«Мы формируем новый турпродукт»: как глэмпинги повышают привлекательность районов Татарстана

«Гламурный кемпинг» продолжает завоевывать людские сердца. В прошлом году глэмпинги приняли больше 50 тысяч гостей. Нетипичные базы отдыха делают из районов
«Гламурный кемпинг» продолжает завоевывать людские сердца. В прошлом году
глэмпинги приняли больше 50 тысяч гостей. Нетипичные базы отдыха делают из
районов, которые ранее не были на слуху, новые привлекательные туристические
точки.

Спрос на загородный отдых в крупных городах страны менялся мягко, но непреклонно уже с начала 2010-х годов, а внезапно настигнувшая нас пандемия ускорила этот процесс в разы. Тогда на первый план и вышла близость к природе. Стали важны экологичный и этичный подходы к досугу и организации среды, комьюнити и принцип less is more — органичный минимализм. Люди захотели большего, чем просто номер в доме отдыха с бассейном и елками вокруг. Они заинтересовались прогулкой по лесу, минималистичными и комфортабельными жилыми модулями, наблюдением за звездами и птицами (бердвотчинг. — Ред.).

Правда, далеко не все жители мегаполисов и городов поменьше, привыкшие к комфорту, были в силах отказаться от него во время отдыха на природе. Именно для таких людей и создали глэмпинги — альтернатива кемпингу, только погламурнее. Вместо палаток и спальных мешков — оборудованные всеми необходимыми удобствами шатры, вместо консервов на костре — блюда от профессиональных поваров. Сегодня глэмпинги стали настоящим трендом в сфере гостеприимства. Это отличная возможность уехать подальше от шума автомобилей, пыльных улиц и больших толп, насладиться прекрасными пейзажами и пожить в необычных номерах. Рассказываем, какие объекты загородного отдыха функционируют в Татарстане и как они повышают привлекательность районов.

Татарские Мальдивы и фирменные сырники

К началу мая 2023 года в Татарстане действуют 36 загородных объектов нового формата, представленных в 15 районах республики и в Казани. Свои глэмпинги есть в Алексеевском, Елабужском, Менделеевском, Азнакаевском, Бугульминском и Бавлинском районах. «Базы» отдыха — это загородные объекты, которые предполагают отдых на природе. Поэтому и запускаются они, как правило, за пределами города. Исключение — глэмпинг Glamptown, который расположен в Дербышках, но и он позиционируется как природный объект.

— Глэмпинги — это по-прежнему новый формат отдыха для России. Благодаря таким объектам мы формируем новый турпродукт. Уверены, что в ближайшие пару лет нам удастся сформировать новый образ республики как туристического направления, который не будет ассоциироваться у туристов исключительно с культурно-познавательным туризмом в Казани, Болгаре, Свияжске, Елабуге и Чистополе. Этому сильно поспособствует и проект «Волжская тропа», запуск которой стал заметным событием в туристической отрасли страны этой весной, — отметила руководитель Дирекции по развитию природных территорий и экотуризма Института развития городов Татарстана Оксана Саргина.

«Мы формируем новый турпродукт»: как глэмпинги повышают привлекательность районов Татарстана

В прошлом году глэмпинги приняли больше 50 тысяч гостей, что в 2,5 раза больше, чем в 2021 году. При этом отрасль сохраняет хороший средний показатель загрузки — выше 55%, а у пяти объектов она составила 70% и выше. Большинство гостей — жители Казани. Многие объекты изначально заточены под них. По сути, это формат отдыха выходного дня на природе. Учитывая двукратный рост объектов и появление новых форматов отдыха, по прогнозу, к концу года можно будет говорить о цифре в 100 тысяч гостей.

— Наш загородный клуб начал принимать гостей с мая 2021 года. Спрос только увеличивается. Например, в 2022 году мы достигли заполняемости в 80%. Через нас прошли десятки тысяч людей. Более того, растет входящий турпоток. Много туристов приезжают из других городов, особенно на корпоративы — из Москвы и Питера. У нас даже была свадьба ребят из Великобритании. Для сохранения высоких показателей стараемся радовать гостей новинками. Например, теперь вместо 20 домиков у нас их 52 общей вместимостью более 200 человек. Запустили искусственный остров на Волге с 14 домами в форме зеркальных кубов и пляж. Это единственный в России и ближней Европе формат, подобный Мальдивам. Дополнительно здесь есть открытый круглогодично бассейн и сауна, — рассказал сооснователь загородного клуба «Утрау» в Зеленодольском районе Рустам Аюпов.

«Мы формируем новый турпродукт»: как глэмпинги повышают привлекательность районов Татарстана

Большинство глэмпингов в республике сосредоточены недалеко от столицы. Такое географическое расположение и близость к Волге и Каме — это явная точка притяжения туристов. Здесь и панорамный вид, и активный отдых на воде, и рыбалка. А в таких районах, как, например, Верхнеуслонский и Лаишевский, много дополнительных предложений по показу достопримечательностей. Все эти факторы в совокупности играют роль при выборе предпринимателями места строительства глэмпингов. Участие Татарстана в федеральной программе в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» увеличивает ее номерной фонд.

— В основном к нам приезжают казанцы. Туристы из других регионов, как правило, заглядывают в летний сезон. Так как границы сейчас закрыты, внутренний туризм активно развивается. Многие ринулись в города, из-за чего не хватает номерного фонда в отелях и гостиницах. Так, бывает, к нам и попадают жители других регионов. Например, недавно на неделю остановились девушки из Санкт-Петербурга, а еще гости из Перми. Уже от нас они поехали по другим достопримечательностям – в Иннополис и остров-град Свияжск. С прошлого года у нас появился новый номер – с повышенной комфортностью. Поменяли меню в кафе — оно стало более ресторанным. Но сохранили фирменные сырники и продолжаем делать акцент на фермерские продукты, — поделился управляющий экоотелем «Гектария» в Высокогорском районе Раджаб Исхаков.

«Мы формируем новый турпродукт»: как глэмпинги повышают привлекательность районов Татарстана

Председатель Госкомитета Татарстана по туризму Сергей Иванов подчеркивает, что создание глэмпингов — это не только увеличение номерного фонда и хорошая альтернатива размещению в отелях, но и новые возможности по изучению местности для жителей и гостей республики, которым открываются не изведанные ранее маршруты и сказочной красоты природные локации.

— Благо у нас много рек, озер и лесов, а значит, полноценный отдых все больше становится доступным в любой точке Татарстана. Учитывая, что туристический поток в республику постепенно прирастает в сравнении с аналогичными периодами прошлых лет, ожидается высокий спрос и на глэмпинги. Со временем можно будет сравнить эти ожидания, время покажет, — заключил Иванов.

Глэмпинги, конечно, удовольствие не из дешевых. За одну ночь можно оставить до 30 тысяч рублей, а то и больше. Но это не мешает бизнесу развиваться и совершенствоваться. Как говорится, на любой товар найдется свой покупатель. В данном случае в большинстве это семьи с детьми. Уже почти каждый объект строится с учетом того, что базу отдыха, скорее всего, посетят юные непоседы, которых нужно чем-то развлекать, пока взрослые делают облегченный выдох. Не реже глэмпинги приходятся по душе романтическим парам, шумным компаниям, путешественникам и просто любителям природы.

«Мы формируем новый турпродукт»: как глэмпинги повышают привлекательность районов Татарстана

— Редко бывают дни, когда у нас никого нет. В основном приезжают по две-три компании в день. Нередко здесь отдыхают и по одному. Еще играют свадьбы и дни рождения. Большая часть потока идет из Набережных Челнов и Казани – близлежащих городов. Но буквально на днях были гости из Волгограда. Примерно в равном соотношении у нас отдыхают и дружеские компании, и влюбленные пары, и семьи с детьми. Из Москвы вот туристы приехали переночевать, а остались на четыре дня. Поскольку Татарстан взял курс на развитие туризма, мы в этой стезе стараемся быть отличным инструментом. У нас люди находят теплую атмосферу и уют. Бывает, что даже начинают дружить домиками, — сказал владелец глэмпинга «Дикая дача» в Пестречинском районе Владимир Мордовин.

Отдых в Закамье и переродившаяся Тарловка

Загородные объекты отдыха – это частные предпринимательские проекты. Как и любой другой вид бизнеса, они привлекают в районы инвестиции. В период строительства и функционирования глэмпинга к работе привлекаются, как правило, местные жители: администраторы, горничные, рабочие, охранники и повара. Таким образом и создаются новые рабочие места. По итогам 2022 года в 17 объектах работали 188 человек. К лету, с учетом практически двукратного увеличения объектов и расширения номерного фонда действующих, эта цифра может возрасти вдвое. Особенно актуальна и полезна эта тенденция для Закамья.

— Мы заинтересованы в развитии новых проектов в Закамском регионе и на Юго-Востоке Татарстана. Такая задача поставлена, в том числе, раисом Татарстана Рустамом Миннихановым. В прошлом году мы уже проводили мероприятия для местных предпринимателей и инвесторов в Чистопольском, Нижнекамском и Тукаевском районах. Продолжим эту работу и в этом году, — заметили в Дирекции по развитию природных территорий и экотуризма Института развития городов Татарстана.

«Мы формируем новый турпродукт»: как глэмпинги повышают привлекательность районов Татарстана

Сейчас в Закамье активно развиваются несколько проектов. Среди действующих — «Лебедино» в Алексеевском, «Тарловка» в Елабужском, «Ижминводы» в Менделеевском, «Чатыр Тау» в Азнакаевском, «Бушидо Парк» в Бугульминском и глэмпинг «Авылдаял» в Бавлинском районе. Среди планируемых к открытию в скором времени — Fishing GLamp в Мамадышском, «Новая Земля» и «Карабашское море» в Бугульминском, «Белая лилия» в Менделеевском, а также туристический комплекс в селе Красный Бор в Агрызском районе. Пожалуй, главный аспект в появлении и последующем развитии «баз» отдыха — это заинтересованные предприниматели и администрация. В Елабужском районе, например, уже не первый год поддерживаются комплексы «Белая дача», «Вятский берег» и кемпинг FАБРИКА, который принимает у себя автодома и дома-прицепы. Все это отмечает потенциал района и регулярный спрос на услуги отдыха.

— В данном направлении ведется активная работа. В настоящий момент есть инвесторы, заинтересованные в реализации подобных проектов на территории Елабужского района. Они находятся на стадии планирования и разработки концепции. Уже определены три земельных участка, где глэмпинги могут быть реализованы. Администрация положительно оценивает перспективы появления таких комплексов на территории муниципального образования. Мы убеждены, что у района есть всё необходимое для развития подобного рода бизнес-проектов — живописные ландшафты, развитая инфраструктура и активный туристический поток. В минувшем году город принял 190 теплоходов и более 33 тысяч туристов, прибывших речным транспортом, — подчеркнул замруководителя исполкома Елабужского района по экономическому развитию Руслан Мусаев.

«Мы формируем новый турпродукт»: как глэмпинги повышают привлекательность районов Татарстана

В Менделеевском же районе на сегодняшний день реализуются девять проектов, связанных с экотуризмом. Глэмпинг в санатории «Шифалы су — Ижминводы» основался в этом году, в марте его открыли при поддержке Госкомитета по туризму Татарстана. Был получен грант в размере 10 млн рублей, и столько же вложил сам санаторий.

— В рамках этого проекта было создано 16 домиков и 44 дополнительных койко-мест. Кроме того, планируется к реализации крупный проект в районе села Тураево. Это глэмпинг, инвестором которого выступил «Расстал инвест». Мы сейчас ведем работу по предоставлению земельных участков данному инвестору и прорабатываем вопросы господдержки. Он на стадии проектирования. Еще один проект — КФХ «Богородское». Его хотим создать на территории вблизи села Икское Устье. Там планируется агротуризм с элементами мультисада и созданием глэмпинга, то есть целого комплекса — виноградники, теплицы, глэмпинг, где можно остановиться и насладиться отдыхом, — отметил замруководителя исполкома по экономике, ТОСЭР и содействию предпринимательства Менделеевского района Ленар Ахметов.

Ахметов добавил, что для них развитие туризма — чрезвычайно важное направление, ведь здесь 23 километра побережья Камы и богатое историческое наследие. Территория связана с такими выдающимися именами, как династия Ушковых, Дмитрий Менделеев, Борис Пастернак и Лев Збарский. Еще один немаловажный факт — географическое положение. Менделеевский район находится в камской агломерации, в радиусе 50 километров проживает 1 млн человек. И таких мест, где можно отдохнуть и провести время с семьей, здесь чрезвычайно мало.

«Мы формируем новый турпродукт»: как глэмпинги повышают привлекательность районов Татарстана

Чтобы глэмпинги, как и любые бизнес-проекты, работали, нужны люди. Много людей. С этой проблемой часто сталкиваются села и деревни – отток кадров из мелких поселков приводит к серьезным экономическим последствиям для района. В то же время наличие нестандартных баз отдыха только увеличивает турпоток. Буквально в декабре прошлого года свой глэмпинг появился и в Тарловке, где недавно началась застройка берега. Ближе к пенсии бизнесмен Айрат Тагиров решил воплотить одно из своих мечтаний и построить небольшой домик «на берегу моря». Купив дачный участок, он начал рассматривать варианты нового проекта. Наткнулся на афреймы – здания нетипичной формы — и понял, что рядом со своим жильем возведет комплекс домов с панорамными окнами.

— Лет 10-15 назад в Тарловке был санаторий. Но его уже сровняли с землей. А мечта о домике у воды не только у меня, а у большинства людей. И за то, чтобы хотя бы на один день прикоснуться к мечте, люди готовы платить деньги. Так нечаянно мои мысли и привели к созданию глэмпинга. Что главное в глэмпинге? Это вид, именно он продается. Здесь очень красивое место — поселок находится в хвойном бору на берегу Камы. Пока спрос стабильно высокий. Прилетают даже из Москвы. Я изначально планировал, что этот глэмпинг будет для событийного романтического отдыха. Принципиально не размещаем здесь шумные компании. Одно из уникальных торговых преимуществ состоит в том, что мы бесплатно привозим гостей из Челнов по Каме на катере, — рассказал владелец Tarlovka glamping.

«Мы формируем новый турпродукт»: как глэмпинги повышают привлекательность районов Татарстана

Тагиров признался, что сначала жители Тарловки довольно негативно отреагировали на появление глэмпинга. На уровне инстинктов его команду воспринимали чужаками. Кроме того, они были обеспокоены излишним шумом, так как думали, что база отдыха станет площадкой для празднования масштабных событий. Но в планы основателя это не входило. Смысл в спокойном отдыхе – приехал, переночевал на природе и уехал с приятными воспоминаниями. Постепенно активисты успокоились, но до сих пор оставляют глэмпинг под пристальным контролем, хотя сюда уже трудоустроили трех местных.

Расширяться бизнесмен пока что не планирует. Есть предположение, что в скором времени цены упадут и тогда будет нецелесообразно держать огромную постройку. А еще глэмпинг специально обособился от жителей. Масштабирование лишний раз побеспокоит тех, кто привык с тихому и размеренному ритму жизни.


Читайте также: В Татарстане появятся детские палаточные лагеря в формате глэмпинга и кемпинга


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *