«Нефти Россия поставляет по-прежнему много, а зарабатывает на этом крайне мало»

В I квартале 2023 года экспорт российской нефти достиг самого высокого уровня за три года - общие отгрузки «черного золота» дошли до 8
В I квартале 2023 года экспорт российской нефти достиг самого высокого уровня за
три года — общие отгрузки «черного золота» дошли до 8,1 млн баррелей в сутки, а
объемы поставок — до 3,1 млн. И все это на фоне антироссийских санкций и решения
планомерно сокращать объемы добычи нефти. Обсудили это явление с экспертами и
узнали, почему увеличение экспорта нефти не означает увеличения доходов бюджета.

Несмотря на санкции и решение о сокращении нефтедобычи, в марте экспорт российской нефти вырос до самого высокого уровня с апреля 2020 года. Согласно данным Международного энергетического агентства (МЭА), к февралю общие отгрузки «черного золота» выросли до 8,1 млн баррелей в сутки, а объемы поставок — до 3,1 млн. Предполагаемые доходы с продажи нефти составили $12,7 млрд (падение — на 43% год к году).

В целом по году в МЭА прогнозируют добычу на уровне 10,6 млн баррелей в сутки — этот прогноз был улучшен на 210 тысяч баррелей в сутки. Он предусматривает сокращение добычи год к году на 530 тысяч баррелей в сутки. В апреле министерство энергетики России остановило публикацию данных о добыче и экспорте нефти и бензина. В планах ОПЕК+ – сократить суммарный объем российской добычи в 2023 году на 750 тысяч баррелей в сутки (до 10,28 млн баррелей в сутки) после роста на 230 тысяч баррелей в прошлом.

Напомним, что 5 декабря 2022 года вступило в силу ценовое эмбарго на российскую нефть. Однако в апреле власти США официально признали, что поставки российской нефти ESPO с Дальнего Востока идут выше установленного Западом потолка цен на уровне 60 долларов за баррель. Минфин США рекомендовал американским компаниям тщательно отслеживать данные автоматических систем идентификации морских танкеров, чтобы по незнанию не оказаться участниками схем обхода потолка. В то же время, отмечают юристы, пока речь идет только о предупреждении и конкретные случаи обхода санкций не упомянуты. США мало что могут сделать для влияния на потоки ESPO, поскольку в основном ее покупает Китай.

Нефтяные компании увеличили поставки нефти в «дружественные» страны

Старший директор по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Филипп Мурадян обратил внимание, что рост экспорта нефти и нефтепродуктов означает, что объемы были успешно перенаправлены с европейского на альтернативные рынки сбыта. 

– При этом нельзя сказать, что санкции не работают, – доходы российского бюджета от нефтегазового сектора значительно просели в I квартале из-за соответствующих дисконтов к рыночным ценам реализации. Однако недавнее решение ОПЕК+ по сокращению добычи позволит постепенно выправить ситуацию для федерального бюджета за счет приближения цен Urals к уровням, заложенным в бюджете, – 70 долларов за баррель, – сказал эксперт. 

Управляющий директор — руководитель группы корпоративных рейтингов АКРА Екатерина Можарова признала, что российский нефтегазовый сектор страдает от наложенных санкций: объемы экспорта в натуральном выражении бьют рекорды, при этом объемы в денежном выражении конечно уступают досанкционным. Компании успешно переориентировались на азиатские рынки, в первую очередь на Китай и Индию. 

— Сокращение добычи странами ОПЕК+ закономерно привело к росту цен на рынке, но не факт, что это привело к более высоким ценам на российскую нефть. Дефицит на рынке нефти может возникнуть только при увеличении темпов роста экономики отдельных стран, и именно в этот момент появятся возможности для роста цены на российскую нефть, — сказала эксперт.

«Нефти Россия поставляет по-прежнему много, а зарабатывает на этом крайне мало»

Финансовый эксперт маркетплейса «Финмир» Антон Кравцов рост экспорта нефти в I квартале 2023 года связывает с существенным увеличением поставок российской нефти в Индию, Китай, Турцию, страны Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки. Эксперт напомнил, что в марте этого года экспорт нефти в Индию вырос в 4,6 раза по сравнению с прошлым годом — до 2,14 млн баррелей в сутки. По итогам 2022 года основными покупателями российской нефти стали Индия и Китай, которые приобрели 33,4 и 86,25 млн тонн соответственно, а в настоящее время на них приходится около 90% всего объема поставок нефти за рубеж. 

– Так как после введения санкций российская нефть продавалась с дисконтом другим странам, покупать ее стало экономически выгодно. К тому же некоторые страны стали использовать ее для создания продуктов нефтепереработки, что стало еще одним фактором роста спроса на российскую нефть, – пояснил Кравцов.

Аналитик подчеркнул, что в общем санкции Запада и США достаточно сильно повлияли на российскую экономику. Однако что касается нефтяной отрасли, то крупные компании заранее переориентировались на азиатский рынок, продавая нефть и нефтепродукты с дисконтом, что привело к росту спроса и, учитывая статистические данные за I квартал, дало некий положительный эффект. Рост экспорта нефти увеличивает приток валютной выручки при высоком курсе на биржевом рынке и способствует значительному сокращению дефицита бюджета.

– На данный момент, поскольку страны ОПЕК+ сократили добычу нефти, существует определенный дефицит на рынке, который привел к подорожанию нефти. И пока цены достаточно стабильны, некоторые страны наращивают объемы, поэтому потенциал роста поставок российской нефти в зарубежные страны сохраняется, – сказал Кравцов. 

Перенаправление поставок потребует значительных вложений в инфраструктуру

Завкафедрой Института управления, экономики и финансов КФУ Игорь Кох рост экспорта связал с двумя факторами. Во-первых, российские компании постепенно находят новые рынки сбыта и новые логистические маршруты взамен заблокированных санкциями, что увеличивает объем поставок по сравнению с 2022 годом. 

– Во-вторых, компании стараются компенсировать увеличением объемов поставок низкие цены на российскую нефть. Цены на нашу нефть остаются низкими, несмотря на повышение мировых цен на нефтяном рынке, поскольку традиционные покупатели (в первую очередь в Европе) от ее покупки отказываются, а многие потенциальные покупатели опасаются вторичных санкций либо, пользуясь ситуацией, требуют значительных скидок. В связи с низкой ценой российской нефти поступления в бюджет так же остаются достаточно низкими, несмотря на рост физических объемов поставок. При этом рост мировых цен, который произошел в том числе благодаря снижению добычи странами ОПЕК+, слабо отразился на фактической цене продажи российской нефти, – пояснил экономист.

Он добавил также, что подобная ситуация будет сохраняться до снятия действующих санкций или до отказа от их соблюдения крупнейшими потребителями нефти. Перенаправление поставок с европейских на азиатские рынки требует значительных вложений в транспортную инфраструктуру (трубопроводы, порты, танкеры). Эти вложения имеют смысл только в том случае, если такая смена направления поставок будет долгосрочной, на несколько десятилетий.

– Сейчас же, по моему мнению, большинство игроков рынка рассчитывают на возвращение в обозримом будущем к более логичной и дешевой схеме поставок, действовавшей до введения санкций, – считает Кох.

«Нефти Россия поставляет по-прежнему много, а зарабатывает на этом крайне мало»

Начальник аналитического управления банка «БКФ» Максим Осадчий так же обратил внимание на дороговизну «переключения» экспорта углеводородов на Китай и Индию. Этот процесс влечет за собой рост издержек, связанных не только с существенно большими транспортными расходами, но и с масштабными инвестициями в инфраструктуру, так как она, связанная с экспортом углеводородов за рубеж, была ориентирована до февраля прошлого года преимущественно на Запад.

– Эффект от роста поставок углеводородов в Индию и Китай нивелируется многократно возросшими транспортными издержками и инвестициями в новую инфраструктуру. Необходимо не только инвестировать в трубопроводы, но и в танкерный флот, поскольку возникают проблемы с отказом зарубежных перевозчиков перевозить российскую нефть, – заметил Осадчий.

Эффект «закрывающегося окна»

Эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Игорь Галактионов положительно оценил динамику экспорта. По его мнению, российским компаниям успешно удается осваивать новые рынки сбыта для нефти и нефтепродуктов. 

– Частично рост может быть связан с выходом «в море» объемов, которые ранее шли по трубопроводу «Дружба». Частично это эффект «закрывающегося окна», когда участники рынка стремятся провести как можно больше сделок, пока такая возможность еще есть. Регуляторные механизмы постоянно совершенствуются, а деэскалации в отношениях между Россией и Западом пока не ожидается, что дает повод опасаться более жестких мер, – рассуждал аналитик.

«Нефти Россия поставляет по-прежнему много, а зарабатывает на этом крайне мало»

В то же время Галактионов напомнил, что решение ОПЕК+ снижает мотивы стран-импортеров к ужесточению санкций, поскольку даже при текущей конфигурации ограничительных мер есть высокий риск дефицита поставок во втором полугодии 2023 года.

– Для России рост мировых цен означает рост бюджетных доходов. Даже в условиях сохранения широкого дисконта в цене Urals рост мирового эталона повышает маржинальность российской нефтяной отрасли. Будущее сужение дисконта, которое выглядит логичным, должно еще больше укрепить позиции сектора и бюджет страны в целом, – поделился своим мнением эксперт. 

Нефть будет дорожать

Аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин напомнил, что ранее S&P Global Commodity Insights сообщал, что российская нефть сорта ВСТО (ESPO) стала фаворитом у частных нефтеперерабатывающих компаний Китая и также привлекает покупателей в Индии. Данные за прошлый год показали, что российские нефтяники смогли переориентировать поставки на другие рынки, чтобы избежать падения добычи. Правда, при этом пришлось пожертвовать ценой, нарастив дисконт относительно нефти Brent, чтобы потеснить конкурентов. Например, в феврале дисконт российской нефти Urals относительно европейского бенчмарка Brent составлял около 40%. 

– Отсюда вытекают очень низкие доходы российского бюджета в I квартале этого года. Это стало итогом введенных западных санкций: нефти Россия поставляет по-прежнему много, а зарабатывает на этом крайне мало. Но ситуация, видимо, будет меняться в лучшую сторону начиная с апреля-мая, – спрогнозировал эксперт. 

Потавин заметил, что российская нефть Urals в начале апреля ощутимо прибавила в цене. Важно, что для российского бюджета стоимость Urals впервые за восемь месяцев поднялась выше 5 тысяч рублей за баррель, в том числе за счет весенней девальвации курса рубля. При сохранении рублевых цен на текущем уровне до конца года объем недополученных нефтяных доходов сократится на 500 млрд рублей — до 1 трлн рублей, считает аналитик.

По мнению экономиста, избыток предложения нефти в I квартале 2023 года перейдет в сбалансированный рынок во II квартале, а затем, во второй половине года, возникнет дефицит сырья (если экономика КНР будет активно расти), а значит, цены на нефть вырастут. 

– Во II квартале мы ожидаем, что котировки нефти марки Brent восстановят свои позиции и будут торговаться в диапазоне $80-90 баррелей, а во второй половине года торговля сместится на более высокие уровни. Этот сценарий предполагает, что к тому времени США и страны ЕС сохранят стабильность в экономике на текущем уровне. Если станут проявляться признаки торможения роста экономик США, Китая и ЕС, то дальнейшее восстановление котировок сырья будет под большим вопросом, – рассказал Потавин.

«Нефти Россия поставляет по-прежнему много, а зарабатывает на этом крайне мало»

Главный аналитик компании «Открытие Инвестиции» по нефтегазовому сектору Алексей Кокин заметил, что увеличение экспорта объясняется в первую очередь ростом добычи нефти в России, – уже в январе добыча составила 10,9 млн баррелей в сутки, а в феврале и первой половине марта практически вышла на уровень годичной давности, превысив 11 млн баррелей в сутки. Кроме того, в марте рост экспорта нефти мог быть опережающим перед снижением добычи. Если доходы от экспорта действительно упали на 43% год к году, а объем экспорта не упал, то такая динамика соответствует замыслу «ценового потолка» – снизить экспортные доходы России, сохранив физические объемы поставок.

Собеседник считает, что российские нефтяные компании максимально эффективно перенаправили поставки в Азию. Потоки нефти и нефтепродуктов в основном уже перенаправлены на новые рынки, при этом добыча снизилась на 0,5 млн баррелей в сутки – это меньше, чем ожидали наблюдатели. 

– Со временем вероятно постепенное сужение дисконтов российских углеводородов по мере оптимизации сбытовых схем. Однако полностью эти дисконты вряд ли исчезнут, ведь большой сегмент мирового рынка закрыт для российских углеводородов, – резюмировал Кокин.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *