«За памятником Котрагу может стоять только посыл о великоболгарском национализме»

Памятник «хану Котрагу» в поселке Ширяево установила «местная секта булгаристов» из фонда «Булгарское наследие». Фонд заручился письмом поддержки от Академии наук Татарстана.
Памятник «хану Котрагу» в поселке Ширяево установила «местная секта булгаристов»
из фонда «Булгарское наследие». Фонд заручился письмом поддержки от Академии
наук Татарстана.

Группа ульяновских и самарских татар обратилась в редакцию интернет-портала KazanFirst, выразив мнение, что недовольна той экспертизой, которую провели представители Академии наук Татарстана относительно исторической ценности памятника булгарскому предводителю Котрагу на берегу Волги, в поселке Ширяево (Самарская область). По мнению обратившихся татар, этот памятник представляет собой духовно-символическое торжество, победу «местной самарской секты булгаристов», которые и являются инициаторами установки памятника. Кроме того, обратившиеся считают, что проект по установке памятника возвысит местных булгаристов и тем самым может нанести вред этническому единению местных татар. 

Представители же Академии наук Татарстана, не сильно погружаясь в нюансы установки памятника, в своих письмах и обращениях к властям Самарской области, администрации города Жигулевск (куда территориально входит поселок Ширяево), а также не разбираясь в том, кем являются инициаторы установки (сами авторы памятника Котрагу), рекомендовали местным самарским чиновникам памятник установить. 

Памятник на берегу Волги 

В начале января 2023 года самарские СМИ облетела вроде как позитивная для местной туристической и краеведческой инфраструктуры новость — на Поповой горе в Ширяево появился новый памятник. Конная статуя изображает «хана Котрага», который, по легенде, «основал в Среднем Поволжье государство, ныне известное как Волжская Булгария».

Далее самарские журналисты, видимо, проконсультировавшись с инициаторами этого памятника, расписывают значимость самой исторической личности — «хана Котрага»:

«…известно точно: что в VII-VIII веках нашей эры вдоль берегов Волги и Камы, вокруг места их слияния, образовалось мощное процветающее государство. Его современные историки именуют Волжской Булгарией. Очевидно, что если государство возникло, то его кто-то основал. Дальше сведения во многом опираются на легенды и письменные источники, порой противоречивые. Единства на этот счет в исторической науке нет, но каноническая версия гласит следующее.

В VII веке в прикубанских и придонских степях возникло на недолгое время сильное государство, которое позже назвали Великой Болгарией. Слава объединения разрозненных племен досталась хану Кубрату — он же Курбат, он же… Версий его имени несколько, и историки не уверены, что речь всегда об одном и том же человеке. Как и в том, что именно его могилу нашли 111 лет назад, в 1912 году, под Полтавой. Но не уверены и в обратном, так что версия принята за приоритетную.

Период расцвета Великой Болгарии был недолгим. После смерти хана Кубрата территории государства были поделены между пятью его сыновьями и очень скоро оказались завоеваны хазарами.

Легенда выделяет двух из пяти сыновей — Аспаруха и Котрага. Первый считается основателем современной Болгарии на Черном море, второй — Волжской Булгарии. Именно памятник Котрагу и приехал на днях в Булгарию, на предполагаемые южные рубежи средневекового государства».

«За памятником Котрагу может стоять только посыл о великоболгарском национализме»

Саму установку памятника охотно журналистам комментирует председатель культурно-исторического фонда «Булгарское наследие» Гумар Батршин. К слову, его, организацию его и её сторонников ульяновские и самарские татары считают «булгаристской сектой». Таковой сектой Батршина и его организацию считает и ряд казанских историков. О взглядах булгаристов на сегодня известно, что они не поддерживают этническое наименование «татары», считают, что все татары должны быть переименованы в «истинный этноним», то есть в «булгары». Также, согласно их взглядам, Татарстан должен быть переименован в Булгарстан, а татарский язык — в булгарский. Сторонники булгаризма идеализируют и переоценивают историческую значимость государства Волжская Булгария в этногенезе «булгарского (то есть татарского) народа», отбрасывая в сторону исторический период Золотой Орды. С булгаристской идеологией подробнее можно ознакомиться в материале проекта «Татары мира».

— Границы территорий в Средние века были подвижными, поэтому мы можем говорить, что через Самарскую Луку и, в частности, современный поселок Ширяево они тоже проходили. Здесь, к примеру, вполне могла быть таможня и караван-базар. В честь образования Волжской Булгарии мы также хотели сначала разместить памятную доску. Но затем появился вариант с памятником хану Котрагу. Конечно, нет точных исторических сведений, что именно он основал здесь государство, многое опирается на легенды. Но совершенно точно это государство было, и его границы достигали Самарской Луки. Поэтому памятник хану Котрагу — это памятник не столько конкретному человеку, сколько историческому событию, — комментировал самарским журналистам Гумар Батршин. 

Отметим, что с февраля встал вопрос уже о сносе памятника. В лучшем случае — о возможном его переносе. Администрация Жигулевска дала оценку правомерности установки памятника хану Котрагу в поселке Ширяево Самарской области, написал самарский краевед Александр Назаров 7 февраля на своей странице «ВКонтакте». 

Назаров в январе обратился к местным властям с просьбой разъяснить, как в поселке Ширяево появился памятник хану Котрагу. 1 февраля он получил официальный ответ от главы Жигулевска Ильи Сухих.

Информация о самовольной установке памятника хану Котрагу в Ширяево подтвердилась ответом из администрации Жигулевска.

— Памятный знак, установленный в поселке Ширяево городского округа Жигулевск Самарской области на площадке гора Попова, не имеет информационных табличек, определить его принадлежность к какой-либо исторической личности или мифическому образу не представляется возможным. На сегодняшний день администрацией городского округа Жигулевск определен собственник данного памятного знака. В его адрес направлено письмо с приложением копии Положения о порядке установки монументов, памятников и памятных знаков на территории городского округа Жигулевск, утвержденного решением Думы городского округа Жигулевск от 25.08.2016 № 124. После прохождения данной процедуры заявителем, администрацией городского округа Жигулевск будет принято решение о разрешении установки данного памятного знака либо об отказе (с последующим демонтажем с места его фактического размещения), — приводит слова Сухих самарский краевед Александр Назаров

«За памятником Котрагу может стоять только посыл о великоболгарском национализме»

Мы же выделим из сообщения Сухих, что самарский чиновник указывает на то, что на памятнике нет никакой информации о нем самом («не имеет информационных табличек, определить его принадлежность к какой-либо исторической личности или мифическому образу не представляется возможным»). А по содержанию ответа и вовсе можно сделать вывод, что, оказывается, памятник никак и нигде официально не регистрировался. 

Письмо татарстанских академиков

Несмотря на всё это, весьма любопытна позиция научных кругов Татарстана относительно памятника Котрагу и рекомендации к его установке. В распоряжении редакции есть письмо от 11 апреля 2023 года, подписанное президентом Академии наук Республики Татарстан Макзюмом Салаховым и адресованное Илье Сухих. 

В письме отмечается историческая значимость личности «хана Котрага» и важность установки памятника в честь него следующим образом: 

«— Хан Котраг (жил в VII в.) объединил под своим единоличным правлением разные этнические племена финно-угорской, тюркской языковых групп и частично славянские племена. Впоследствии волжские булгары создали на пересечении Европы и Азии одну из ярких цивилизаций эпохи средневековья, павшую под натиском монгольских племен». 

«— Увековечивание памяти о тех древних временах стало бы символом и напоминанием о некогда существовавшей на этой земле древней цивилизации, заложенных тогда основах государственности и мирного сосуществования разных народов». 

Обратим внимание, что в пассаже выше Макзюм Халимуллович опирается на тезис, что якобы памятник Котрагу символизирует некий интернациональный посыл, некий символ добрососедского сосуществования разных народов. Позднее мы ещё вернемся к этому моменту.  

«— Установку памятника поддержали ведущие ученые, специалисты по средневековой истории, среди которых есть и самарские историки (доктор исторических наук, профессор, завкафедрой российской истории Самарского НИУ им. Королёва и почетный гражданин Самарской губернии П.С. Кабытов, доктор исторических наук, профессор, редактор Самарского ФИЦ РАН Н.Ф. Тагирова)». 

«— Просим вас, уважаемый Илья Геннадьевич, поддержать начинание культурно-исторического фонда «Булгарское наследие» об установке памятного знака на Самарской земле. Сохранение его будет, несомненно, способствовать развитию вокруг обозначенного места историко-культурного туристического кластера». 

«За памятником Котрагу может стоять только посыл о великоболгарском национализме»

Письмо в поддержку памятника «хану Котрагу», датируемое 12 апреля 2023 года и адресованное Илье Сухих, из Татарстана написал ректор Института культуры мира (ЮНЕСКО), президент Международной гуманитарной академии «Европа-Азия», член президиума Российской ассоциации содействия ООН Энгель Тагиров (есть в распоряжении KazanFirst).

«— Перспективы дальнейшего развития Жигулевска остаются в актуальной повестке администрации города. Это вселяет уверенность в том, что особо важные историко-культурные памятники, находящиеся на территории округа, могут войти в Список памятников духовного наследия, охраняемых ЮНЕСКО. 

На это претендует и Ширяевский историко-музейный комплекс. Полагаю в этой связи, что памятник хану Котрагу будет лишь изюминкой на торте. Остынут споры, уляжется пыль и пыл военной закваски, придет время, когда наши наследники как историческую жемчужину занесут его в свою благодарную память, в Книгу бытия человечества».  

Отметим, что в обращении Салахова нет ни слова о татарском народе, не идет никакой речи о позиции местных, самарских татар, об их негативном отношении к некоему «хану Котрагу». Хотя, пожалуй, высоким научным академическим кругам стоило хотя бы изредка интересоваться тем, чем живут и о чем думают татары, проживающие за пределами Татарстана. Как-никак, но именно этим академическим кругам реализовывать республиканскую программу по сохранению татарской идентичности в России. 

Проявление болгарского национализма?

На самом деле самарская организация булгаристов «Булгарское наследие» не является автором памятника «хану Котрагу». Этот памятник фонду достался от болгарской организации-фонда «Воссоединение» (по-болгарски «Въздигане»). Памятник был отлит на деньги болгарского миллионера Ивелина Михайлова. О его взглядах известно, что он придерживается весьма жестких правых националистических взглядов и периодически в СМИ поднимает тему о былом и необходимом именно сейчас величии Болгарии. 

Ранее, ещё в 2018 году, памятник хану Котрагу хотели установить в Татарстане. Лоббистом этого выступил побывавший в Казани тогда посол Болгарии в России Бойко Коцев. Но власти Татарстана пять лет тому назад вежливо отказали настырным болгарам. 

Весьма примечательно, что как только в Самаре установили памятник в январе 2023 года, на болгарских националистических ресурсах сразу же появились комплиментарные материалы, в которых проходит мысль вроде «наконец памятник болгарской исторической личности нашел своё место в России». 

Ниже приводим отрывок из одного такого текста с болгарского ресурса «Красиво Ветрино» (текст переведен через онлайн-переводчик. — Ред.):

« — Фонд «Вознесение» поставил скульптуру хана Алцека в Челле-Ди-Булгерия, Италия, и теперь ему удалось сделать то же самое с памятником хану Котрагу в городе Самара, Россия, и это было настоящим вызовом». 

Как видите, никакой речи о местной булгаристской ячейке в виде фонда «Булгарское наследие», который упоминается в письме президента Академии наук Татарстана Макзюма Салахова, который также упоминается в публикациях самарсих СМИ, на ресурсе болгарских националистов, не говорится. Установку памятника «хану Котрагу» они расценивают как свою некую символически-историческую победу на фоне того, что между Болгарией и Россией сегодня испорчены дипломатические отношения, а сама Болгария официально объявлена «недружественной страной».   

«За памятником Котрагу может стоять только посыл о великоболгарском национализме»

«— После освобождения от турецкого рабства мы прошли очень долгий путь, в котором шаг за шагом строим современную болгарскую память. Многие родолюбцы создали тысячи памятников на нашей Родине. Теперь наша задача — продолжать их веление и создавать памятники нашим героям и за пределами территории нынешней Болгарии, потому что великие болгарские дела простираются от Средней Европы до Западной Азии. Мы гордимся тем, что есть болгары, которые неукоснительно следуют этому велению. Фонд «Вознесение» поставил скульптуру хана Алцека в Челле-Ди-Булгерия, Италия, и теперь ему удалось сделать то же самое с памятником хану Котрагу в городе Самара, Россия, и это было настоящим вызовом. Ухудшение отношений США и ЕС с Россией сделало так, что наши политики остановили Память народа. Оказалось, что те, кто был избран защищать болгарский интерес, выполняли иностранные поручения, а не защищать народ, и это сделало осуществление этой задачи очень трудным. Тем не менее, мы наглядно показали, что ничто не может остановить Объединенных болгар, и памятник был успешно доставлен в город Самара, где основатель Волжской Болгарии и брат хана Аспаруха сможет наблюдать за Волгой и быть ее хранителем».  

Из всего этого пассажа можно сделать вывод, что памятник «хану Котрагу» на берегу Волги в Самарской области — это на самом деле проявление болгарского, реваншистского (после турецкого ига) национализма, но никак не проявление интернационализма и межнационального добрососедства, как об этом пишет президент Академии наук Татарстана Макзюм Салахов. А местная булгаристская секта в Самарской области, на самом деле не пользующаяся никаким уважением и признанием среди самарских татар, сыграла роль некоего «троянского коня», своими руками реализовав установку памятника «хану Котрагу», отлитого за деньги миллионера из «недружественной» Болгарии. 

«Самарские булгаристы решили, что памятник — это хорошо для борьбы против татарской нации»

Детальнее о булгаристской идеологии, о самарской секте булгаристов, о самом проекте установки памятника «хану Котрагу», а также о современном болгарском национализме мы поговорили с казанским историком Искандером Измайловым

Что значит памятник Котрагу в Самарской области? Почему его не удалось установить в Татарстане? 

— С памятником хану Котрагу всё очень непросто. В своё время, ещё когда завершал свою работу Фонд «Возрождение» во главе с Минтимером Шаймиевым, когда заканчивали реконструкцию в Булгаре, к руководству Татарстана обратились болгары из фонда «Въздигане» («Единство»). Они просили помочь установить памятник хану Котрагу. Памятник они уже отлили, готовы были оплатить его доставку и установку, но требовали, чтобы его установили непосредственно на Болгарском городище в охранной зоне. 

Поскольку незадолго до этого у руководства республики было много проблем с ЮНЕСКО в связи с тем, что была нарушена историческая целостность памятника некоторыми новоделами, то от этого проекта отказались. Тогда они предложили установить его на другом берегу Волги в Тетюшах. Место это красивое, но… тоже охранялось как памятник археологии. Ни в каком другом месте, в том числе и в самом районном центре Болгар, они устанавливать его не согласились. Переговоры зашли в тупик. 

Тем более что, когда Минтимер Шаймиев обратился за консультацией к историкам и археологам, выяснилось, что и они занимают негативную позицию по этому вопросу. Тогда я написал отзыв на этот проект и отметил, что никакого исторического хана Котрага, который был бы связан с Поволжьем, не существовало.

Один из сыновей Кубрата с таким именем (а оно явный этноним – персонификация племенной группы кутригуров/котрагов), по византийским источникам, после распада Великой Болгарии откочевал за Танаис (то есть Дон) на Запад. Кроме того, территория историко-археологического заповедника не предполагает никакого монументального строительства. То есть никакой исторической основы под этим предположением нет и устанавливать памятник, создавая болгарский миф, – это не слишком правильно и незаконно с точки зрения охраны памятников культуры.

«За памятником Котрагу может стоять только посыл о великоболгарском национализме»

Были вопросы и к деталям самого памятника, и к его обоснованию. Можно было подумать об установлении памятника основателям Болгара и отойти от мифического Котрага. Но авторы проекта отказались принимать критику и перенесли свои усилия в другие регионы.

Велико же было удивление научной общественности, когда в Самарской области, где есть устойчивое, хотя и безнадежно сектантское булгаристское движение, в поселке Ширяево 13 января 2023 года появился памятник хану Котрагу.  Организатором установки памятника стал Гумар Батршин – председатель фонда «Булгарское наследие».

Ограничивалось ли всё дело только этим фондом «Булгарское наследие»?

— Всё бы ничего, но выяснилось, что вот эта организация болгар фонда «Въздигане» («Единство»), да и само местное болгаристское сообщество по своим взглядам и ценностям очень близко к крайне правым политическим взглядам. Так что не нужно забывать, страна Болгария — член НАТО и на сегодня официально является для России недружественной страной. Другой аналогичный памятник был возведен в Италии.

В этой связи губернатор Самарской области Дмитрий Азаров, который дал согласие на установку памятника без научной его экспертизы, очевидно, поддался на уговоры, что этот памятник может стать символом города, привлечь внимание к Самаре со стороны иностранных туристов. А когда началась критика и вскрылась политическая подоплека этого поистине «троянского коня», сразу стал отнекиваться от своей поддержки. Внезапно оказалось, что этот памятник никто не поддерживал, не согласовывал, что, оказывается, есть какие-то проблемы с установкой и ее законностью. Не прошло и трех месяцев, как все всё поняли. Все ополчились вместе против этого памятника. Сейчас наиболее авторитетны требования, чтобы убрать памятник или, в лучшем случае, перенести его на какое-то другое место. 

А что известно о самом «хане Котраге»?

— Следует подчеркнуть, во-первых, что никакого хана (тем более «хана», поскольку правители волжских булгар носили титул эльтебер) Котрага не было. Да, предводитель Котраг был из правящей династии Дуло. Во-вторых, само это имя, сохранившееся в поздних легендах и источниках, является эпонимом, то есть персонализацией названия племени кутригуров (котрагов), известных в целом ряде синхронных письменных памятников. О переселении в Среднее Поволжье именно этого племени есть весьма отрывочные и смутные сведения в поздних легендах. Для конструирования образа некоего «хана Котрага» у историков нет объективных данных. По письменным источникам, у Феофана Исповедника (VII-VIII вв.) есть сведения, что некий «вождь племени Котраг переселился по другую сторону реки Танаиса», то он переправился через реку Дон, можно сказать, что отселился от старших братьев и поселился в районе современного Мариуполя. Никаких сведений, что он ушел куда-то дальше, в сторону Поволжья, что добрался до Волжской Булгарии, в письменных исторических сведениях нет.

То есть с научной точки зрения личность Котрага и его якобы какие-то исторические достижения — это фикция. То есть мы знаем только о существовании некоего племени котрагов-кутригуров, у которых, возможно, был некий вождь-предводитель Котраг, а возможно, и не был. И не более того.   

И всё-таки что следует понимать из проекта установки памятника Котрагу? 

— За памятником Котрагу может стоять только посыл о великоболгарском национализме, о некоем болгарском экуменизме. Причем сегодня нужно понимать, что страна, откуда этот всё исходит, то есть Болгария, сегодня России тоже ведь явно недружественная на официальном уровне. Для авторов этого памятника, для инициаторов установки этого памятника успех в этом деле будет означать совсем конкретные вещи. Во-первых, так они обозначают пределы своей исторической памяти и территории. Во-вторых, таким образом они якобы укрепляют в местном населении болгарскую этническую идентичность.

Но надо иметь в виду и политические обстоятельства этого скандала. Во-первых, местные же самарские булгаристы решили, что раз памятник хотят поставить западные болгары из Болгарии, то это хорошо для борьбы против татарской нации. И раз есть какая-то, как поняли выше, мифическая историческая связь между волжскими булгарами и дунайскими болгарами, то памятник Котрагу — это на самом деле акт укрепления позиций булгарской этнической идентичности на территории, среди татарского населения. Во-вторых, установка памятника — это ещё и акт международного, европейского признания местной булгаристской самарской общины, что их поддерживают там, в Европе. Очевидно же, что сегодня такое дело стало политически весьма неудачным и даже неудобным. В общем, нужно ещё раз взвесить все за и против, прежде чем поддерживать установку такого памятника и идти на поводу у антитатарских активистов. Нужно ещё раз подумать: не подставимся ли мы, татары, если поддержим установку такого памятника?

Нужно понимать, что булгаристские сообщества на первый взгляд вроде бы  безобидные. Но на самом деле они несут довольно-таки разрушительные идеологические заряды против единства татарской нации.  А также против единства Российского государства. И это важнейший урок этого скандала.   

При публикации материала были использованы фото от КИФ «Булгарское наследие», ИА Красная Весна, из соцсетей.


Читайте также: Предок президента Казахстана Касым-Жомарт Токаева писал историю татарских ханств


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *