Саботаж или необходимость: в России могут разрешить обжаловать решения военкоматов

Автор законопроекта
Автор законопроекта, ушедшего на обсуждение в Госдуму, утверждает, что в армию
могут попадать люди, которые в силу физических и психических качеств не могут
нести службу, представляя угрозу. Татарстанские политики во мнениях относительно
документа разделились.

В Госдуму внесли законопроект об обжаловании решений военкомата. Внес его депутат от КПРФ Сергей Шаргунов. Законопроект позволяет обжаловать решение призывной комиссии, и в таком случае оно будет приостановлено до тех пор, пока не вступит в силу решение суда.

Как говорится в пояснительных материалах, анализ практики правоприменения показал, что ошибка при определении категории годности к военной службе чаще всего служит причиной обжалования призыва на срочную службу в суде. Автор инициативы отметил, что «в результате неверной постановки диагнозов» в ходе освидетельствования военно-врачебной комиссией в состав Вооруженных сил РФ попадают люди, «которые в силу своих физических и психических качеств не могут нести воинскую службу, а зачастую и сами создают угрозу для других военнослужащих». Он считает, что в таком случае обязательное приостановление решения о призыве позволяет исключить возникновение опасности для жизни и здоровья военнослужащих, а также избежать ситуаций, когда в условиях военной подготовки военнослужащий становится обузой для сослуживцев.

Следует отметить, что, если законопроект о приостановлении решений военкомата до вынесения судебного решения будет принят и вступит в силу, то это может значительно повлиять на процедуру призыва граждан на военную службу. В частности, это может увеличить сроки призыва и отсрочки для тех, кто обжалует решение военкомата.

Саботаж или необходимость: в России могут разрешить обжаловать решения военкоматов

Возможны и негативные последствия для всей системы военкоматов, так как она может столкнуться с большим количеством обращений и судебных разбирательств, а это может привести к дополнительной нагрузке, замедлению процесса призыва или вовсе ее коллапсу. За последние годы в России призывали на срочную военную службу 120-150 тысяч человек ежегодно. Если даже малая часть из них обратится в суд, это может парализовать работу военкоматов.

Тем не менее, инициатива призвана защитить законные интересы граждан, которые не согласны с решением военкомата. Это может привести к более справедливому и прозрачному процессу призыва в армию.

Напомним также, что ранее начальник пункта отбора на военную службу по контракту в Казани Евгений Токмаков заявил, что теперь получить возможность заключить контракт могут все желающие. Если раньше «допуском» служили пройденная срочная служба либо наличие высшего или средне-специального образования, то теперь этот ценз отменили.

– На сегодняшний день вступили в силу изменения. Если до этого гражданин, имеющий средне-специальное или высшее образование, имел право поступить на военную службу по контракту, минуя военную службу по призыву, то на сегодняшний день гражданин, не пребывающий в запасе и в возрасте 18 лет так же может сразу пойти на военную службу по контракту, – рассказал спикер.

Саботаж или необходимость: в России могут разрешить обжаловать решения военкоматов

Более того, по словам спикера, службу по контракту можно выбрать взамен срочной, в том числе после того, как человеку вручили повестку. Нельзя не признать, что подобные изменения могут полностью преобразовать всю призывную систему страны. В наиболее радикальном случае можно будет вести речь об отмене срочной службы в пользу полностью контрактной армии. Мы поговорили с татарстанскими политиками и попросили их оценить инициативу и спрогнозировать возможные последствия в случае ее одобрения в Госдуме.

«У граждан должно быть право обжалования решения военкомата»

Татарстанский парламентарий от КПРФ Николай Атласов поддерживает законопроект, который заявлен его однопартийцем.

– Мы же помним, что в условиях частичной мобилизации были нарушения, когда незаконно призывали многодетных отцов. Поскольку полной мобилизации у нас нет и, я думаю, в обозримом будущем навряд ли она будет, то исключать вероятности дальнейших нарушений со стороны военкоматов нельзя. Мы же понимаем, что военкоматы работают по плану, который им спускается сверху. Их задача – любой ценой выполнить план, так что нарушения в этом случае возможны, – указал собеседник.

Что касается заявления Евгения Токмакова о возможности для молодого человека, призванного в армию, сразу же подписать контракт, то, на взгляд Атласова, это ошибка.

Саботаж или необходимость: в России могут разрешить обжаловать решения военкоматов

– То, что окончательное решение будет приниматься призывной комиссией, – это зазор для злоупотреблений. Можно ли в такой ситуации исключить вероятность оказания давления на молодого человека, когда его будут всячески склонять к подписанию контракта? Это опасная ситуация, – убежден депутат.

Его коллега по Госсовету — член ЛДПР Эдуард Шарафиев (который ранее отправился на фронт добровольцем, а теперь снова находится в зоне СВО) уверен, что военнослужащие, призванные в армию по призыву, должны служить только срочную службу вне непосредственной зоны боевых действий.

– Теоретически можно допустить, что они могут находиться в зоне СВО, занимаясь, к примеру, охраной объектов, но непосредственно не принимая участия в боевых действиях. Например, есть же у нас Белгородская и Брянская области, которые официально не входят в зону СВО, хотя там призывники проходят службу в рамках действующего законодательства. Но туда периодически что-то с Украины прилетает, были случаи захода на эти территории украинских ДРГ (диверсионно-разведывательная группа. – Ред.), – отметил Шарафиев.

Он поделился, что, если срок срочной службы, как ожидается, будет поэтапно увеличен до двух лет, то тогда теоретически можно допустить возможность подписания контракта военнослужащему-срочнику, отслужившему минимум год.

Саботаж или необходимость: в России могут разрешить обжаловать решения военкоматов

– Но я в целом считаю, что срочники не должны привлекаться к участию в военных действиях, за исключением ситуации, когда официально объявлена война и всеобщая мобилизация, – подчеркнул собеседник. – В остальном же у граждан должно быть право обжалования решения военкомата в случае принятия явно неправомерных решений.

Не лучше ли модернизировать военно-врачебную комиссию?

Первый секретарь татарстанского отделения партии «Коммунисты России», депутат Казгордумы Альфред Валиев, напротив, выступил резко против подобной инициативы.

– Это же саботаж чистой воды – в военное время подать в суд на военкомат, чтобы не попасть в строевую часть! Понятно, что не всё ещё отлажено в работе военкоматов, какие-то аспекты до сих пор не исправлены, но работа-то идет, военный учет приходит в чувство и реальность. И тут бац — условный мобилизованный/призванный – «не хочу в войска, потому что я считаю, что не годен по здоровью?» И начались суды: тут отложили, там перенесли. Время идет, недобор в армию. Не лучше ли систему ВВК (военно-врачебная комиссия. – Ред.) модернизировать и обновить технологии «годен/не годен»? Наконец, ввести ответственность за направление в войска граждан с тяжелыми заболеваниями? Заболевание, какое бы оно ни было, не за три дня у человека появляется, и если оно есть, то ВВК обязана принимать его во внимание, – убежден Валиев.

Саботаж или необходимость: в России могут разрешить обжаловать решения военкоматов

Партийцы также считают необходимым отработать механизм возврата из частей людей, негодных к воинской службе.

– Ведь саботировать призыв судебным путем – это как раз методы тех проклятых 90-х годов, когда либералы под командованием ЦРУ разрушали нашу армию. Вы посмотрите, кто этот законопроект внес, – депутат от КПРФ Сергей Шаргунов. Тот самый, который с Навальным в близких контактах состоял, тот самый, кто закон о запрете пропаганды ЛГБТ не поддержал, равно как и закон о дополнительных мерах поддержки семей с детьми. Зато за следующий закон, облегчающий жизнь наркоманам, он руку поднял. Совести Шаргунову не хватает и порядочности. Ему народ деньги большие платит, а он против него подрывную работу ведет, – возмущается Валиев.

По его мнению, если лишить депутатов таких огромных доходов, то Госдума сразу бы «очистилась».

– Правильно Сергей Миронов из «Справедливой России» предлагает – приравнять зарплату депутатов ГД к средней по России и отменить ряд льгот по медицинскому, санаторно-курортному, бытовому и пенсионному обеспечению, которыми в настоящее время пользуются сенаторы и депутаты. Вот такие законопроекты нужны стране, чтобы сенаторы и депутаты от народа не отрывались, только полезные стране законы принимали. Тогда и жизнь у народа наладится, и призывники от армии «косить» перестанут, – уверен собеседник.

«Бывает, и суды присяжных тоже ошибаются»

Председатель татарстанского отделения Партии пенсионеров Виталий Смирнов напомнил об опубликованных недавно данных, согласно которым за прошлый год работники прокуратуры отменили 15 тысяч решений военкоматов о привлечении конкретных людей на военную службу. То есть примерно каждое двадцатое решение о мобилизации было неправомерным и производилось с теми или иными нарушениями прав человека.

Саботаж или необходимость: в России могут разрешить обжаловать решения военкоматов

– Наверняка каждый раз процедура отмены такого решения была непростой, длительной и скандальной. Полагаю, что законопроект об обжаловании решений военкоматов такую процедуру упростит и, в свою очередь, даст военкоматам дополнительный стимул призадуматься и ответственнее подходить к своей работе. Было бы полезно, полагаю, если в этом законе была предусмотрена ощутимая персональная ответственность тех, кто принимал неправомерное решение, – рассуждает Смирнов. – Например, из семьи, где четверо детей, а мать больна, отца чуть ли не под конвоем уводят на призывной пункт и только через несколько недель удается вернуть его к семье. А те, кто это сделал, просто выполняли приказ, исполняли свой долг, отрабатывали разнарядку. И как с гуся вода. Ну, может, пожурят немного.

Смирнов полагает, что такой закон может быть востребован в нынешних реалиях, но при одном условии: если он будет очень хорошо продуман.

– Что касается принятия соответствующей комиссией решения о том, будет служить конкретный призывник по призыву или по контракту, то думаю следующее. Конечно, такие комиссии создаются из опытных, компетентных, ответственных людей, которые всегда стремятся принять всесторонне обдуманное, взвешенное решение. Но бывает всяко. Бывает, и суды присяжных тоже ошибаются. С тяжелыми для подсудимого последствиями, – указал Смирнов.

По мнению собеседника, если у призывников появится надежный инструмент в виде соответствующего федерального закона, с помощью которого он, в случае необходимости, сможет защитить свою обоснованную точку зрения, то это было бы неплохо.


Читайте также: Без «срочки», «вышки» и через Госуслуги: в Татарстане ожидают увеличения числа контрактников


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *