Site icon KazanFirst

«Это достаточно больная тема»: в УФАС Татарстана рассказали, как обманывают регоператоры, банки и автосалоны

Республиканские региональные операторы пользуются своим положением для получения большей выгоды. Чаще всего злоупотребление проявляется в навязывании невыгодных условий договора.
Республиканские региональные операторы пользуются своим положением для получения
большей выгоды. Чаще всего злоупотребление проявляется в навязывании невыгодных
условий договора.

Первостепенной задачей Управления федеральной антимонопольной службы по Татарстану является недопущение нарушений, то есть профилактика. Это первое, что заявил заместитель руководителя ведомства Андрей Розенталь на встрече с журналистами. Он пояснил, что хозяйствующие субъекты и органы власти самостоятельно должны подходить к той экономической политике, которую они проводят, а УФАС лишь их к этому подталкивать. 

«Много случаев злоупотребления регоператорами своим положением»

Сам же Андрей Розенталь контролирует монополистов. В частности, чтобы они не злоупотребляли своим положением. К сожалению, как признался спикер, в этом блоке достаточно много нарушений. И связаны они, как ни странно, с деятельностью региональных операторов. 

— Это достаточно больная тема. С 2019 года в стране идет мусорная реформа, по которой до сих пор возникает много вопросов. Их задают и граждане, и органы власти, — рассказал Розенталь. — В прошлом году было много случаев злоупотребления регоператорами своим положением. В этом году продолжаем выявлять нарушения. 

Чаще всего злоупотребление проявляется в навязывании невыгодных условий договора. В пример замруководителя ведомства привел случай в Спасском районе Татарстана: местному предпринимателю препятствовали в том, чтобы он смог заключить договор на вывоз мусора по количеству установленных контейнеров. Он установил свою контейнерную площадку, зарегистрировал ее, однако УК «ПЖКХ» не заключала с ним договор. После проверки УФАС Татарстана вынесло регоператору предписание об устранении нарушения, а также наложило штраф в 500 тысяч рублей. 

По словам Розенталя, чаще всего нарушение, связанное с навязыванием невыгодных условий договора, встречается в садовых товариществах. В Верхнеуслонском районе с СНТ в 2019 году заключили договор по факту. 

— Норматив для садовых некоммерческих товариществ небольшой, а мусора там много, поэтому регоператор решил поступить так, — пояснил спикер.  

Антимонопольная служба напомнила регоператору, что так работать нельзя. Договоры перезаключили по нормативу, но задним числом регоператор вписал объем работ, который по факту не выполнялся. Розенталь пояснил, что на протяжении определенного времени садовые товарищества заявки на вывоз ТКО не подавали – у них не было договора с обслуживающей организацией. Соответственно, мусор у них не вывозили. УФАС вынесло предупреждение. 

Встречаются нарушения, когда жителям выставляют счета за вывоз мусора, при том, что в населенном пункте нет его организованного сбора. Подобный случай произошел в деревне Кабан Лаишевского района. 

—  Там отсутствовала контейнерная площадка и не был организован мешочный сбор. Регоператор задним числом с 2019 года выставил каждому жителю счет на оплату: якобы мусор все это время у них вывозили, — рассказал замруководителя УФАС, добавив, что по этому факту возбуждено дело. 

Уголовное дело также возбудили в отношении УК «ПЖКХ» как владельца полигона на улице Химической в Казани. Компания заключила с рядом организаций договор на размещение ТКО, а вот одну почему-то она решила обделить своим вниманием. Татарстанское УФАС посчитало это дискриминационными условиями и наказало рублем УК «ПЖКХ». Сумма штрафа составила 3,2 миллиона рублей.

Андрей Розенталь признался, что проблема оплаты ТКО по факту и нормативу – самая болезненная тема. Антимонопольная служба «вынуждена постоянно ее ворошить»: возбуждать дела и выдавать предупреждения.  

Муниципалитеты продолжают зарабатывать на ритуальных услугах 

Головную боль у татарстанского УФАС также вызывают ритуальные услуги. Все еще продолжается борьба с исполкомом Набережных Челнов. Как рассказал журналистам замруководителя Управления Алмаз Яфизов, дело находится на завершающем этапе. Напомним, что в автограде органы местного самоуправления наделили муниципальные унитарные предприятия (МУП) полномочиями по организации ритуальных услуг. Это нарушение закона.

— Согласно действующему законодательству, должен проходить конкурс либо быть создана специализированная организация. Кроме того, МУПы не имеют права заниматься тем, что не предусмотрено законом, — сказал Яфизов. 

Подобные нарушения также выявили в Нижнекамском, Рыбно-Слободском, Зеленодольском и Спасском районах. 

Подобный сговор между органами власти и исполнителями госзаказов обнаружили в министерстве образования Татарстана. На 22 аукционах на поставку оборудования для образовательных учреждений в рамках национального проекта «Образование», проходивших с октября 2018 года по июнь 2021-го, УФАС выявил сговор между участниками торгов. Причем сговор был как между хозяйствующими субъектами, так и между коммерческой структурой и представителем министерства образования республики, который в тот период работал в ведомстве.

В результате большая часть контрактов по этому нацпроекту оказалась в руках компаний, которые были связаны между собой. Кроме того, все деньги проходили через одни и те же организации. Доход этой группы составил более 250 миллионов рублей. В результате были возбуждены два антимонопольных дела и одно уголовное. 

В части госзакупок, по словам Алмаза Яфизова, УФАС также часто выявляет необоснованное решение о способе закупки. Так, например, в Зеленодольском районе сначала провели работы, а уже потом госзакупку. Встречается также «дробление закупок» при заключении контрактов с одним поставщиком. Управление сейчас рассматривает дело в отношении Дрожжановского района: муниципалитет заключил договор на строительство моста лишь с одной компанией. Работы были приняты и оплачены в полном объеме. Но долго мост не простоял — его снес паводок. 

Банки и автосалоны обманывают татарстанцев 

Заместитель руководителя татарстанского УФАС Венера Чернова начала свой доклад не с привычной ей темы контроля рекламы, а с предупреждения татарстанцев. На розничном рынке Татарстана появился ацетон с высоким содержанием метанола. Его содержание превышает нормы ГОСТ на 30%. 

Рассказывая о происхождении опасного товара, спикер отметила, что в УФАС обратился «Казаньоргсинтез», так как на этикетке упомянутого средства как производитель значился именно он. Позже с такими же заявлениями обратились и другие предприятия. В частности, «Уфаоргсинтез» и Новокуйбышевская нефтехимическая компания.

Расследование показало, что ацетон действительно закупался у упомянутых компаний, вместе с тем на выходе получался не продукт первого класса, а технический ацетон, который не подлежит использованию в бытовых целях. В УФАС предполагают, что он, скорее всего, разбавлялся.

— Ацетон продавали на маркетплейсе. Более того, многие женщины до сих пор используют средство компании для снятия лака, не задумываясь о том, что это может повлиять на сетчатку глаз, — сказала Чернова, добавив, что на сегодняшний день дело находится в стадии рассмотрения.

Далее замруководителя перешла к рекламе. Она отметила, что отдельно останавливаться на статистике возбужденных и рассмотренных дел не будет. По ее словам, в целом количество рассмотренных дел и их структура является сопоставимой с предыдущими периодами. 

Больше всего нарушений пришлось на рекламу финансовых услуг, в том числе путем доведения информации с использованием сетей электросвязи. Тут чаще всего косячат банки. В пример спикер привела рекламу карты Халва, которая принадлежит ПАО «Совкомбанк». 

Согласно рекламе, кредит предоставляется под 0%, дополнительных платежей не требуется, не несет для потребителя дополнительных расходов, так как все проценты погашает магазин. На деле же для получения выгоды необходимо выполнить ряд условий. Например, подключить дополнительные платные услуги, осуществлять покупки у партнера банка, платить только безналом, а клиенты возрастом до 50 лет должны были осуществлять вход в приложение или в личный кабинет, при этом нужно было не отказываться от получения уведомлений. 

Кроме того, никакой ставки в 0% «Совкомбанк» не предоставляет. Базовая процентная ставка составляла 10% годовых. Фактически оплаченные проценты в дальнейшем при соблюдении всех условий возвращаются кешбэком.

Венера Чернова заметила, что наболевшая проблема ее деятельности связана со спам-звонками и СМС-сообщениями. Несмотря на отсутствие ясно оформленного согласия на принятие подобного рода извещений, уведомления продолжают поступать в огромном количестве гражданам и юридическим лицам. В поле зрения управления попадают крупные участники рынка, такие, как банки, страховые компании, автосалоны, фитнес-центры, торговые сети.

— При этом правоприменительная практика УФАС свидетельствует об увеличении таких нарушений со стороны кредитных и финансовых организаций, в том числе со стороны крупных российских банков. Как показывает практика, кредитные организации включают пункт о даче согласия на получение рекламы в такие документы, как согласие на обработку персональных данных, кредитный договор. В последнее время также участились случаи, когда банки получают согласие при обращении гражданина в МФЦ при оплате государственной пошлины, — рассказала спикер. 

В своем выступлении Чернова также обратила внимание на недобросовестную конкуренцию. Этим, по ее словам, часто грешат автосалоны. 

— Салоны применяют хитрую схему, изначально заманивая покупателей низкими ценами на автомобили, процентами на кредиты ниже ключевой ставки Центрального банка, а потом продавая их по цене вдвое дороже и с навязанными дополнительными услугами, — поделилась спикер.

В пример замруководителя УФАС привела один из автосалонов республики, где предлагали купить Renault Kaptur за 668 тысяч рублей. При том, что реальная стоимость иномарки составляла более миллиона рублей. Узнавали об этом клиенты лишь во время оформления документов и продажи собственного автомобиля про программе Трейд-ин. При этом приобрести автомобиль за наличный расчет не представлялось возможным. Процент же по кредиту был выше указанного в рекламе и на сайте. 

Официальные дилеры по продаже новых легковых автомобилей тоже не всегда любят размещать достоверную информацию на своих сайтах, ограничиваясь ссылкой на то, что всю необходимую информацию можно получить непосредственно в автосалоне либо оставив номер телефона в форме обратной связи.


Читайте также: Пока населению не заплатят за вторсырье, раздельным сбором оно не займется


Exit mobile version