нынешней геополитической обстановке любыми кредитами не стоит злоупотреблять, какими бы привлекательными ни казались условия. 

– Татарстан – один из 10 [регионов]-доноров, а там такое правило по этому кредиту – 1/12 часть от объема доходов. 28 млрд – это наш лимит по этим кредитам. Но получаем через казначейство письмо: там вместо 28 – 15. То есть установили лимит, уменьшили его практически в два раза, – пояснил Шишкин.

Замминистра добавил, что республика направила ответное письмо с просьбой восстановить лимит в 28 млрд рублей.

Депутаты приняли к сведению отчет о деятельности органов исполнительной власти Татарстана за 2022 год.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *